«Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»
статья

Ситникова Светлана Витальевна

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств. Давайте, мы вместе перечислим профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagogov.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Самообразование педагогов – как фактор повышения

 профессиональной компетентности»

Ситникова С.В.-замдиректора по НМР  

МБОУ «Хоринская средняя школа №1им.Д.Ж.Жанаева»

Оборудование: компьютер, проектор, маркерная доска, маркеры, стикеры, плоскостное изображение современного педагога.

1 этап.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам послушать одну притчу, а потом ответить на вопрос: в чем ее смысл? В чем мораль притчи? (Трансляция ролика «Крылья» Ш. Амонашвили.)

2 этап.

(Присутствующие озвучивают ответы на вопрос)

- Вы совершенно правы, для того, чтобы научить чему-то другого, нужно сначала научиться самому.

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств. Давайте, мы вместе перечислим профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?

(системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость…)

3 этап.

- Что нужно педагогу, чтобы всегда соответствовать своему времени?

(Ответы участников.)

- Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами: нарастающим объемом научной информации, прогрессом в области техники и технологии, интеграцией образования, наук и производства. Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него целенаправленной работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствования владения социально - педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику. Т. е. постоянно повышать свою профессиональную компетентность педагога. Уважаемые коллеги, А как Вы понимаете термин «Профессиональная компетентность педагога»?

(Ответы присутствующих.)

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников является одной из самых актуальных. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. работа в методических объединениях, творческих группах;

2. исследовательская деятельность;

3. инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. различные формы педагогической поддержки;

5. активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

4 этап.

Как же мы, уважаемые коллеги, можем мотивировать себя на саморазвитие?

(Предположения участников.)

- Вы совершенно правы, коллеги! Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Какие 3 основных этапа формирования профессиональной компетентности мы с Вами можем выделить?

(Ответы присутствующих.)

• самоанализ и осознание необходимости;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

5 этап.

Советы по организации самообразования

Одним из условий повышения качества работы является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего педагога - оказать помощь конкретному педагогу в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому, постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов учреждения могут быть:

• ознакомление с новыми нормативными документами;

• изучение учебной и научно-методической литературы;

• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• изучение новых программ и педагогических технологий;

• ознакомление с передовой практикой;

• повышение общекультурного уровня.

- А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам составить Алгоритм составления плана по самообразованию. С чего должен начать каждый уважающий себя педагог?

(Ответ: выбрать тему. Затем проговаривается каждый этап составления плана по самообразованию.)

Алгоритм работы над темой самообразования:

• подбор темы;

• определение целей и задач;

• дата начала работы над темой;

• подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой;

• подбор источников самообразования;

• результаты самообразования и их трансляция.

Алгоритм составления плана по самообразованию.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

• название темы,

• цели,

• задачи,

• предполагаемый результат,

• этапы работы,

• сроки выполнения каждого этапа,

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

• способ демонстрации результата проделанной работы,

• форма отчета по проделанной работе.

6 этап.

- В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

(Ответы педагогов.)

• Телевидение.

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Вебинары.

• Семинары и конференции.

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

• Курсы повышения квалификации.

7 этап.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования на некотором этапе? (Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.)

(Ответы педагогов.)

• Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).

• Диссеминация педагогического опыта, публикация или издание методических разработок.

• Разработка новых форм, методов и приемов обучения.

• Разработка дидактических материалов, развивающих игр, пособий.

• Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

• Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.

• Создание педагогических разработок.

• Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

8 этап.

- Уважаемые коллеги, давайте теперь перечислим параметры успешной реализации плана по самообразованию педагога.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Учитель обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Рефлексия:

Чем педагогическая мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в вашем представлении о формировании профессиональной компетенции педагога? Остались ли у еще вопросы по данной теме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности учащегося

Доклад на научно – практическую конференцию «Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы»....

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции»

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной комп...

сборник материалов Региональной научно-практической конференции "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

В сборнике предоставленные материалы, которыми могут воспользоваться преподаватели для самообразования и самосовершенствования....

Самообразование педагогов – как фактор повышения качества образования учащихся.

Самообразование педагогов – как фактор повышения качества образования учащихся. ¨Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д...

Статья: "Самообразование педагога как фактор профессионального роста"

Статья содержит базовый метериал по организации процесса самообразования педагога....