САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.
учебно-методический материал на тему

Николаева Наталья Викторовна

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_pedagoga.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ  педагогов – важнейший фактор,

обеспечивающий успех в работе Центра.

                                                              Учитель живет , пока учится.

                                                                                                К.Д.Ушинский   

 Самообразование – это  целенаправленная  работа педагога по  расширению и углублению  своих теоретических знаний, совершенствованию  имеющихся  и приобретению новых  профессиональных навыков и  в свете современных  требований педагогической  и психологической наук. Педагог должен    в течении учебного года или другого периода времени  углубленно заниматься  проблемой, решение которой  вызывает  определенные   затруднения или которая является предметом  его особого интереса.

    Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и  многопланово. Основными направлениями в системе  самообразования могут быть:

* ознакомление с новыми нормативными   документами по вопросам дополнительного образования;

*  изучение учебной и научно- методической литературы;

*  ознакомление с новыми достижениями  педагогики, психологии;

*  изучение новых программ и педагогических технологий;

* ознакомление с передовой практикой  учреждений дополнительного    образования;

*   повышения общекультурного уровня.

Работа педагога по самообразованию включает в себя:

  • тему, которая должна отражать личностно- профессиональную проблему самообразования педагога;
  • цель работы по самообразованию;
  • содержание деятельности по самообразованию, а именно:

а) изучение литературы по проблеме;

б) изучения состояния проблемы на практике;

в) проектирование собственной деятельности ( знания, способы их достижения, профессиональные умения), т.е. составления плана;

г) экспериментальная апробация собственных проектов ( на практике);

    д)  разработка методических рекомендаций,  представление результатов по          самообразованию, методические выходы.

     Структура такого самообразования нацелена на осмысленный подход педагога к профессиональной деятельности.

     Для этого рекомендуется каждому педагогу поэтапно составлять перспективный   творческий план. В нем необходимо отразить направление, по которому педагог  работает  углубленно и накопление материала. Такой план  составляется на учебный год. Этот материал удобен тем, что педагог  фиксирует, в какой период и что необходимо проделать и затем   отслеживать, как это получается, в чем он испытывает затруднения, какие изменения возникли и как их необходимо откорректировать. Педагог заполняет таблицу по месяцам в соответствии  с поставленными задачами.

     Реализуя дифференцированный подход  в определении ведущих направлений  профессионального развития педагогов,  можно порекомендовать следующую  тематику  самообразования  соответственно опыту и педагогическому стажу.

   

  Для молодых специалистов:

  • формирования основ педагогического  мастерства;
  • развитие умений и конструктивных способностей;
  • приемы активизации деятельности воспитанников;
  • приемы во влечения детей в объединения;
  • индивидуальный  и дифференцированный подход к учащимся ЦДО;
  • развитие эстетического вкуса и художественной инициативы учащихся;
  • контроль знаний, умений и навыков;
  • методы обучения;
  • типы занятий и методика их подготовки;
  • психолого-педагогические особенности воспитанников разного    

возраста.

             Для  педагогов  с опытом работы:

  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • работа с одаренными детьми;
  • проявление творческого потенциала педагога;
  • пропаганда своих достижений;
  • развитие исследовательской  деятельности;
  • инновации в ЦДО.

        Для педагогов без специального образования:

  • овладение методикой работы с детьми;
  • адаптация к педагогической деятельности;

Тематикой  самообразования  также может быть:

  • одна из годовых задач УДО;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднения;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Этапы работы по самообразованию.

1. Анализ собственного опыта работы. Выбор темы по самообразованию. Постановка целей и задач.

2. Планирование работы по самообразованию :

  а) теоретическое изучение  проблемы

  - изучение научно- популярной, методической и художественной

    литературы;

  - изучение газетных и журнальных статей;

  - видеозаписи;

  - участие в работе семинаров, проблемных курсах;

  - материалы из опыта работы;

  - посещение занятий, творческих  гостиных , мастер-классов коллег,

  б) практическая деятельность - применение  занятий, навыков  и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми,

  в) подведение итогов самообразования

    - выступления на заседании совета педагогов;

    - проведение по итогам работы и обмену опытом открытого просмотра (занятия, игры и пособия),

    - организация выставки работ  детей или педагога по теме самообразования;

    - оформление передового педагогического опыта.

В «тетради по самообразованию фиксируется анализ научно-методической литературы, результаты диагностики, конспекты занятий по теме,  самоанализ, анализ взаимопосещений.

   Результатом этой работы педагогов является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

   

План работы по самообразованию

Педагог ЦДТ____________________

Тема:___________________________

Цель, задачи:____________

Литература:

*_________

*_________

*_________

№ п/п

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр,выстака работ и т.д)

Выводы (итоги работы за год, рекомендации на новый учебный год):

 Любовь к своей профессии, к детям, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогической техники, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и эмоциональное состояние педагога - важный фактор в образовании.

Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение....

Цифровые образовательные ресурсы - фактор, обеспечивающий повышение качества образования

Статья, описывающая опыт работы с применением цифровых образовательных ресурсов...

"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"

Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...

Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО

В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Самообразование как важный фактор профессионального роста социального педагога

Самообразование – это процесс и результат самостоятельного развития личности, приобретение новых знаний, умений и навыков....

статья 2023 год НАСТАВНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Х юбилейные Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию со дня рождения К Д Ушинского и Году педагога и наставника в России

Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, формированию социальных, духовных и культурных основ развития подрастающего поколения. Ключевые слова: Патриотизм, воспита...