Использование ИКТ в педагогической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.
статья

Афанасьева Галина Анатольевна

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_ikt.afanaseva_g.a.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в педагогической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.

Г.А. Афанасьева

МБОУ «СОШ №78» ЗАТО Северск

Одним из показателей профессиональной компетенции педагога в современном обществе является его умение использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе при обучении математике.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

Основным средством ИКТ любой системы образования является персональный компьютер, программное обеспечение которого (MS Office Word, Excel, Power Point, Microsoft Publisher) позволяет педагогу значительно расширить рамки проведения занятия или урока, сделать его более разнообразным и интересным. Самыми распространёнными формами использования ИКТ в образовательном процессе являются: создание презентаций, работа с интерактивной доской, ресурсами сети Интернет, использование обучающих программ, в том числе авторских, и многие другие.

Информационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока математики:

- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

- частичная замена (выборочное использование дополнительного материала);

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

- использование компьютера для вычислений, построений  графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

- использование игровых и занимательных программ;

- использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, то использование их в изучении математики с использованием ИКТ повышает эффективность обучения.

Очень интересным для меня журналом является электронный журнал «Компьютер школьного учителя математики» автора Валерия Зыкина, который позволяет активно применять ИКТ в образовательном процессе с помощью компьютерных программ. С помощью этих программ сложный математический материал можно продемонстрировать наглядно.

       При рассмотрении  главы курса «Тригонометрические функции», графические возможности компьютера принесут пользу и при объяснении самого понятия функции, и при исследовании тригонометрических функций  и построении графиков. При рассмотрении таких важных вопросов, как периодичность тригонометрических функций, четность и нечетность, преобразование графиков, возрастание и убывание функции.    Возможности компьютера позволяют изучать динамику различных процессов и описывать их функциями, демонстрировать характеристики изучаемых объектов в динамике, что вероятно, широко используется при объяснении различных понятий математического анализа.

На экране компьютера легко показать картину последовательного приближения секущих и касательной в данной точке при изучении геометрической интерпретации производной.

Много полезного важного и нужного материала для учителя математики можно взять со страничек сайта BigSlide.ru (презентации уроков). Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую презентацию на тему «Математика».  С помощью презентационного сопровождения можно создавать на уроке неожиданные моменты, использовать анимационные модули при решении задач на готовых чертежах. Используя презентацию, можно не преподносить на «блюдечке» готовые формулировки, а просить составить их самостоятельно. Рассматривая готовые чертежи, дети подмечают закономерности, сами выдвигают гипотезы, доказывают свойства. Этот опыт самостоятельного поиска новых знаний очень важен для обучающихся.

Говорят, что дистанционное образование займет важное место в жизни человечества, поэтому и дистанционному самообразованию надо учить детей. Такой виртуальной площадкой  для самообразования учащихся является раздел «Виртуальный репетитор», на котором учителя размещают учебные материалы.

Будущие выпускники  могут пройти тестирование по материалам ЕГЭ, проверить ответы и решения, узнать свои баллы по стобалльной шкале  на сайте  РЕШУ ЕГЭ РФ (http://reshuege.ru). Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.

Журнал «Мастерская учителя математики» может стать мощным инструментом в педагогической деятельности, который поможет не только облегчить работу при подготовке к урокам, но и позволит вашим ученикам показать высокий уровень качества знаний. В данной мастерской можно найти такие разделы: «Сеть творческих учителей», где размещены сайты учителей математики /Учителю.РФ opens.tel/, мастерская «Мультимедийной презентации для уроков математики».

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов можно использовать специально составленные мультимедийные презентации, тренировочные и контрольные тесты  сайта: http://www.mathvaz.ru.

Компьютер предлагает ученику задание, если ученик набрал верный ответ, то на экране высвечивается слово  «Молодец» и даётся новое задание, если же ответ не верен, то компьютер указывает ошибку и просит повторить вычисление. Т.е. учащийся получает новое задание после того, как есть ответ на предыдущий. Это позволяет каждому учащемуся класса работать в своём темпе.  Кроме того, у ученика нет никаких шансов избежать вычислений, надеявшись, что его не спросят, как это часто бывает при фронтальном опросе.

Полученный мною опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьёзных тем по математике, что, в  итоге, ведёт к интенсификации процесса обучения.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная, проверочная или контрольная работы, внеклассная работа, творческая работа.

В своей работе я использую информационные технологии в создании уроков, в творческой проектной работе учащихся, в дистанционных конкурсах, пользуюсь библиотекой и ресурсами Итернет. Компьютер в состоянии изменить структуру и методы работы учителя вне урока и непосредственно на уроке, даёт существенный образовательный эффект.

Литература

1.Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М: Народное образование, 1998.

3.Петрова О.Н. Мотивация учения. – Математика. №35, 2004.

4.http://mathforum/org/library/

5.http://www.int-edu.ru/geom.htm/

6.http://vschool.km.ru/

7.http://www.mathvaz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»

«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Самообразование – ведущий фактор повышения профессиональной компетентности педагогов

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.   Сегодня повысился спрос на высококвал...

Современные информационно-педагогические технологии как фактор повышения профессиональной компетенции педагога

В статье рассматриваются различные возможности повышения ИКТ-компетентности педагога....

«Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...

Выступление по теме "Конкурсное движение как фактор повышения профессионального роста педагогов", в рамках проведения РМО - педагогическая мастерская "Пригласите на урок" на базе Управления образования администрации МО "Холмогорский муниципальный район"

Профессиональные конкурсы – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов, участие в конкурсах для учителей физической культуры образовательных учреждений способствует эффект...