Тренинг по профилактика стрессовых состояний
тренажёр (7 класс)

Тренинг направлен на устронение нервного напряжения и снижения уровня стресса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_stress.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение № 1. Способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Участники садятся по кругу. «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Итак, наш тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости. Хотелось бы у вас узнать:

Что же такое стресс?

Каковы первые признаки стресса, по-вашему, мнению?

Кто или что поможет преодолеть стресс?

Умеем ли мы бороться со стрессами?

Как самим выработать успешный стиль поведения, научиться в конфликтных, стрессовых ситуациях и напряженной рабочей обстановке быть устойчивыми к стрессу и задействовать скрытые в нас резервы, силы и возможности, чтобы преодолеть стресс и обратить его себе во благо?

Что вы ожидаете от нашего тренинга?

Упражнение «Я и стресс»

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.

«Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы для рефлексии:

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

Мини-лекция:

Стресс (от англ. Stress - давление,нажим,напор;гнёт;нагрузка;напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический,тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Симптомы стресса

Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

Плохой, беспокойный сон.

Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Стадии стресса

До сих пор учёные используют концепцию канадского физиолога и выделяют три стадии стресса по Селье:

1. Реакция тревоги.

2. Стадия сопротивления.

3. Стадия истощения.

Продолжительность каждой фазы развития стресса индивидуальна.

Первая фаза возникновения стресса характеризуется мобилизацией организма. Нарастает напряжённость. У кого-то она может длиться дни и недели, а кто-то уже через несколько минут переходит ко второй стадии стресса. Реагируют люди по-разному. У одних тревога ускоряет все реакции организма, они вдруг начинают быстро соображать и мгновенно принимают решения. У других – наоборот происходит замедление реакций, они становятся как бы заторможенными. Умеренный кратковременный стресс на первой стадии даже полезен. Гормональный всплеск даёт толчок организму, тренирует его, закаляет.

Вторая фаза наступает, если воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу, мобилизовался и может преодолевать возникшие трудности. На стадии сопротивления организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии. Внешне тоже всё выглядит благополучно, человек конструктивно решает проблемы, он активен, здоров. Первый и второй этапы развития стресса ещё не несут угрожающих последствий.

Третья фаза, характеризующаяся истощением, начинается, если вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. На этом этапе проявляется физическое неблагополучие: нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса, расстройства стула, нарушение сердечного ритма, повышение артериального давления, и т. п. Человек чувствует себя вялым, разбитым. Если и сейчас не отдохнуть, то могут начаться серьёзные физические заболевания, депрессия.

Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших будней. Но, к сожалению (или нет?), в наш бурный век никому не удается избежать неприятностей. Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тоску, чувство тревоги. Люди, не привыкшие прислушиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит. В науке это состояние называют «стресс».

Парадокс заключается в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем сильнее в него погружаемся. Поэтому страшен не сам стресс, а отношение к нему.

Для начала небольшой тест. Ответьте утвердительно («да») или отрицательно («нет») на каждый приведенный ниже вопрос.

1. В последнее время вы часто испытываете страх?

2. Ощущаете ли вы себя несобранным?

3. Трудно ли вам сосредоточиться на чем-то одном?

4. Испытываете ли вы тревогу без видимых причин?

5. Трудно ли вам заснуть?

6. Вы часто раздражаетесь по пустякам?

7. Замечаете ли вы за собой излишнюю потливость?

8. Вам часто снятся кошмары?

9. Вы ощущаете потерю аппетита?

10. Часто ли вы срываетесь на окружающих?

11. Часто ли вы ощущаете учащение пульса?

12. Чувствуете ли усталость, проснувшись утром?

Итак, у вас налицо почти все признаки стресса. Что делать?

1. Внешние раздражители – их необходимо устранить или исправить. Внешними раздражителями часто являются:

отвлекающая музыка (особенно если эта музыка не в нашем вкусе);

шумы с улицы, доносящиеся до нас через открытое окно;

сквозняки, дующие или на нашу шею, или по ногам;

слишком сухой или, наоборот, слишком влажный воздух в помещении, из-за чего нам трудновато дышать и мы чувствуем себя некомфортно;

слишком тусклое или, наоборот, слишком яркое освещение, из-за которого напрягаются и сильно устают глаза;

неприятные запахи;

неудобное расположение оргтехники, особенно провода, о которых можно легко споткнуться и упасть;

неудобное расположение мебели и каких-нибудь коробок;

некомфортная температура в помещении;

одежда из синтетики, которая потом электризуется и потихоньку, помаленьку, исподтишка бьёт нас током.

Это конечно не полный перечень внешних раздражителей. Однако для начала этого, наверное, вполне достаточно. Дальше – самостоятельно поищите вокруг себя то, что создаёт неблагоприятную обстановку. Постарайтесь создать комфорт и уют везде, где находитесь.

2. Внутренние раздражители: Боль. Самый простой для понимания внутренний раздражитель – это зубная боль или любая другая боль. Что здесь можно порекомендовать: следите за своим здоровьем.

3. Голод. Это ещё один вид внутреннего раздражителя. Из-за чувства голода и желания чего-нибудь поесть снижается тонус и бодрость, появляется усталость сначала в теле, затем в душе. Становится труднее концентрировать своё внимание и о чём-либо думать. Из-за чувства голода снижается эффективность, как физического труда, так и интеллектуального. В это время мы очень слабы и подвержены вредному воздействию стресса.

4. Душевное переживание. Также одним из внутренних раздражителей является какое-либо душевное переживание, которое увлекает наши мысли в сторону и не даёт сконцентрировать внимание и полностью уйти в работу с головой. Например, семейный конфликт, ссора с близким человеком или унижение от начальника, и так далее – всё это может сильно «выбить из колеи». Что можно порекомендовать в данной ситуации:

не думайте о неприятном, тем более не думайте о мести;

простите всех и каждого, прощайте оптом и в розницу;

прощайте сразу же после конфликта и авансом на всю жизнь вперёд;

относитесь легче к жизни и на любую неприятность говорить: «это пустяк!»

5. Планируйте свои дела. Если на работе у вас завал и нужно решить сразу много дел, то вот вам совет: выполняя несколько дел одновременно, не рекомендуется всех их держать в голове также одновременно. Лучше всего записывать, например, в дневник всё, что нужно сделать. А уже потом из списка поочерёдно выбирать самое срочное и важное. Расставьте приоритеты, распланируйте, что будете делать сейчас, что после этого, что завтра, что послезавтра. Решив одну задачу, открываем дневник и снова выбираем то дело, которое на данный момент является самым срочным и самым важным одновременно. И так далее.

6. Мотивация: понимая цель любой работы, легче перенести перегрузки в процессе её выполнения. Осмысленность работы занимает мозг и не позволяет посторонним переживаниям и волнениям туда вклиниваться и мешать.

7. Настроение: Необходимо управлять своим внутренним настроем или состоянием, а для этого достаточно просто смотреть на всё с некоторой долей юмора. Причем здесь главное юмор не путать с иронией, сатирой, сарказмом.

8. Улыбка. Для поднятия настроения и увеличения стойкости перед стрессовой ситуацией рекомендуем найти зеркало и уединиться, просто посмотрите в зеркало и широко улыбнитесь самому себе. Расправьте плечи. Улыбайтесь в течение хотя бы 5 или 10 минут. И вы почувствуете результат – весь день вы будете в приподнятом настроении.

9. Живите с удовольствием: Если куда-нибудь идёте, то вышагивайте с удовольствием. Если сидите, то сидите так, чтобы вам было удобно, комфортно и приятно. Если на работе перебираете бумаги или делаете что-либо ещё, то всё это делайте с удовольствием. Для этого сначала создаём искусственное чувство удовольствия, а затем со временем появляется настоящее. Со временем такой стиль жизни войдёт в привычку. И вы просто будете жить с удовольствием, будете наслаждаться жизнью.

10. Ищите хорошее и не замечайте плохое. Рекомендуем не обращать большого внимания на негатив, ограничивайте себя в желании смотреть и обсуждать чьё-либо недостойное поведение или какую-нибудь неприятную ситуацию. Не тратьте на эту «грязь» своё время и свою жизнь, свои силы и энергию. Вокруг нас много хорошего, замечательного, красивого и чудесного – ищите это, наслаждайтесь и любуйтесь, восхищайтесь и говорите об этом.

11. Дыхание помогает эффективно противостоять стрессу и снять напряжение: Сделайте обычный вдох, а потом длинный выдох. Пусть выдох будет примерно в 3 раза длиннее вдоха. И помните, что дышать лучше через нос, то есть рот рекомендуется держать закрытым. Затем опять обычный вдох и длинный выдох. Обычный вдох и длинный выдох. И так подышите хотя бы минуты 3. Вы почувствуете эффект: успокоение, расслабление, уходят головные боли и исчезают сердечные боли, понижается давление, и вы чувствуете, что вновь обрели состояние уравновешенности и вновь владеете собой.

12. Суставная разминка или простая гимнастика хотя бы 2 раза в неделю, например, вечерами после работы по вторникам и четвергам – это также хорошее средство для повышения стрессоустойчивости. При очень сильных стрессах рекомендуется заниматься спортом или фитнессом под руководством личного тренера.

13. Массаж: делайте 2 или 3 раза в неделю контактный массаж всего тела, не только спины. При этом, благодаря выполнению суставной разминки несколько раз в неделю, количество контактных массажей может сократиться до 0.

14. Движения: следите за плавностью своих движений. Двигайтесь грациозно и спокойно, как бы вальсируя. Резкие движения противопоказаны.

15. Расслабление: следите за напряжением в своём теле и не допускайте перенапряжения и спазмов мышц. Планируйте свой день таким образом, чтобы не бегать, не торопиться и не потеть, никуда не опаздывать. Будьте пунктуальными.

16. Релаксация. Для хорошего расслабления и восстановления сил есть специальные релаксационные упражнения, благодаря им снимается физическое и психическое напряжение.

17. Выходной: 1 день в неделю – настоящий полноценный отдых. Даже не думайте планировать и откладывать на этот выходной день походы по магазинам с тяжелыми сумками или генеральную уборку всего дома, или занятие спортом, или суставной разминкой, или выполнение работы, которую вы взяли на дом. Выходной – значит выходной, значит отдых и расслабление тела.. Встретьтесь или хотя бы созвонитесь, побеседуйте с родными, с близкими, с хорошими друзьями. Почитайте книжку, посмотрите кинокомедию, подбодрите родителей.

18. Сон желательно чтобы имел длительность от 7 часов и более. Если вы одну ночь недоспали, то рекомендуем запланировать и постараться в следующую ночь наверстать упущенное – выспаться и набраться сил.

20. Режим дня: если реально, то следите за распорядком дня, чтобы обеды и сон были в одно и то же время.

21. Питание. В плане питания следите, чтобы рацион был богат всеми необходимыми витаминами, белками, углеводами и так далее

22. Лексикон. Да, как это не странно и не парадоксально, наш словарный запас, лексикон, то есть те слова, которые мы часто используем в жизни – они влияют на наше самочувствие. Особенно на настроение. Таким образом, мы сильны и стрессоустойчивы. У нас есть иммунитет. Рекомендация очень простая: во-первых, старайтесь вообще не произносить такие слова, как: трудно, сложно, тяжело, проблема, бороться… Уберите эти слова из лексикона. И при этом, наоборот, старайтесь чаще произносить такие слова как: хорошо, прекрасно, легко, просто…

23. Переименовывайте негатив в позитив. Следите за своей речью и отфильтровывайте все негативные слова и фразы. Говорите в основном о хорошем и приятном. А если что-то вдруг идёт не так, как хотелось бы, то вместо трёхэтажных матов вдохните и на выдохе скажите: «Это пустяк!» И одновременно поднимите руку и опустите, проще говоря – махните на этот пустяк рукой. Рекомендуем прямо сейчас прорепетировать: на вдохе поднимите руку, а на выдохе опустите и скажите: «Это пустяк!» Ну, а в самых тяжёлых ситуациях можно сказать крепкое слово, например: «Ну, это нормально!» Сделайте инфляцию любому негативу, обесценивайте его. Переименовывайте негатив в позитив.

24. Формируйте свою позитивную реальность. Будьте готовы и философски относитесь к самому худшему, но при этом стремитесь к самому лучшему. Для этого ожидайте от жизни хороших и благоприятных для вас событий. Даём простую рекомендацию: Представляйте и фантазируйте, как та или иная ситуация должна развиваться, какой именно у неё должен быть сценарий, чтобы вы остались довольны результатом. Будьте режиссёром своей судьбы, режиссёром своей жизни.

25. Репетиции. Основательно подготовьтесь к предстоящей стрессовой ситуации, будь то деловая встреча, переговоры, презентация, выступление, интервью, собеседование и т.д. Станьте одновременно режиссером и актером. Несколько раз вслух произнесите весь тот текст, который собираетесь сказать в тот волнующий момент. И вы заметите, как волнение куда-то испарится и вместо неё вас наполнит чувство уверенности.

26. Поднимайте себе самооценку. Устраняйте комплекс неполноценности.

27. Хвалите, благодарите и одаривайте комплиментами людей, и не только людей. Похвалите и поблагодарите за примерный труд, например, свой компьютер, принтер за стойкость и качественную печать, телефон за надёжность, лампочку за свет и помощь в работе, воздух, мебель и т.д. И даже свои «золотые» руки и «светлую» голову тоже стоит похвалить

29. Восхищайтесь всем и всеми. Наверное, понятно, что не желательно отзываться о чем-либо или о ком-либо плохо и негативно.

30. Устраняйте причины возможных стрессов. Дальновидный стратег просчитывает не только свои действия в будущем, но и анализирует, что было в прошлом причиной конфликтов или стрессовых ситуаций. И, если та или иная стрессовая ситуация может повториться, то лучше устранить все возможные причины.

31. Не зацикливайтесь на прошлом, а смотрите в будущее. Рекомендуем не пережёвывать прошлые обиды и не переживать заново прошедшие стрессовые ситуации снова и снова. Это было и прошло, его не вернуть и не изменить, но можно изменить своё будущее! Простите и отпустите прошлое, сделайте выводы и оставьте прошлое в прошлом, чтобы жить в настоящем и смотреть в будущее с улыбкой и с осанкой счастливого человека.

32. Будьте самим собой. Т.е. не копируйте других, не завидуйте их успеху и не создавайте себе кумиров, чтобы потом быть на них похожим и стремиться к тем же целям. Все люди разные и судьбы – тоже разные. Лучше всего заниматься своим любимым делом, то есть именно тем, что нравится, от чего не устаешь, а, наоборот, набираешься сил. Будет замечательно, если в итоге получится так, что любимым делом вы будете заниматься весь день и к тому же получать за это хорошие деньги. Это прекрасно! Но ведь не каждое любимое дело может перерасти в высокодоходный бизнес. И не каждое должно в это перерастать… займитесь любимым делом хотя бы по вечерам после основной своей работы, пусть это станет вашим хобби. Займитесь тем, о чём мечтали с детства. Например, рисуйте картины, пишите стихи, сочиняйте сказки или рассказывайте их детям, путешествуйте по окрестным населённым пунктам, а на выходных можете скататься даже в другую страну, на край света. Главное – стать самим собой, а не играть роль.

Упражнение «Смятый лист»

Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, решение которой они хотят найти, которая вызывает тревожные мысли, подумать о ней 2 - 3 минуты, после чего кратко, в одном - двух предложениях, описать ее

суть. Затем каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потом опять разглаживает. Участников просят внимательно рассмотреть узор, образованный линиями, по которым

лист был смят, и разглядеть какой-либо рисунок (2 - 3 минуты). Потом участники обводят карандашом тот рисунок, который им удалось разглядеть в узоре (5 - 7 минут).

Когда изображение готово, участников просят внимательно

присмотреться к нему, еще раз перечитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше

идей (ассоциаций) о том, как выполненный рисунок может быть

связан с поставленной проблемой и возможными способами ее

решения. Фиксируется все, что приходит в голову (4 - 6 минут).

Описанные выше этапы работы выполняются индивидуально.

век, где поочередно демонстрируют свои рисунки, комментируют, что именно на них изображено, кратко рассказывают суть

поставленной проблемы и делятся возникшими идеями о том,

как изображение может быть связано с этой проблемой и способами ее решения. Если у участников, выступающих в роли слушателей, возникают еще какие-то идеи по этому поводу, они тоже делятся ими. Время работы 4 - 6 минут на человека.

Техника носит проективный характер: как правило, после

размышления о проблеме и описания ее сути человек «видит» в

хаотичном наборе линий, возникших при смятии листа, нечто

связанное с этой проблемой и возможными способами ее решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом, непривычном ракурсе, обнаружить неожиданный способ ее решения.

Обсуждение

Каждого из участников просят высказаться, что дала эта

техника лично ему, и в каких реальных жизненных ситуациях

ее целесообразно применять.

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

Цель: упражнение на сплоченность группы. Формирование позитивного заключительного настроя группы.

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Конспекты тренинговых занятий «Преодолеваем трудные ситуации»


ЗАНЯТИЕ 1. ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Цели: помочь учащимся осознать свои трудные жизненные ситуации; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт; сформировать способы конструктивного поведения в проблемных ситуациях; научить принимать ответственность за свои поступки.
Ход занятия
1. Упражнение «Интервью в парах»
Разбейте участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). Задача - за 5 минут собрать друг о друге как можно больше информации, затем представить друг друга присутствующим.
2. Упражнение «Жизненная прямая»
Инструкция учащимся: Нарисуйте линию и представьте, что это символический рисунок жизненного пути. Отметьте на ней главные, по вашему мнению, события, которые уже произошли, и точку «сегодняшнего дня». Подведите учащихся к выводу о том, что в жизни, кроме праздников, удач, просто хороших дней, бывают и отрицательные события. Предложите подросткам вспомнить, как они решали трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни. Плюсы и минусы трудных ситуаций. Вывод. К каждому «препятствию» нужно подходить индивидуально, творчески; у каждого человека есть ресурсы для преодоления жизненной трудности.
3. Упражнение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе моей жизни»
Инструкция учащимся: Запишите проблемы, с которыми вы можете встретиться сейчас или в недалеком будущем... Выберите самую актуальную на данный момент проблему и запишите максимальное количество вариантов ее решения.
4. Упражнение «Позитивные качества»
Перечислите позитивные качества, например, сила воли, смелость, честность и др. Предложите подросткам назвать возможные трудные ситуации, которые могут содействовать развитию этих качеств.
Вывод. Из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.
5. Упражнение «Жизненный урок»
Предложите учащимся жизненные ситуации и попросите их ответить, какой жизненный урок можно вынести из каждой. Примеры ситуаций: ребенок дотронулся до сломанной розетки, и его ударило током; девочка утром торопилась в школу, захлопнула дверь и забыла взять ключи; девочка поссорилась со своей близкой подругой из-за того, что рассказала о ее тайне одноклассницам, и пр.
6. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 2. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ


Цели: расширить репертуар поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях, сформировать индивидуальные навыки управления стрессом.


Ход занятия
1. Приветствие
Здесь и далее выясните у подростков их состояние, хотят ли они продолжить работу. Как вариант: участники по кругу вспоминают, что хорошего произошло в их жизни за последнюю неделю, и говорят добрые слова своему соседу по кругу. Таким образом, они учатся видеть и в жизни, и в людях в первую очередь положительное. При этом соблюдайте два условия: 1) учащиеся садятся на встречах так, чтобы их соседи менялись; 2) ни один человек не должен остаться без комплимента. Комплименты касаются личностных качеств участников, каких-либо поведенческих проявлений, учебы, общения и т. п. Они должны быть сказаны искренне
2. 2. Упражнение «Узнай чувство»
Поделите участников на 2 группы. Каждой дайте темы для инсценировки без слов. Возможные задания: вы идете против ветра; вы идете туда, куда не хочется; вы идете так, чтобы не разбудить; вы идете и понимаете, что что-то забыли; вы узнаете, что на рукаве (колготках) дырка; вы видите человека, которому очень хотите понравиться, и пр. Когда одна группа показывает инсценировки, другая должна понять, какие чувства выражают актеры. Вопросы для обсуждения:
Что помогает осознать, выразить чувства?
Что помогает нам понять чувства другого человека?
3. Дискуссия
Проведите дискуссию. Вопросы для обсуждения:
• Когда чувства, эмоции проявляются наиболее сильно?
• Что такое стресс? Какую функцию он выполняет? В каких ситуациях человек испытывает стресс?
• Как вы можете охарактеризовать стресс? Стресс - это хорошо или плохо? В чем польза и вред стресса? Почему он возникает?
4. Мозговой штурм «Проявления стресса»
Предложите учащимся определить типичные признаки проявления стресса. На доске запишите все высказывания. Можно разделить их на четыре составляющие:
• физическое состояние - головная боль, усталость и т. п.;
• эмоции - несдержанность, раздражительность и т. п.;
• мысли: «Никто меня не понимает! Все против меня!»;
• поведение - невнимательность, забывчивость и т. п.

Вы также можете разделить высказывания на два столбца: 1) проявления стресса по типу депрессии - расстройство сна, повышенная рассеянность, усталость, уныние, слезливость и др.; 2) по типу агрессии - раздражительность, несдержанность, легкая возбудимость, 1, агрессивность и др.


5. Упражнение «Ситуации, в которых я испытываю стресс»
Попросите учащихся записать 8-10 стрессогенных ситуаций, затем разделить эти ситуации на две группы: события, которые неподвластны контролю, и те, которые можно контролировать. Вопросы для обсуждения:
• Каких ситуаций больше?
• Какие ситуации можно контролировать? Приведите примеры.
• Как преодолеть стресс в ситуациях, неподвластных контролю?
6. Упражнение на двигательную активность
Используйте любую подвижную игру, например, «Паровозики», «Путаницу», «Поменяйтесь местами те, кто...» и т. п. Один из самых эффективных способов самозащиты - «выведение» стресса по мышечным каналам. Терапевтический эффект игр увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, который тренирует навыки взаимодействия.
7. Информационный блок «Управление стрессовыми ситуациями»
Система управления организмом состоит из трех блоков-уровней: биологического, психического и сознательного. Обсудите с учащимися способы и методы, применяемые на каждом из этих уровней, чтобы гармонизировать состояния личности: на биологическом уровне - физические, дыхательные упражнения, питание, водные процедуры и др.; на психическом - различные приемы релаксации; на сознательном - переконструирование негативных образов и создание позитивных.
8. Проработка приемов снятия эмоционального напряжения
9. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 3. 
СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цели: научить распознавать и принимать негативные эмоции; обучить навыкам конструктивного выражения негативных эмоций; научить Я-высказываниям в проблемных ситуациях.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Замороженный»
Участники делятся на две группы. Одни играют роль «замороженного», другие - «реаниматора». «Замороженный» принимает любую позу, нельзя зажмуриваться, закрывать лицо руками, смотреть вниз. «Реаниматор» в течение 1 минуты пытается вызвать у «замороженного» какую- то реакцию (смех, улыбку, шевеление рукой и т. д.). Запрещается кричать на ухо, дотрагиваться, брать вещи, оскорблять кого-то. Затем участники меняются ролями. В ходе рефлексии попросите учащихся рассказать, как они пытались «размораживать» и удавалось ли это. Вопросы для обсуждения:
• Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему люди иногда скрывают свои чувства?

3. Упражнение «Эксперимент»
В центр круга посадить подростка, который любит играть на публику. Ему символически {с помощью косынок, шарфов) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот - чтобы не ругался и не кричал; глаза - чтобы не плакали, не выражали злости; уши - чтобы не слышал лишнего; руки - чтобы не дрались; ноги - чтобы не пинались и не убегали; душу - чтобы не страдала. Задайте вопрос участникам: «Что может такой человек?» Расспросите учащегося, какие чувства он испытывал во время упражнения.
Вывод. Зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации приведите пример с кипящим чайником: если его плотно закрыть и еще носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред и себе, и окружающим. Так и человек. Вопросы для обсуждения:
• Подавлять эмоции нельзя, но как быть?
• Какие есть способы допустимого выражения негативных эмоций?
• Можно ли открыто заявить о переживаемых эмоциях, например, сказать кому-то, что ты на него злишься? Как сделать это так, чтобы не обидеть человека?
4. Упражнение «Я-высказывания»
Педагог-психолог: На любые события разные люди реагируют по-разному. Если ваш друг после каких-то ваших действий испытывает негативные эмоции и не говорит вам о них, то что может быть? Вы о них не узнаете, следовательно не измените своего поведения, и он не отреагирует свои эмоции.
Как сказать о том, что не нравится, чтобы не обидеть друга?
Покажите схему «Я-высказываний»: Когда (действие другого) -> Я чувствую (мне) -> И я хочу (я считаю). Приведите примеры Я- и Ты-высказываний. Предложите каждой паре описание какой-то ситуации и схему «Я-высказываний». Проведите рефлексию упражнения.
5. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 4. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цели: познакомить со 
способами управления своими чувствами, мыслями, поведением.

Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»
Участники сидят в кругу, водящий стоит в середине и произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто...», продолжив ее, например, словами «...любит танцевать». В то время как участники меняются местами, психолог должен занять любой свободный стул. Учащийся, который остался без стула, становится водящим.
3. Упражнение на саморегуляцию «Обезьяна»
Инструкция учащимся: Сейчас я попрошу вас кое-что сделать. Если вы будете нарушать задание, хлопайте в ладоши и продолжайте его выполнять.
Упражнение длится 1 минуту. Задание - не думать о белой хромой обезьяне, которая стоит в углу.
После упражнения спросите у учащихся, которые ни разу не хлопнули в ладоши, как им удалось выполнить это задание.
4. Дискуссия
Вопросы для обсуждения:
• Почему на одни и те же ситуации люди реагируют по-разному?
• Почему одни могут контролировать свои эмоции и мысли, а другие - нет?
• Можно ли установить контроль над собственными эмоциями и мыслями?
5. Информационный блок
Предложите учащимся схему, которая работает на всех видах отношений: ФАКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧУВСТВА ПОВЕДЕНИЕ.
Педагог-психолог: Схема хороша тем, что в любой точке ее можно разорвать и пустить по другому пути. Факт - это стакан воды без цвета и запаха. То, что мы добавляем - лекарство или яд - это наши интерпретации. Поэтому самый главный навык, который должен быть сформирован у человека, - навык отличать факты от интерпретации. Навык 2 - приучить себя задавать вопрос: «А как еще можно к этому относиться? Что еще это может значить?» Навык 3 - здоровая личность может регулировать интенсивность чувств и то время, которое эти чувства владеют над ним, то есть как долго и как сильно вы хотите это переживать - час, вечер или год. Навык 4 - развивать у себя поведенческую гибкость.
6. Работа в группах
Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе выдайте бланк, где предложены различные факты - ситуации. Задача - рассмотреть предложенные ситуации по схеме, сделав как можно больше вариантов развития дальнейших событий.
7. Упражнение «Круг доверия»
Участники стоят в тесном кругу. Один человек встает в центре круга и закрывает глаза. Остальные вытягивают слегка согнутые руки вперед и начинают его раскачивать. Стоящему в центре необходимо расслабиться и довериться группе. Желательно, чтобы каждый участник побывал в центре круга. В ходе обсуждения попросите учащихся поделиться ощущениями от упражнения, как они себя чувствовали в той и другой роли.

8. Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 5. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цели: обучить навыкам оказания психологической поддержки человеку, который находится в критической ситуации; повысить стрессоустойчивость; научить запрашивать и получать поддержку.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Комплимент»
Участники по кругу передают игрушку своему соседу слева и продолжают фразу: «Больше всего мне в тебе нравится...». Важно, чтобы каждый участник группы получил комплимент. Рефлексия упражнения.
3. Упражнение «Критика и поддержка»
Вариант А. Два добровольца выходят за дверь. Там они решают, на какую тему будут говорить, их мнения не должны совпадать. Ведущий в это время инструктирует группу. Участники возвращаются, начинается дискуссия. Согласно договоренности группа сначала поддерживает одного участника, критикуя в это время другого, а затем по команде ведущего наоборот.
Вариант Б. Предложите желающему выполнить сложное задание, например, прыгать на одной ноге, одновременно подкидывая и ловя мяч. Группа сначала должна горячо поддерживать участника: «Молодец! У тебя здорово получается!» и т. п., а при повторном выполнении, наоборот, выражать сомнение в его возможностях: «Ничего ты не сможешь! Все равно у тебя ничего не получится!» и т. п.
4. Дискуссия
Вопросы для обсуждения:
• Всегда ли поддержка помогает, а критика мешает? Бывают ли ситуации, когда критика помогает исправить ошибки и чего-то достичь?
• Почему люди скупятся на поддержку?
• В чем разница между поддержкой, комплиментом и похвалой?
5. Упражнение «Красный карандаш»
Участники делятся на пары. Один из пары вспоминает случай, когда он совершил ошибку, поступил неправильно. Второй критикует его, дает реакцию «красного карандаша». Затем рассказ повторяется, но участники уже оказывают друг другу поддержку. В ходе рефлексии попросите учащихся сравнить свои ощущения при критике и поддержке.
6. Упражнение «Как лучше поддерживать?»
Участники делятся на группы по 4-5 человек и придумывают как можно больше видов поддержки. После этого все собираются в круг и делятся своими вариантами.
7. Упражнение «Кому я могу оказать поддержку и у кого ее получить»
Предложите учащимся индивидуально записать в один столбик тех людей, кому они могут оказать поддержку, в другой - у кого могут ее получить. Если учащиеся не назовут различные городские психологические службы, которые могут помочь в трудную минуту, напомните о них и раздайте распечатки с адресами и телефонами этих служб.
8. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 6. КАКИМ Я ВИЖУ МИР


Цели: развить гибкость мышления, толерантность к людям и безоценочное восприятие окружающих, позитивное мышление - видеть положительные стороны в сложных ситуациях.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Групповое обсуждение «Жизненный успех» (по Э.И. Штейнберг)
Педагог-психолог: Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке». Откуда берутся «успешные» люди? Природа? Судьба? Дано свыше? Или результат усилий самого человека? Во время обсуждения внимательно слушайте учащихся, руководите разговором, приводите примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также «успешных» людей, с которыми судьба обошлась жестоко: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон и др. Как они сумели добиться успеха наперекор судьбе? Вывод: на каждом жизненном этапе будут определенные трудности, но побеждает в жизни лишь тот, кто сумеет их преодолеть.
3. Упражнение «Три на три» (по Е.В. Емельяновой)
Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Каждой группе выдайте по три карточки с описаниями жизненных ситуаций, которые обычно вызывают неприятные переживания. Задача - найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой из трех ситуаций. Например:
• Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)...; 2)...; 3)....
• Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, так как: 1)...; 2)...; 3)....
После выполнения задания представители каждой группы зачитывают свои варианты ответов. В ходе обсуждения попросите учащихся рассказать, чему их научило это упражнение, какие аргументы давались легче - положительные или негативные и почему. Вывод. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими - все зависит от того, как мы к ним относимся. Самая распространенная ошибка людей - относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. А иногда они спасают нас от чего-то худшего.

Цель упражнения - развить гибкость мышления. Поэтому нельзя принимать абсурдные аргументы, иначе у участников останется недоверие к тому, что каждое событие реальной жизни действительно можно оценивать с разных сторон.

4. Упражнение «Поиск позитивного» (по Е.В. Емельяновой)
Часто, когда у человека возникает трудная ситуация, он думает, что из нее нет выхода, и опускает руки. И он действительно становится беспомощным. На самом деле у человека всегда есть выбор. Но не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. Есть несколько приемов, которые помогают найти выход из трудных ситуаций, - это «формулы 
позитивного мышления».

Формулы позитивного мышления (по Е.В. Емельяновой)


Формула 1. «Театр в табакерке». Представьте себе, что вы смотрите сверху спектакль, в котором показаны вы, ваша проблема, люди, которые вас окружают. Как все это выглядит?
Формула 2. «Вторая сторона медали». Медаль не может быть односторонней. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем положении?
Формула 3. «Проблема как друг». Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?
Формула 4. «Совет другу». Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?
Формула 5. «Незамеченный ресурс». На вашем месте многие люди оказались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам: какие ваши качества, люди и обстоятельства?
Формула 6. «Маленькие кирпичики большой стены». Если мы захотим перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, разобьемся, а стена так и останется на месте. Если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от нее не останется и следа. Давайте подумаем, какие три первых кирпичика можно вынуть из этой стены?
Формула 7. «У камина». Представьте, что прошло какое-то время, и все, что происходит сейчас, оказалось далеко позади. И вот вы сидите у камина рядом с близкими людьми и рассказываете о произошедшей когда-то с вами ситуации и о том, как сумели из нее выйти. Расскажите эту историю прямо сейчас.

 

Попросите учащихся разбиться на пары, раздайте листы с формулами позитивного мышления. Один из участников рассказывает о своей проблеме и с помощью партнера, используя формулы, рассматривает возможные выходы. По сигналу участники меняются ролями. Входе обсуждения предложите учащимся поделиться, получилось ли взглянуть на проблему с другой стороны и какая формула помогла им больше всего.
5. Упражнение «Неприятность эту мы переживем...» (по Р.В. Чиркиной)
Выберите какую-то неприятную ситуацию, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась тарелка, пропали ключи и пр. Скажите учащимся, что обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти слова могут нас подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что тут можно сделать...», или «Подумаешь, важность какая...», или «Вот так фокус...». Далее предложите учащимся придумать свои варианты.
Примечание. Формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь начинает работать цепочка зависимости, которая перенастраивает с переживания на поиск выхода: слово -> действие -> состояние.
6. Упражнение «Зеркало»
Педагог-психолог: Цепочка зависимости из предыдущего упражнения работает, когда мы сознательно задаем своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринужденную улыбку, привыкните к ней. Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию, которая случилась с вами. «Держите улыбку». Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее.
В ходе обсуждения попросите учащихся поделиться, трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит собственным мыслям; повлияла ли внешняя улыбка на восприятие и оценку былой неприятности.

ЗАНЯТИЕ 7. ЖЕРТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Цели: научить отличать позицию жертвы от позиции ответственности.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Жертва и ответственность» (ролевая игра по E.B. Емельяновой)
Для начала попросите учащихся ответить на вопрос: «Чем отличается ответственный человек от человека, который занимает позицию жертвы?» Главное отличие - ответственный человек думает о том, как разрешить трудную ситуацию, а человек-жертва всех обвиняет в своих бедах. Затем предложите разделиться на пары, в которых каждый должен описать какую- то историю из своей жизни сначала с позиции жертвы, а потом с позиции ответственного человека. Для примера расскажите свою историю, используя эти позиции. Рефлексия упражнения. Попросите участников поделиться чувствами, которые они испытывали в каждой из этих ролей.
Вывод. Когда мы чувствуем себя жертвой, многие ситуации кажутся нам безвыходными. Мы ждем, что кто-то решит нашу проблему, и обвиняем окружающих, если никто не хочет это делать за нас. Но вот в чем парадокс: если мы выбираем позицию жертвы, то это означает, что мы сами создали себе такую жизнь. Получается, что как бы мы ни избегали ответственности, она все равно ложится на нас.
3. Упражнение «Алые паруса» (по E.B. Емельяновой)
Предложите учащимся по желанию разделиться на две группы - «Ассоли» и «Грей». Для тех, кто не читал книгу А. Грина «Алые паруса» или забыл ее, напомните содержание. «Ассоли» рассаживаются в разных местах комнаты - каждая «Ассоль» ждет своего «Грея». Ассоль - девушка скромная, необщительная, мечтательная; она не знает про приготовления Грея - поэтому «Ассоли» сидят, повернувшись лицом к стене, не оборачиваются, ни с кем не разговаривают. «Греям» предстоит сделать корабли с алыми парусами. Корабли должны быть очень красивыми. Когда «Грей» закончат работу, дайте им сигнал, чтобы они подошли к своим «Ассолям» и подарили им корабли.
Намеренно не говорите, сколько будут делать корабли «Грей», чтобы у «Ассолей» сложилась неопределенность времени ожидания.
Рефлексия и обсуждение упражнения. Сначала «Ассоли» делятся своими впечатлениями. Чаще всего говорят, что было скучно, время тянулось бесконечно, было завидно, что «Греям» так интересно, и т. п. Затем впечатлениями делятся «Грей». Вывод. В жизни происходят похожие процессы. Люди делятся на Ассолей и Греев. Ассоли (независимо от пола) ждут, что счастье и успех придут без каких-либо усилий, или кто-то вдруг захочет их осчастливить. Грей предпочитают делать свою судьбу, успех и счастье сами. И те, и другие поступают так, как считают нужным. Хотя при активной позиции возможностей больше.
Но разница не только в жизненной позиции, она еще и в ответственности, которую принимает или не хочет принимать на себя человек. Ассоль передала всю ответственность за свое счастье какому-то неизвестному ей принцу, который должен приплыть на корабле с алыми парусами и забрать ее неведомо куда. Представьте себе, что было бы с ней, если бы принц не приплыл, а она - ответственный человек? Примет это и не будет жаловаться на судьбу. А если безответственный? Обвинит всех и превратится в жертву судьбы. А что значит активная позиция Грея? Он действует самостоятельно, сам принимает решения. Если он ответственный человек, то в случае неудачи примет свою ошибку и постарается как-то исправить ситуацию. Если безответственный - обвинит во всем Ассоль, отца, который не смог ее воспитать, свою судьбу, ветер, который не туда занес, но только не себя. В случае неудачи виноватых нет. Каждый поступал в соответствии со своим мировоззрением и способом действовать. Имели право. Кто ответственен за случившееся? Оба. Каждый выбрал сам, что и как ему делать.
4. Упражнение «Сказка о моей жизни» (по Е.В. Емельяновой)
Предложите учащимся за 10 минут сочинить сказку про свою прошлую, настоящую и будущую жизнь, в которой они сами будут главными героями. Можно переделать известную сказку или сочинить свою. Важно, чтобы главный герой сказки занимал активную и ответственную позицию.


Учащиеся зачитывают сказки. Задача ведущего - отметить все моменты, когда главный герой не находится в ответственной и активной позиции.

К сведению

Для сочинения сказок намеренно дайте мало времени. Сказка не должна быть наполнена деталями. Главная задача - общее видение картины жизни, построенное на активности и ответственности.

5. Рефлексия занятий

 Тест    «Подверженность стрессу»

 

Подверженность учащихся стрессу оценивали с помощью ответов на вопросы анкеты:

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить двойку.

3. Я готов на все, чтобы получить пятерку.

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

За каждый положительный ответ начислялся 1 балл, затем набранные баллы складывались, и каждый испытуемый относился к одной из трех групп:

0 – 4 балла: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 – 8 баллов: Вы от природы тревожны. И теперь перед экзаменами вы переживаете стресс. Возьмите себя в руки, стресс сам по себе уменьшится, и вы хорошо сдадите экзамены.

9 – 12 баллов: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН проведения месячника профилактики зависимых состояний, формирования критического отношения к социальным вредностям

   Умирают люди, распадаются семьи, причем львиная доля разводов связана как раз с алкоголизмом и наркоманией. Болеют ни в чем не повынные дети, а то и вовсе рождаются с отклонениями ...

Курс тренинга по профилактике стрессовых состояний у учащихся 9,11 классов в период подготовки к государственным экзаменам

В период подготовки выпускников к сдачи ЕГЭ, ГИА очень важна психологическая поддержка. С помощью тренингового курса возможна отработка стратегии и тактики поведения участников прорцесса в период подг...

Профилактика депрессивных состояний несовершеннолетних с использованием жизнеутверждающих установок и элементов телесной терапии

Занятие дает возможность подросткам самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, автоматизированно использовать способы вербальных и действенных форм общения в трудные мо...

Консультация психолога "Основные признаки стрессового состояния у детей"

Консультация педагога-психолога для родителей и педагогов на тему "Основные признаки стрессового состояния у детей"...

Профилактическое занятие с элементами тренинга "Профилактика стрессовых ситуаций в подростковой среде"

Актуальность выбранной темы обусловлена важными преобразованиями в современной школе и запросом государства и общества на здоровое подрастающее поколение.Для решения поставленной задачи социальным пе...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по профилактике стрессовых состояний в период подготовки к государственным экзаменам

Цели: снижение стрессоопасных состояний; совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и похождения итоговой аттестации учащихся; оказание действенной помощи участникам учебно-в...