Профилактика стрессовых состояний у педагогов образовательных учреждений
материал

Тютченко Вероника Валерьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_stress.docx64.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"

pngtree-exam-character-illustration-paper-png-image_662941.jpg

Подготовила:                                                                          

                                                              В.В. Тютченко, воспитатель высшей квалификационной категории

Декабрь, 2020г.

Проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Основные признаки стресса:

 - физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение,  хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.). 
Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям. 

Причины возникновения стресса.

Рассмотрим стрессовые ситуации: 
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

- конфликты с коллегами;

- чувство перегруженности работой,  переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

- слишком высокая ответственность;

-  тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся. 

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда ( повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. 

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия,  эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог. 

Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках. 

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции,  восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности. 

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность. 

Что же делать? Существуют практические рекомендации, позволяющие снизить уровень стресса. Мы- это наши мысли.Еще философ Марк Аврелий говорил: «Для счастливой жизни нужно очень мало. Все зависит от вас, от того, как вы думаете». Нервы и переживания забирают большую часть нашей энергии и жизненного ресурса. Особенно сильно нервирует мысль «Что обо мне подумают?» Пока вы переживаете, нервничаете, панически боитесь критики- у вас не будет достаточно сил идти вперед. Это то, что забирает большую часть вашей энергии.

Стресс всегда есть в нашей жизни, но кто-то справляется спокойно даже с серьезными ситуациями, а кого-то незначительные жизненные события надолго выбивают из колеи. От чего это зависит? Одним из ключевых факторов является способность организма к самовосстановлению. Как себе помочь?

Рекомендации по борьбе со стрессом.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции,а не вытеснять их и не блокировать:

- резко встать и пройтись несколько кругов быстрым шагом;

- сделать 20-30 приседаний;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять его, порвать и выбросить.

2. Физическая активность. Очень важно. Пешие прогулки, велосипед, плавание, йога- что угодно, но 3 часа физической активности в неделю- 3 дня по 1 часу, или ежедневно по полчаса- это залог стабильного эмоционального состояния.

3. Музыка и пение. Пение оказывает благоприятное воздействие на поврежденные клетки головного мозга и повышает уровень гормонов радости- эндорфинов. Помогает снять стресс, очищает дыхательную систему.

Музыка. Ученые исследовали активность мозга людей при помощи магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг, т. е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. Так же возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями.  Если ваша цель- повысить свою производительность и концентрацию во время работы- включайте тихую спокойную классическую музыку фоном. Если вам нужно поднять настроение и взбодриться- то громкая, ваша любимая музыка, можно даже в наушниках. Музыка должна вам очень нравиться, «до мурашек». Прослушивание любимой музыки- это мощнейший выброс дофамина. Дофамин- это гормон, отвечающий за психоэмоциональное состояние человека. Он поддерживает функционирование сердца и мозга, помогает контролировать вес и отвечает за работоспособность. Недостаток дофамина в организме приводит к депрессивному состоянию и лишнему весу. Важно- чтобы не перегрузить дофаминовые рецепторы- не слушаем любимую музыку дольше 20-30 минут.

4. Занимаемся расхламлением пространства. Неважно, что это- шкаф, рабочий стол, или галерея в телефоне. Это дает чувство успокоения и снимает тревогу.

5. Водные процедуры- ванная или душ. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

6. Чашка ароматного чая. Травяной чай- с мятой или мелиссой в этом случае будет более полезен!

7. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 7-8 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна. В выходной позвольте себе подольше поспать. Это важно.

Иногда не справиться без лекарств. Если чувствуете- что не справляетесь- легкий растительный препарат для нервной системы- валериана, пустырник на ночь,  глицин и др. Очень важны витамины группы Б. Это витамины для нервов. У 80% россиян обнаруживаются те или иные дефицитные состояния, когда организм истощен и работает на пределе ресурса.

Если у вас имеются нарушения сна, уберите из спальни раздражающие факторы. Уберите соц. сети перед сном, лучше почитать бумажную книгу, лучше если она будет веселая. Старайтесь ложиться спать до 23.00, идеально в 22.00. Гормон сна мелатонин вырабатывается активнее всего с 22.00 до 1 ночи. Именно этот гормон дает нам возможность отдыхать и восстанавливаться во сне. Для его нормальной выработки в спальне не должно быть источников света, должна быть полная темнота. Если это невозможно- используйте маску для сна. Важно- каждую ночь перед сном прощайте всех и ложитесь спать с чистым сердцем.

8. Юмор! Иногда, чтобы справиться со своими негативными мыслями и эмоциями, нужно отвлечься, т. е. научиться воспринимать ситуацию менее серьезно. Юмор стимулирует свойство нейропластичности мозга и оказывается замечательным лекарством от тревог. Если вам грустно, юмор способен быстро переключить вас. Когда человек зациклился на негативе, когда он находится в состоянии депрессии, первым делом у него появляется желание бездействия, желание «выждать хорошей погоды у моря», впасть в «кому» до скорейшей перемены ситуации. И это ошибочно, идя по такому пути, вы рискуете выпасть из жизни на длительный период.В такой ситуации надо задействовать поведенческую активацию: нужно действовать так. как будто вы находитесь в хорошем настроении, это может показаться невозможным! но! Попробуйте на 5 минут натянуть на себя улыбку) Когда вы улыбаетесь- вы фактически активируете части своего мозга, связанные с положительными эмоциями. Существуют нейронные пути, которые связывают мышцы лица с важными зонами вашего мозг. Движение, которое появляется на лице- влияет на сигналы, которые вы посылаете в мозг. Когда вы заставляете себя улыбаться или хмуриться- вы отправляете сообщения в мозг. Простая улыбка может активизировать вашу левую лобную долю, которая обрабатывает положительные эмоции, а негативно проявленная эмоция может активизировать правую лобную долю, которая обрабатывает негативные эмоции. Поэтому, чтобы зажечь улыбку на своем лице и активизировать нужные зоны головного мозга- спасаемся юмором, смотрим смешные ролики, читаем анекдоты, смешные картинки и маразмы. 5 минут смеха - значительно снизят эмоциональное напряжение. Так же, если вы общаетесь с близким для вас позитивным жизнерадостным человеком или смотрите фильм с таким героем- то в вашем мозге возникают такие же хорошие эмоции. Настроение заразно! Вот поэтому у грустных вечно недовольных педагогов- и дети печальные, тревожные и пассивные, а если педагог- улыбающийся и позитивный и дети радостные, спокойные и довольные. И наоборот- мы можем зарядиться позитивом у детей, посмеяться и повеселиться вместе с ними.

От души посмеяться и вволю выспаться- вот два лучших лекарства от любого недуга.

9. Делайте себе небольшие подарки (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане, купите себе помаду и новое платье). Вы это заслужили! Нужно себя баловать.

10. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. Хотя бы 15 минут в день. Это необходимо. Не нужно сразу утыкаться в телефон и лезть в одноклассники. Это еще больше истощает наши ресурсы. Лучше прогуляться, помедитировать, подышать, почувствовать себя, послушать музыку…

11. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом. Хобби отлично снимают нервное напряжение.

12. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием». Это на пределе нервной нагрузки! А на регулярной основе- человеку необходимо 3 часа в неделю «плевания в потолок» для восстановления. Можно разделить это время на каждый день. А можно отложить на выходные.

13. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. Не откладывайте это на «когда-нибудь потом, когда дела закончатся». Дела не заканчиваются никогда, а вот жизнь за ними теряется.

14. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

15. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

А теперь пара расслабляющих техник.

1. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.

2. Брюшной тип дыхания. Учимся дышать животом в моменты тревоги. Чтобы облегчить понимание, как дышать животом- положите одну руку на грудную клетку, а вторую на живот. Сделайте глубокий вдо через нос, надувая живот. Рука, лежащая на груди, должна остаться неподвижной. Сделайте медленный выдох носом, подтягивая живот к позвоночнику. Концентрируемся на дыхании и дышим медленно. Достаточно 5-10 минут, чтобы успокоить нервную систему и очистить сознание.

3. Упражнение в моменты страха и тревоги. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь и потянитесь руками к пальцам ног. Почувствуйте, как растягиваются мышцы и кровь спускается вниз. Медленно выпрямитесь, поднимите руки вверх в форме буквы V. Сделайте глубокий вдох «животом». Стоя прямо с понятыми руками, задержите дыхание на 10 секунд, а затем медленно опустите руки. Сделайте глубокий выдох, постарайтесь выдохнуть больше, чем можете. Повторите 10-15 раз.

4. Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг.Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Мы получаем от жизни то, во что верим. Ты веришь, что жизнь прекрасна- и она прекрасна. Ты веришь, что она ужасна,- она ужасна. Веришь, что выхода нет, - и не найдешь выхода. Веришь, что выход есть- обязательно его увидишь. Ты веришь в успех- ты его создашь. Наша вера создает нашу реальность. Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями- человек управляет своим счастьем.

Ослабить педагогический стресс можно, если:

  • не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
  • планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
  • быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведет к скуке и опустошению;
  • в каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
  • представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Великая мудрость содержится в изречении: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Курс тренинга по профилактике стрессовых состояний у учащихся 9,11 классов в период подготовки к государственным экзаменам

В период подготовки выпускников к сдачи ЕГЭ, ГИА очень важна психологическая поддержка. С помощью тренингового курса возможна отработка стратегии и тактики поведения участников прорцесса в период подг...

Рекомендации педагогам образовательных учреждений по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Профилактика потребления психоактивных веществ (пав) среди детей и подростков в  образовательных учреждениях....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по профилактике стрессовых состояний в период подготовки к государственным экзаменам

Цели: снижение стрессоопасных состояний; совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и похождения итоговой аттестации учащихся; оказание действенной помощи участникам учебно-в...

Тренинг по профилактика стрессовых состояний

Тренинг направлен на устронение нервного напряжения и снижения уровня стресса...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...