Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».
план-конспект занятия по психологии по теме

Кузьмина Ольга Евгеньевна
          Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчиков, направлен на формирование не только предметных результатов, но и метапредметных, личностных. Сегодня никого не нужно убеждать: развивать ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в своих убеждениях и поступках, в условиях непрерывного реформирования образования, неопределённости и нестабильности всех сфер нашего общества, исследователи ещё только пытаются определить.
        Доминирующим видом деятельности школьного психолога является работа психолога непосредственно с учащимися. В то же время основной фигурой, оказывающей влияние на ученика, был и остается учитель, от профессионализма которого во многом зависят возможности развития учащегося. Вследствие этого более эффективной может оказаться опосредованная помощь психолога учащемуся, реализованная через работу психолога с учителем.
         Таким образом, взаимодействие педагога-психолога с учителем, развитие педагогического профессионализма представляет, на наш взгляд, важное направление деятельности школьной психологической службы .
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

Цель:  обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения.

Задачи:

1.Предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
2.Обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
3.Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
4.Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
5.Развивать умения и навыки командного взаимодействия.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации», конфликтные ситуации, бланки для упражнений «сортировка», «модальность», бумага, музыка для упражнения «Молекулы» и релаксация с записью текста.

Часть занятия

Содержание

Время

Подготовка

Разминка «Ассоциация»

3мин

Введение в тему

Игра «Камушек в ботинке»

Игра «Молекула»

6мин

Основная часть

Работа в группах

Решения конфликтных ситуаций по «Алгоритму решения конфликтной педагогической ситуации».

Упражнение «Сортировка»

Диагностика педагогов. Тест «Генеральная стратегия поведения»

Упражнение «Модальность»

45 мин

Завершение занятия

Релаксация

2 мин

Прощание

Рефлексивный круг

4 мин

Подготовка

Здравствуйте ! Наша с вами сегодняшняя встреча посвящена конфликтным ситуациям, с которыми сталкивался каждый из вас.

Разминка «Ассоциация»

Давайте вместе с  вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого участника.

Конечно, каждый ответ правильный .Но ведь эти  разногласия откуда-то появляются.

Давайте с вами возьмем листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, еще раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?

В процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг другу, появлению в связи с этим напряжения . а значит, возникает опасность конфликта.

Введение в тему

Школьная жизнь насыщена конфликтами и сегодняшнее занятие полностью посвящено рассмотрению педагогических конфликтов и возможных путей их решения.

 Игра «Камушек в ботинке»  

 Можете рассказать мне, что происходит, когда в Ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и Вы оставляете все как есть. Может быть, даже случаете и так, что Вы забываете о неприятном кумушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из нег камушек.  Но через некоторое время Вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда Вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

  Когда мы сердимся, то сначала воспринимаем как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда,  то нога остается целой и невредимой если же нет, то могут возникнуть проблемы и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу пока они не вылились в большой конфликт. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке» то все мы будем знать, что Вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы Вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы Вам. Скажите тогда «У меня нет камушка в ботинке» или: « У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится что….». Расскажите нам, что вас удручает. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы

 Игра «Молекула» играет музыка

      Игра проводится с целью деления участников на группы. Всем участникам предлагается свободно перемещаться по комнате, как только ведущий подаст сигнал, нужно соединится в группу из 2-3 молекул. Таким образом, игра проводится несколько раз.В этом составе участники будут работать в группах.

Основная часть

Работа в группах  

Давайте сейчас попытаемся написать какие конфликты  есть в школе.    

Педагогические конфликты могут быть разделены на три группы (лучше коллективно выявить причины, а потом на листе ватмана обозначить их).

  1. Мотивационные конфликты (возникают между учителями и учащимися по причине нежелания последних учиться). Конфликты этой группы могут привести к взаимной неприязни и даже борьбе межу педагогом и ребенком. Возникают подобные конфликты,  потом что в нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность

  2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе (поступление в первый класс: переход из младшей школы в основную.: начало девятого класса – когда школьник должен определиться:  продолжать обучение в школе или поступить в училище или колледж; окончание школы). В данные периоды жизни дети могут испытывать неудачи, срывы, проблемы, приводящие к возникновению конфликтов.

   3. Конфликты взаимодействий: учащиеся между собой, учителей и школьников ,учителей с друг другом, учителей и администрации школы.

  Решения конфликтных ситуаций

Далее каждой группе дается определенная конфликтная ситуация. Задача группы – найти свой вариант решений ситуации и охарактеризовать ее по «Алгоритму решения конфликтной педагогической ситуации».

«Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации».

  Первый этап. Условно называется «Стоп!» и направлен на оценку педагогом ситуации и осознания собственных эмоций. Спросите себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?».

   Второй этап. Начинается с вопроса «Почему?» задаваемого педагогом самому себе. Суть данного заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка.

  Третий этап. Постановка педагогической цели, формулируется в виде вопроса «Что?»  - «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?»  (чувства страха у ребенка или осознанное чувства вины). Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Важно показывать ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, способен вызвать в нем положительное поведение.

  Четвертый этап. Заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?» - «Каким образом достичь желаемого результата?». Мастерство педагога здесь  проявляется в том, что ему необходимо создать условия для выбора поведения самим ребенком, а не навязывать ребенку «нужной» модели поведения.  

  Пятый этап. Это практическое действия педагога. Данный этап является логическим завершение всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации.  Здесь реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка.

  Шестой этап. Анализ педагогического воздействия, оценка эффективности общения педагога с ребенком. Возможность сравнить цель с достигнутыми результатами и сформулировать перспективы.

Конфликтные  ситуации

   1 Ситуация «Замечание». В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» - ученик говорит: «Человек, который неправильно говорит слово «пиджак» и «коридор», вообще не имеет право быть учителем»

  Что ответить ученику?

  2 Ситуация. «Двойка». Получив «двойку» на уроке английского языка, ученик шумно  и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя. Действия учителя.

  3 Ситуация. «Нарушитель тишины». На уроке литературы учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что один из учеников нарочно  покачивается на стуле, привлекая внимание всего класс. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые следуют его примеру.

  Ваши действия?

  4 Ситуация. «Стул». Учительница  пения работает первый год в школе. Она классный руководитель 4 класса. В этом классе у нее начинается урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик стоящий за спиной, отодвинул стул – и учительница упала…..

  Как учительнице действовать дальше?

Для того чтобы решить конфликт конструктивно каждый педагог должен иметь определенный набор личностных качеств.

Упражнение «Сортировка»

   Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих: на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие. Сначала каждый участник выполняет задание индивидуально, а потом – в группе по 4-5 человек вырабатывается единство мнений по данному вопросу. После завершения обсуждения представительств каждой группы зачитывает составленный группой список выбранных качеств, аргументируя его.

№ п/п

Личностное  качество

Выбор

№ п/п

Личностное качество

Выбор

1

2

3

1

2

3

1

Вспыльчивость

            16

Придирчивость

2

Прямолинейность

17

Бестактность

3

Торопливость

18

Лживость

4

Резкость

19

Беспринципность

5

Себялюбие

20

Двуличие

6

Упрямство

21

Неискренность

7

Обидчивость

22

Раздражительность

8

Мстительность

23

Благодушие

9

Сухость

24

Амбициозность

10

Педантичность

25

Злобность

11

Медлительность

26

Агрессивность

12

Необязательность

27

Подозрительность

13

Забывчивость

28

Злопамятство

14

Нерешительность

29

Притворство

15

Пристрастность

30

Равнодушие

 

  Выбери 10 из 30 личностных качеств педагога, которые имеют решающее в преодолении  педагогических конфликтов. Работа проводится аналогичным образом.

№ п/п

Личностные качества

Выбор

№ п/п

Личностные качества

Выбор

1

2

3

1

2

3

1

Справедливость

16

Уверенность в себе

2

Терпимость

17

Инициативность

3

Тактичность

18

Имправизационность

4

Ответственность

19

Решительность

5

Оптимизм

20

Доброжелательность

6

Принципиальность

21

Терпеливость

7

Требовательность к себе

22

Артистизм

8

Требовательность к ребенку

23

Эмпатийность

9

Самоуважение

24

Целеустремленность

10

Уважение личности ребенка

25

Любовь к детям

11

Доброжелательность

26

Аккуратность

12

Эмоциональность

27

Энергичность

13

Самообладание

28

Деловитость

14

Уравновешенность

29

Альтруизм

15

Демократичность

30

Великодушие

В конфликте существуют  5 стилей поведения.

  • Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.  
  • Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.  
  • Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Избегание – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
  • Сотрудничество – альтернативный способ принятия решения, учтены интересы обоих сторон.

А  в реальной жизни, какой стратегии поведения придерживаетесь вы?

Тест «Генеральная стратегия поведения»

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:С помощью этого теста Вы можете узнать как Вы предпочитаете вести себя в конфликтной ситуации.

Инструкция:

Тест содержит 30 утверждений (пословиц, поговорок), которые необходимо оценить следующим образом:

5 баллов – всегда так поступаете и высоко оцениваете данное утверждение;
4 балла – довольно часто так поступаете и довольно высоко оцениваете данное утверждение;
3 балла – иногда так поступаете и положительно оцениваете данное утверждение;
2 балла – очень редко или крайне редко так поступаете и довольно отрицательно оцениваете данное утверждение;
1 балл – никогда так не поступаете и очень отрицательно оцениваете данное утверждение.

Результаты запишите в таблицу.

Тестовое задание:

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы не можете заставить другого думать как вы, то тогда заставьте его поступать как вам нужно.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два – лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне – я тебе.

20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие.

21. Кто спорит, тот ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство.

23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.

24. Кто дарит, тот друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

26. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.

27. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе,

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

Обработка результатов теста:

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Интерпретация теста:

Подсчитайте сумму баллов в каждой колонке.

Если результат равен 20 и более, значит, вы предпочитаете вести себя в конфликтной ситуации в соответствии с той стратегией, которая обозначена ниже.

A. Стратегия «черепахи» – это стратегия ухода от конфликта и проблем.

Б. Стратегия «акулы» – силовая стратегия решения конфликта. Главное – цель, а средства допустимы все.

B. Стратегия «медвежонка» – стратегия сглаживания острых углов в конфликте.

Г. Стратегия «лисы» – стратегия активного поиска компромисса. При этой стратегии человек жертвует частью своей цели ради победы. Это энергичные деловые люди.

Д. Стратегия «совы» – открытая и честная стратегия решения конфликта.

Стиль конкуренция – «акула»

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Использование:

Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;

Решение необходимо принять очень быстро;

Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять;

Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Преимущества:

Не копятся отрицательные эмоции;

Подходит для экстремальных ситуаций.

Недостатки:

Конфликт не решается справедливо;

Постоянный конфликт со всеми.

Стиль уклонение – «черепаха»

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Использование:

Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение;

Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении;

Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;

Ваш собеседник обладает большей власть.

Преимущества:

Это «безопасный стиль в опасности»;

Человек сам конфликты не создаёт.

Недостатки:

Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Стиль приспособление – «медвежонок»

Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Использование:

Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас;

Другой человек обладает большей властью;

Необходимо смягчить ситуацию;

Важно сохранить отношения, а не отстаивать свои интересы.

Преимущества:

Сохраняются взаимоотношения между людьми.

Недостатки:

Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.

Стиль компромисс – «лиса»

Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.

Использование:

Устраивает временное решение проблемы;

Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.

Преимущества:

Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.

Недостатки:

Может накапливаться неудовлетворённость у людей.

Стиль сотрудничество – «сова»

Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Использование:

Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной;

У вас есть время поработать над возникшей проблемой;

Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.

Преимущества:

Справедливое, окончательное разрешение конфликта.

Недостатки:

«Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации.

Упражнение «Модальность»

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем?», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят родители и педагоги о себе, обращаясь к подростку «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать….». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, - модальность возможного.

  Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействий

Типичная фраза

Как необходимо сказать

Ты должен хорошо учиться!

Я уверен , что ты можешь хорошо учиться!

Ты должен думать о будущем!

Интересно , каким человеком ты хотел бы стать ? Какую профессию планируешь выбрать?

Ты должен уважать старших!

Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!

Ты должен слушаться  учителей  и родителей!

Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших  полезно прислушиваться

   А теперь поупражняетесь самостоятельно. Слева даны типичные фразы, которые часто говорят подросткам, а справа напишите другие фразы, в  которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего высказывания

Типичная фраза

Как необходимо сказать

Давай дневник , я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь дневник!

Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!

Ты постоянно  срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!

Ты должен ценить заботу старших!

Завершение занятия

Релаксация

Прослушивание релаксационной музыки с записью текста

Рефлексия «Садовник»

Установление обратной связи, анализ информации, опыта, полученных в группе.

Каждый из вас должен завершить фразу: «Мне сейчас…».

Прощание 

Педагогам предлагается встать  в круг и хором сказать «Спасибо за прекрасный день!»

Библиография:

  1. Лукьянова М.И. “Психолого-педагогическая компетентность учителя” (диагностика и развитие) М: ТЦ Сфера, 2004 (методика ГОКК стр.115).
  2. Митина Л.М. “Профессиональная деятельность и здоровье педагога” М: Издательский центр “Академия”, 2005 г.
  3. Релаксацияаудиодиск,Усть-Каменогорск,2010г.
  4. Сайт http://psihu.net/library/cat335 Тест «Генеральная стратегия поведения

Приложение 1

 «Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации».

  Первый этап. Условно называется «Стоп!» и направлен на оценку педагогом ситуации и осознания собственных эмоций. Спросите себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?».

   Второй этап. Начинается с вопроса «Почему?» задаваемого педагогом самому себе. Суть данного заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка.

  Третий этап. Постановка педагогической цели, формулируется в виде вопроса «Что?»  - «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?»  (чувства страха у ребенка или осознанное чувства вины). Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Важно показывать ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, способен вызвать в нем положительное поведение.

  Четвертый этап. Заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?» - «Каким образом достичь желаемого результата?». Мастерство педагога здесь  проявляется в том, что ему необходимо создать условия для выбора поведения самим ребенком, а не навязывать ребенку «нужной» модели поведения.  

  Пятый этап. Это практическое действия педагога. Данный этап является логическим завершение всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации.  Здесь реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка.

  Шестой этап. Анализ педагогического воздействия, оценка эффективности общения педагога с ребенком. Возможность сравнить цель с достигнутыми результатами и сформулировать перспективы.

Приложение 2

Конфликтные  ситуации

   1 Ситуация «Замечание». В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» - ученик говорит: «Человек, который неправильно говорит слово «пиджак» и «коридор», вообще не имеет право быть учителем»

  Что ответить ученику?

  2 Ситуация. «Двойка». Получив «двойку» на уроке английского языка, ученик шумно  и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя. Действия учителя.

  3 Ситуация. «Нарушитель тишины». На уроке литературы учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что один из учеников нарочно  покачивается на стуле, привлекая внимание всего класс. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые следуют его примеру.

  Ваши действия?

  4 Ситуация. «Стул». Учительница  пения работает первый год в школе. Она классный руководитель 4 класса. В этом классе у нее начинается урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик стоящий за спиной, отодвинул стул – и учительница упала…..

Приложение 3

Упражнение «Сортировка»

   Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих: на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие. Сначала каждый участник выполняет задание индивидуально, а потом – в группе по 4-5 человек вырабатывается единство мнений по данному вопросу. После завершения обсуждения представительств каждой группы зачитывает составленный группой список выбранных качеств, аргументируя его.

№ п/п

Личностное  качество

Выбор

№ п/п

Личностное качество

Выбор

1

2

3

1

2

3

1

Вспыльчивость

            16

Придирчивость

2

Прямолинейность

17

Бестактность

3

Торопливость

18

Лживость

4

Резкость

19

Беспринципность

5

Себялюбие

20

Двуличие

6

Упрямство

21

Неискренность

7

Обидчивость

22

Раздражительность

8

Мстительность

23

Благодушие

9

Сухость

24

Амбициозность

10

Педантичность

25

Злобность

11

Медлительность

26

Агрессивность

12

Необязательность

27

Подозрительность

13

Забывчивость

28

Злопамятство

14

Нерешительность

29

Притворство

15

Пристрастность

30

Равнодушие

 

  Выбери 10 из 30 личностных качеств педагога, которые имеют решающее в преодолении  педагогических конфликтов. Работа проводится аналогичным образом.

№ п/п

Личностные качества

Выбор

№ п/п

Личностные качества

Выбор

1

2

3

1

2

3

1

Справедливость

16

Уверенность в себе

2

Терпимость

17

Инициативность

3

Тактичность

18

Имправизационность

4

Ответственность

19

Решительность

5

Оптимизм

20

Доброжелательность

6

Принципиальность

21

Терпеливость

7

Требовательность к себе

22

Артистизм

8

Требовательность к ребенку

23

Эмпатийность

9

Самоуважение

24

Целеустремленность

10

Уважение личности ребенка

25

Любовь к детям

11

Доброжелательность

26

Аккуратность

12

Эмоциональность

27

Энергичность

13

Самообладание

28

Деловитость

14

Уравновешенность

29

Альтруизм

15

Демократичность

30

Великодушие

Приложение 4

Тест «Генеральная стратегия поведения»

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:С помощью этого теста Вы можете узнать как Вы предпочитаете вести себя в конфликтной ситуации.

Инструкция:

Тест содержит 30 утверждений (пословиц, поговорок), которые необходимо оценить следующим образом:

5 баллов – всегда так поступаете и высоко оцениваете данное утверждение;
4 балла – довольно часто так поступаете и довольно высоко оцениваете данное утверждение;
3 балла – иногда так поступаете и положительно оцениваете данное утверждение;
2 балла – очень редко или крайне редко так поступаете и довольно отрицательно оцениваете данное утверждение;
1 балл – никогда так не поступаете и очень отрицательно оцениваете данное утверждение.

Результаты запишите в таблицу.

Тестовое задание:

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы не можете заставить другого думать как вы, то тогда заставьте его поступать как вам нужно.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два – лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне – я тебе.

20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие.

21. Кто спорит, тот ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство.

23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.

24. Кто дарит, тот друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

26. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.

27. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе,

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

Обработка результатов теста:

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Интерпретация теста:

Подсчитайте сумму баллов в каждой колонке.

Если результат равен 20 и более, значит, вы предпочитаете вести себя в конфликтной ситуации в соответствии с той стратегией, которая обозначена ниже.

A. Стратегия «черепахи» – это стратегия ухода от конфликта и проблем.

Б. Стратегия «акулы» – силовая стратегия решения конфликта. Главное – цель, а средства допустимы все.

B. Стратегия «медвежонка» – стратегия сглаживания острых углов в конфликте.

Г. Стратегия «лисы» – стратегия активного поиска компромисса. При этой стратегии человек жертвует частью своей цели ради победы. Это энергичные деловые люди.

Д. Стратегия «совы» – открытая и честная стратегия решения конфликта.

Приложение 5

Упражнение «Модальность»

Типичная фраза

Как необходимо сказать

Давай дневник , я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь дневник!

Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!

Ты постоянно  срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!

Ты должен ценить заботу старших!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

Слайд 2

Цель: обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения. Задачи: 1.Предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов; 2.Обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; 3.Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; 4.Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; 5.Развивать умения и навыки командного взаимодействия.

Слайд 3

что такое конфликт?

Слайд 4

Игра «Камушек в ботинке»

Слайд 5

«У меня нет камушка в ботинке» « У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится что….»

Слайд 6

Игра «Молекула»

Слайд 7

Давайте сейчас попытаемся написать какие конфликты есть в школе

Слайд 8

Педагогические конфликты могут быть разделены на три группы 1. Мотивационные конфликты (возникают между учителями и учащимися по причине нежелания последних учиться). Конфликты этой группы могут привести к взаимной неприязни и даже борьбе межу педагогом и ребенком. Возникают подобные конфликты, потом что в нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе (поступление в первый класс: переход из младшей школы в основную.: начало девятого класса – когда школьник должен определиться: продолжать обучение в школе или поступить в училище или колледж; окончание школы). В данные периоды жизни дети могут испытывать неудачи, срывы, проблемы, приводящие к возникновению конфликтов. 3. Конфликты взаимодействий: учащиеся между собой, учителей и школьников ,учителей с друг другом, учителей и администрации школы .

Слайд 9

«АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ» Первый этап . Условно называется «Стоп!» и направлен на оценку педагогом ситуации и осознания собственных эмоций. Спросите себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?». Второй этап. Начинается с вопроса «Почему?» задаваемого педагогом самому себе. Суть данного заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Третий этап . Постановка педагогической цели, формулируется в виде вопроса «Что?» - «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувства страха у ребенка или осознанное чувства вины). Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Важно показывать ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, способен вызвать в нем положительное поведение. Четвертый этап . Заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?» - «Каким образом достичь желаемого результата?». Мастерство педагога здесь проявляется в том, что ему необходимо создать условия для выбора поведения самим ребенком, а не навязывать ребенку «нужной» модели поведения. Пятый этап. Это практическое действия педагога. Данный этап является логическим завершение всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Здесь реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Шестой этап . Анализ педагогического воздействия, оценка эффективности общения педагога с ребенком. Возможность сравнить цель с достигнутыми результатами и сформулировать перспективы.

Слайд 10

Конфликтные ситуации 1 Ситуация «Замечание». В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» - ученик говорит: «Человек, который неправильно говорит слово «пиджак» и «коридор», вообще не имеет право быть учителем» Что ответить ученику?

Слайд 11

Конфликтные ситуации 2 Ситуация. «Двойка». Получив «двойку» на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя. Действия учителя.

Слайд 12

Конфликтные ситуации 3 Ситуация. «Нарушитель тишины». На уроке литературы учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой – то скрип. Учитель замечает, что один из учеников нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класс. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые следуют его примеру. Ваши действия?

Слайд 13

Конфликтные ситуации 4 Ситуация. «Стул». Учительница пения работает первый год в школе. Она классный руководитель 4 класса. В этом классе у нее начинается урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик стоящий за спиной, отодвинул стул – и учительница упала….. Как учительнице действовать дальше?

Слайд 14

Упражнение «Сортировка»

Слайд 15

Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих: на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие. № п/п Личностное качество Выбор № п/п Личностное качество Выбор 1 2 3 1 2 3 1 Вспыльчивость 16 Придирчивость 2 Прямолинейность 17 Бестактность 3 Торопливость 18 Лживость 4 Резкость 19 Беспринципность 5 Себялюбие 20 Двуличие 6 Упрямство 21 Неискренность 7 Обидчивость 22 Раздражительность 8 Мстительность 23 Благодушие 9 Сухость 24 Амбициозность 10 Педантичность 25 Злобность 11 Медлительность 26 Агрессивность 12 Необязательность 27 Подозрительность 13 Забывчивость 28 Злопамятство 14 Нерешительность 29 Притворство 15 Пристрастность 30 Равнодушие

Слайд 16

Выбери 10 из 30 личностных качеств педагога, которые имеют решающее в преодолении педагогических конфликтов.

Слайд 17

В конфликте существуют 5 стилей поведения Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Избегание – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей. Сотрудничество – альтернативный способ принятия решения, учтены интересы обоих сторон.

Слайд 18

Стили реагирования в конфликтных ситуациях Сколько раз тебе говорить… А,а,а…

Слайд 20

5 баллов – всегда так поступаете и высоко оцениваете данное утверждение; 4 балла – довольно часто так поступаете и довольно высоко оцениваете данное утверждение; 3 балла – иногда так поступаете и положительно оцениваете данное утверждение; 2 балла – очень редко или крайне редко так поступаете и довольно отрицательно оцениваете данное утверждение; 1 балл – никогда так не поступаете и очень отрицательно оцениваете данное утверждение. 1. Худой мир лучше доброй ссоры. 2. Если вы не можете заставить другого думать как вы, то тогда заставьте его поступать как вам нужно. 3. Мягко стелет, да жестко спать. 4. Рука руку моет. 5. Ум хорошо, а два – лучше. 6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит. 7. Кто сильнее, тот и правее. 8. Не подмажешь – не поедешь. 9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок. 10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают. 11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день. 12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага. 13. Убивай врагов своей добротой. 14. Честная сделка не вызывает ссоры. 15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

Слайд 21

5 баллов – всегда так поступаете и высоко оцениваете данное утверждение; 4 балла – довольно часто так поступаете и довольно высоко оцениваете данное утверждение; 3 балла – иногда так поступаете и положительно оцениваете данное утверждение; 2 балла – очень редко или крайне редко так поступаете и довольно отрицательно оцениваете данное утверждение; 1 балл – никогда так не поступаете и очень отрицательно оцениваете данное утверждение. 16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами. 17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу. 18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого. 19. Ты мне – я тебе. 20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие. 21. Кто спорит, тот ни гроша не стоит. 22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство. 23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной. 24. Кто дарит, тот друзей наживает. 25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет. 26. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их. 27. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 28. Кротость торжествует над гневом. 29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе, 30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

Слайд 22

A. Стратегия «черепахи» – это стратегия ухода от конфликта и проблем. Б. Стратегия «акулы» – силовая стратегия решения конфликта. Главное – цель, а средства допустимы все. B. Стратегия «медвежонка» – стратегия сглаживания острых углов в конфликте. Г. Стратегия «лисы» – стратегия активного поиска компромисса. При этой стратегии человек жертвует частью своей цели ради победы. Это энергичные деловые люди. Д. Стратегия «совы» – открытая и честная стратегия решения конфликта.

Слайд 23

Стиль конкуренция – «акула» Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Преимущества: Не копятся отрицательные эмоции; Подходит для экстремальных ситуаций. Недостатки: Конфликт не решается справедливо; Постоянный конфликт со всеми.

Слайд 24

Стиль уклонение – «черепаха» Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта. Преимущества: Это «безопасный стиль в опасности»; Человек сам конфликты не создаёт. Недостатки: Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Слайд 25

Стиль приспособление – «медвежонок» Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми. Недостатки: Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.

Слайд 26

Стиль компромисс – «лиса» Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает. Преимущества: Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое. Недостатки: Может накапливаться неудовлетворённость у людей.

Слайд 27

Стиль сотрудничество – «сова» Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях. Преимущества: Справедливое, окончательное разрешение конфликта. Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.

Слайд 28

Типичная фраза Как необходимо сказать Ты должен хорошо учиться! Я уверен , что ты можешь хорошо учиться! Ты должен думать о будущем! Интересно , каким человеком ты хотел бы стать ? Какую профессию планируешь выбрать? Ты должен уважать старших! Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека! Ты должен слушаться учителей и родителей! Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться Упражнение « Модальность »

Слайд 29

Типичная фраза Как необходимо сказать Давай дневник , я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь дневник! Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой! Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать! Ты должен ценить заботу старших!

Слайд 30

РЕЛАКСАЦИЯ Рефлексия «Мне сейчас….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Использование ИКТ в педагогической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение ком...

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...