Профилактика депрессивных состояний несовершеннолетних с использованием жизнеутверждающих установок и элементов телесной терапии
методическая разработка по психологии (8, 9 класс) на тему

Моргунова Эльвира Николаевна

 Занятие дает возможность подросткам самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, автоматизированно использовать способы вербальных и действенных форм общения в трудные моменты, а так же научатся некоторым приемам регулировки стрессовых состояний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Хреновская СОШ № 1

C:\Users\Владислав\Pictures\img-44a94.jpg

Тренинг

для подростков

«Профилактика депрессивных состояний несовершеннолетних с использованием жизнеутверждающих установок и элементов телесной терапии»

Автор: педагог-психолог

МКОУ Хреновская СОШ № 1

Моргунова Э.Н.

Воронеж

2013

Прости меня. И постарайся быть счастливым!…

 Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Цель: открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе и стрессовые ситуации в жизни подростков.

Задачи:

-научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций;

-автоматизировать использование способов вербальных и действительных форм общения в трудные моменты жизни;

- научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

Участники: подростки 8-9 классов, количество – до 20 человек.

Оборудование: карандаши ( краски и кисти), бумага А 3,ноутбук, колонки,тест песни, розочки из лент, аромат розы.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Упр.Знакомство

Ребятам предлагается закончить следующие предложения:

  1. «Меня любят за то, что …»
  2. «Мне хочется доставить радость….».
  3. «Я хочу жить, потому что...»
  4. «Мне пришла в голову отличная мысль..»
  5. «Хочу поделиться своей радостью…»
  6. « У меня теплеет на душе, когда я думаю о …»
  7. « Мне помогает в жизни…»
  8. « Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …»
  9. « Чтобы доставить радость родителям, я мог бы…»

2мин

2.Основная частьC:\Users\Владислав\Pictures\getImageCASA201E.jpg

Упр 2 «Дневной дозор» - 10 мин

Введение. «Правая и левая рука»: берут цвета темные, но (например черный и синий) разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв глаза, меняются  рисунками и взяв только яркие позитивные цвета сформируют образы и стараются создать позитивный рисунок.

Введение. «Каракули»: закрыв глаза, размашистыми движениями рук создайте каракули. Затем поменявшись листами,посмотрев на полученное изображение с разных сторон, попытайтесь найти в нем образ и яркими красками создайте рисунок.(включить позитивную музыку)

Упр 3 Притча «Обида»  2минC:\Users\Владислав\Pictures\getImageCAMPAYOJ.jpg

 Однажды друзья поспорили, и один из них дал поще-

чину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не

говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший

друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и на-

шли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который

получил пощечину, едва не утонул, и друг его спас. Когда

тонувший пришел в себя, он выбил на камне фразу: «Се-

годня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину, а потом спас жизнь своему дру-

гу, спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь

ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-то нас обижает, мы должны написать это

на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-то

делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это

на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

 

Рефлексия:

Кто из вас прощал обиды?

Что легче прощать или обижаться и злиться?

Игра «Довольный и сердитый». 3 мин

C:\Users\Владислав\Pictures\d42c63ae714ct.jpg

Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда сердит. Сначала представь, что ты доволен. Как ты чувствуешь себя в этом случае? Где в своем теле ощущаешь, что ты доволен? Что ты тогда делаешь? Теперь представь, что ты рассержен... Открой глаза и походи по комнате, как можно более явно выражая, что ты сердит. Замри на минуту. Поменяй состояние. Веди себя и двигайся так, как если бы ты был очень доволен...

Рефлексия.

Упр 4 «Разговор руками» 5 минC:\Users\Владислав\Pictures\3417094_f496.jpg

Группа делится на разнополые пары, которые рассаживаются вполоборота.

Итак: Мы объединились в пары. В каждой выберите ведущего и ведомого. Теперь закройте глаза. Найдите в парах ладошки друг друга. Теперь каждый ведущий должен попробовать свой правой рукой что-то сказать руке партнера. Имеется ввиду ладошка, пальцы, запястье, тыльная сторона руки партнера. Вы можете прикасаться, теребить, сжимать, тереть, что-то еще, но своими движениями обязательно старайтесь донести до своего партнера свою мысль. Если партнер четко представляет, что ему говорят, т.е. что делают с его рукой, он должен «отзеркалить» эту фразу, т.е. сделать то же самое с левой рукой ведущего. Первый после этого говорит правой рукой вторую фразу, второй «зеркалит» первому, и.т.д.

Рефлексия: расскажите, как вам удалось поговорить с партнером? Поняли ли вы друг друга? Что вы чувствовали в этом упражнении?

Затем партнеры меняются местами, после  чего отвечают на вопрос « Что легче говорит или понимать?»

Притча-сказка о каретном мастере 2 мин

 Когда старик расчищал землю под пашню, то оставил несколько дубов посередине поля. Именно из таких деревьев делал он колеса для экипажа. Оставленные наедине с ветром, они вырастали прочными, способными выдержать любые нагрузки.

 Приветствуйте самые трудные испытания, потому что именно с ними приходят самые благоприятные возможности. Подобно старым дубам, вы становитесь сильными тогда, когда вступаете в схватку с неприятностями.

Упр 5  МЫ вместе – сильнее 5 мин

-Трудно ли поднять человека?C:\Users\Владислав\Documents\x_397b0680.jpg

- А одним пальцем?

- Мы попробуем это сделать вместе и от каждого потребуется лишь 1 палец.

Поднятие на пальцах.

-Рефлексия: Трудно было? А почему?

-Вот так и в жизни, если ты обратишься за помощью , то достаточно незначительных усилий и самая тяжелая проблема будет решена.

Вы пробовали выводить на прогулку свое настроение? Может быть, ему не хватает тихой вечерней прохлады или ярких солнечных лучей; может быть, легкий весенний дождик утолит его невыносимую жажду, а яркая зеленая листва в уютном парке напомнит о чем-то важном — как знать? Попробуйте. И ваше настроение засверкает новыми оттенками, зазвучит удивительными нотками, улыбнется вам самой загадочной, теплой и нежной улыбкой! И тогда вы обретёте еще одного закадычного преданного друга.

Упр 7 « Художник – оптимист» 10 мин

- Мы с вами сегодня рисуем, но рисовать можно по разному : карандашами, красками, руками, а еще словами. Вот этим-то мы и займемся.C:\Users\Владислав\Pictures\PHP4C23DC91ECB47.jpg

Один изображает «портрет» лицом, позой жестами-отрицательное эмоциональное состояние.Второй «художник» «стирает» это и исправляет его на позитивный антипод, давая словесные инструкции: «Уголки губ поднять, разверни плечи» А зритель должен отгадать первоначальное состояние и замысел «художника».

Рефлексия: какая роль была самой трудной?

Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим инструкциям. Меняется ли внутреннее состояние от изменеия «маски»?

Упр 8 «Мой портрет в розовых тонах» 15 мин

C:\Users\Владислав\Pictures\shapka789.jpg

Каждый держит перед собой лист подписанный и розовый карандаш. Все становятся в круги : внешний и внутренний . Кто стоит напротив берет лист и рисует соседа 30 сек, по звуковому сигналу меняются местами и дорисовывают портрет. Так пока все у каждого чего-то не нарисуют.

Рефлексия: Трудно было рисовать? Почему? Нужно ли всегда воспринимать видение другого серьезно?

Так и в жизни, что бы тебе не сказали, даже если тебе это не нравится, нужно воспринимать позитивно-во как этот портрет.

Упр 9  на невербальную поддержку «МЧС» 10 мин

C:\Users\Владислав\Pictures\getImageCA9ZR5KQ.jpg

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Обсуждение.

-        Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели?

Упр 10 «Неприятность эту мы переживем» 7 мин

C:\Users\Владислав\Pictures\getImageCASI9JUL.jpg

-Когда случается внезапно, какая - ни будь неприятность, то мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания…. Поэтому необходимо потренироваться реагировать по другому, используя словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать», «Подумаешь, важность какая..», «Вот так фокус…». Вы должны придумать сами варианты реакций. ( Конечно слова звучат иронично с досадой, даже раздраженно, но здесь включается цепочка используется зависимость слово-действие-состояние, перестраиваются на поиск выхода.)

Упр 11 « Нам песня строить и жить помогает» 5 мин

http://minusovki.kiev.ua/uploads/posts/2011-08/1312992139_3golosov-po-moschnosti.jpg

-Кто умеет петь?

Кто не умеет?

-А когда поют?

_ Мы будем петь все песню для поднятия настроения. Вот слова :

Эту песенку, друзья, разучить не сложно.
Под гитару можно петь, без гитары можно.
Даже, если вам медведь наступил на ухо,
Эту песню можно петь, не имея слуха!

Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля

Проще песни не найти, - мы вам скажем твердо,
Потому что в ней всего целых два аккорда!
Эта песня хороша, как в костре картоха.
Тот, кто песню не поет - поступает плохо!!!

Ля-ля (много pаз)

Тот, кто двойки получал на уроках пенья, -
Тоже хочет песни петь, - лопнуло терпенье.
Дуют ветры в феврале и метет поземка,
И неважно, что орешь, главное - чтоб громко!!!

Ля-ля (и т.д.)

Если голос ваш охрип - плюньте, разотрите!
Петь не можете - тогда просто говорите.
Кто не может говорить - пусть рычит мотором!
И не важно, как звучит, главное - чтоб хором!!!!

Ля-ля ........

Если кончились слова, значит, песня спета.
Не беда! Давайте петь с первого куплета.
Дyют ветpы в февpале и метёт позёмка,
И не важно чё оpёшь - главное что гpомко!!!

Ля-ля-ля-ля ...

Упр 12  Игра «Выйди из круга». 10 мин

http://akak.ru/steps/pictures/000/071/279_large.jpg

  Цель:Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.

    Психолог говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, - это трудная работа, требующая мужества и иногда - полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти - вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить».

Суть здесь, конечно, не в самом событии - «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать детям, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.

3.Заключительная частьC:\Users\Владислав\Pictures\i-222.jpg

Упражнение 13  с розой «Мне нравится в тебе ...».( Маленький принц)

 Напрасно я ее слушал, — доверчиво сказал он мне однажды.

 — Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх… Они должны бы меня растрогать, а я разозлился…
И еще он признался:
— Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Дети, встав в круг кладут розу в ладони другому, по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, манера поведения: «Дима, мне нравится, что ты добрый». В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет: «А еще я думаю, что я ...».

Как в этом мире дышится легко,

Скажите мне, кто жизнью не доволен,

Скажите, кто вздыхает глубоко,

Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет! Я должен рассказать,

Я должен рассказать опять и снова,

Как сладко жить…

 Н.Гумилев

Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу.

 Ф.Тютчев

Приложение

Эту песенку, друзья, разучить не сложно.
Под гитару можно петь, без гитары можно.
Даже, если вам медведь наступил на ухо,
Эту песню можно петь, не имея слуха!

Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля

Проще песни не найти, - мы вам скажем твердо,
Потому что в ней всего целых два аккорда!
Эта песня хороша, как в костре картоха.
Тот, кто песню не поет - поступает плохо!!!

Ля-ля (много pаз)

Тот, кто двойки получал на уроках пенья, -
Тоже хочет песни петь, - лопнуло терпенье.
Дуют ветры в феврале и метет поземка,
И неважно, что орешь, главное - чтоб громко!!!

Ля-ля (и т.д.)

Если голос ваш охрип - плюньте, разотрите!
Петь не можете - тогда просто говорите.
Кто не может говорить - пусть рычит мотором!
И не важно, как звучит, главное - чтоб хором!!!!

Ля-ля ........

Если кончились слова, значит, песня спета.
Не беда! Давайте петь с первого куплета.
Дyют ветpы в февpале и метёт позёмка,
И не важно чё оpёшь - главное что гpомко!!!

Ля-ля-ля-ля ...

Приложение 2

Смысл жизни в том, чтобы подарить кому-то мечту

Смысл жизни в том, чтобы открыть рецепт счастья, который подходит кому-то ещё

Смысл жизни в том, чтобы понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо

Смысл жизни в том, чтобы быть нужным кому-то

Смысл жизни в том, чтобы быть счастливым, не мешая при этом счастью других

Смысл жизни в том, чтобы понять свои желания и разделить их с другим человеком

Смысл жизни в том, чтобы жить ради моментов, которые нельзя описать словами

Смысл жизни в том, чтобы иметь смелость думать и делать то, чего боишься, каждый день

Смысл жизни в том, чтобы всегда оставаться самим собой

Смысл жизни в том, чтобы сделать кого-то рядом немного счастливее

Смысл жизни в том, чтобы  устроиться на работу чьим-то ангелом-хранителем

Смысл жизни в том, чтобы сказать "да"

Смысл жизни в том, чтобы быть разным

Смысл жизни в том, чтобы научиться прощать

Смысл жизни в том, чтобы влюбиться в себя

Смысл жизни в том, чтобы самому сделать радугу, если ее почему-то нет на небе

Смысл жизни в том, чтобы простить себя

Смысл жизни в том, чтобы отдать все и получить еще больше

Смысл жизни в том, чтобы идти по своей дороге так, чтобы дорога нравилась тебе, а ты – дороге

Смысл жизни в том, чтобы не жалеть ни о чём

Смысл жизни в том, чтобы принять решение

Смысл жизни в том, чтобы лежать вдвоем под пледом и смотреть любимые фильмы

Смысл жизни в  том, чтобы вовремя признаться в любви

Смысл жизни в том, чтобы не позволить своим мечтам так и остаться мечтами

Смысл жизни в том, чтобы загадать желание и самому сделать его реальностью

  1. «Меня любят за то, что …»
  2. «Мне хочется доставить радость….».
  3. «Я хочу жить, потому что...»
  4. «Мне пришла в голову отличная мысль..»
  5. «Хочу поделиться своей радостью…»
  6. « У меня теплеет на душе, когда я думаю о …»
  7. « Мне помогает в жизни…»
  8. « Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …»
  9. « Чтобы доставить радость родителям, я мог бы…»
  10. « Чтобы доставить радость родителям, я мог бы…»

Литература

  1. Два полюса, два материка. Пятакова О.К. // Школьный психолог, №13, 2007, с.10

. –Волгоград, 2009г.

  1. Сделай себя сам. Г.К., Селевко, Н.К. Тихомирова / Селевко Г.К., Тихомирова Н.К./  М.: Народное образование, 2001.
  2. Данилова В.Л. Как стать собой. – М., “Интерпракс”, 1994.
  3. Орлов Ю.М. Восхождение киндивидуальности. – М., “Просвещение”, 1991.
  4. Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника. – М., “Просвещение”, 1994.
  5. Психология в цитатах и афоризмах. Сост.: Т.Н. Бендега, М.А. Дыгун, С.Н. Жеребцов. – Мозырь: Содействие.
  6. .Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. М.Ю.Михайлина, М.А. Потапова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-обсуждение по "Программе тренингов по профилактике асоциального поведения подростков (с основами правовых знаний и элементами арт-терапии)".

За основу представляемой родителям системы взята информация с сайта: http://psinovo.ru/knigi_po_psichologii_i_pedagogike/makarticheva_g_i_trening_dlya_podrostkov_profilaktika_asotsialnogo_povedeniya.С...

Доклад «О состоянии работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

В своем докладе я рассказала о формах и методах профилактической работы с несовершеннолетними, об организации внеурочной занятости, о сотрудничестве с учреждениями системы профилактики. Приведены пока...

Занятие с элементами телесно-ориентированной терапии и йоги «Найти и обезвредить: помогаем друг другу снять последствия стресса»

Теоретической базой для разработки данного занятия послужили работыГанса Селье, Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, а также принципы хатха-йоги Цели занятия: - коррекция психо-соматического сост...

План работы по профилактике депрессивных состояний (суицидальных явлений) с учащимися МБОУ "СОШ №5"

Документ содержит план работы по профилактике депрессивных состояний (суицидальных явлений) с учащимися МБОУ "СОШ №5"...

Мониторинг состояния работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних МАОУ СОШ № 1.

По результатам проведенной профилактической работы совместно с учителями по профилактике суицидального поведения и выявлению рисков суицидального поведения - явлений поведения подобного характера не о...

Выступление на родительском собрании «Профилактика депрессивных состояний»

Выступление на родительском собрании «Профилактика депрессивных состояний»...

Методическая разработка занятия, направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование у них жизнеутверждающих установок «Ты не один»

Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными...