«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."
статья (внеклассная работа) на тему

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rabota_na_pedagogicheskih_chteniyah.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль системного взаимодействия с родителями в организации

сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы»

Выполнила:

Скакалина  Надежда Дмитриевна

учитель начальных классов.

2011 год

Оглавление

Стр.

1.вступление                                                                                                                            3 - 4

2.основная часть

2.1диагностика                                                                                                                        5

2.2 родительские собрания                                                                                                     6

2.3 тренинги                                                                                                                            

2.4 комплексный подход                                                                                                         6

2.5 деятельностный подход в воспитании                                                                            

2.6 праздники                                                                                                                            7

3. заключение

3.1 выводы                                                                                                                                8

3.2 результаты работы                                                                                                             9

4. литература                                                                                                                            10                                                                                                      

Концепция модернизации российского образования  подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач  воспитания, потому что  воспитание нового  поколения  россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.

Совершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – «нет».

Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с  ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.  

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

- конференций;

- индивидуальных и тематических консультаций;

- родительских собраний;

- тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дней творчества детей и их родителей;

- открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

- шефской помощи.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы;

- участие родителей в работе родительского комитета ;

- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается совсем не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный самостоятельно выбирать и оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые естественны и адекватны его природе, удовлетворяют личные потребности в саморазвитии, самореализации.

В шесть (семь) лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение. Я не первый десяток лет работаю в школе, но каждый раз, набирая класс, сталкиваюсь с сотней проблем. И самой трудной считаю работу с родителями. Родители часто смотрят на нас глазами своих детей. Мы должны добиваться того, чтобы они слушали нас, чтобы они нам верили.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом,  и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

  1. родительских собраний
  2. тематических и индивидуальных консультаций
  3. внеклассных мероприятий
  4.  экскурсий.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также родителей и учеников.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему "спасибо" (хотя и этому учить необходимо), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися. Мной была проведена диагностика уровня подготовленности учащихся к учебно – воспитательному процессу.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому я включила в свою воспитательную систему работу по Дополнительному образованию. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе  дополнительного образования. Осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования,  велись индивидуальные личные беседы с педагогами, координировалась их и наша работа. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остался в стороне.

В системе воспитательной работы с классом приоритетными являются: 

 Принцип комплексного подхода.

-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.

-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации  воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных,    социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, посёлке, стране.        

Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей.

Общность – первое условие воспитания детей. Что даёт?

- воспитывает мировоззрение

- способствует взрослению

- формирует отношение к культурным ценностям

- формирует культуру досуга

- способствует развитию способностей, новой культуры мышления

- даёт возможность проявляться инициативам.

Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность  в решении  общих проблем воспитания и образования  учащихся.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Многообразие современных программ и методик начального образования может дезориентировать даже самых образованных родителей, сделать работу с ребенком непростой. Формы участия родителей в жизни школы разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служит средством обратной связи, дает объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. Неформальные, свободные беседы, не менее ценны и полезны. Здесь формируется контакт «взрослый – взрослый», касающийся каждого участника общения, так необходимый и для самых младших, не всегда замечающих в учителе подобного себе, земного, чуткого, понимающего человека. Приходя в школу, ребенок ожидает увидеть в классе хорошо знакомого взрослого человека, друга.

Деятельностный подход в воспитании формируется через коллективные творческие дела:

 «Ключевыми» делами моего класса считаю создание фотоархива класса , коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов,  ежегодные походы , подготовку к утренникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Наиболее интересной  формой  работы с семьей  являются семейные праздники, т. к. и детям и родителям они очень нравятся.

    Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.

Задачи: Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку)

  1.  Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей;
  2.  Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде «учитель – ученик - родитель» во внеурочной деятельности;
  3.  Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;
  4.  Создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  5.  Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.

Классно-семейный проект «В кругу семьи», предложенный  родителями, создавался  с целью продолжения знакомства учащихся с семьями своих одноклассников, воспитания  чувства патриотизма, уважения к семейным традициям.

Планирование моей работы вывелось в двух направлениях:

  1. Предварительная работа с детьми;
  2. Предварительная работа с родителями.

Была создана творческая группа родителей , члены которой:

1)     поставили цель,

2)     смоделировали   ожидаемый результат,

3)     спланировали совместную деятельность,  

4)     в течение  недели  организовали работу,

5)      несколько семей составили свои родословные.

Выводы:

Активное участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс  образования в целом.

Участие помогает им:

  1. Преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
  2. Относиться к ребенку как к равному;
  3. Понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;
  4. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  5. Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  6. Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
  7. Развивать способности своего ребенка.               

Проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы:

  1. Деятельностный  подход к организации и проведению праздников позволил по-новому подойти к решению проблемы сотрудничества семьи и школы.
  2. Совместные дела  дают большие возможности для решения воспитательных задач в работе с родителями.
  3. Активное участие в различных мероприятиях  помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом. Участие помогает им:
  1. Преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
  2. Относиться к ребенку как к равному;
  3. Понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;
  4. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  5. Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  6. Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
  7. Развивать способности своего ребенка.

Результаты моей работы:

  1. Повысилась активность родителей: на наши праздники приходят всей семьей: и родители, и бабушки с  дедушками, и братья с сестрами.
  2. У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
  3. У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
  4. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости.
  5. Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.
  6. Динамика личностного роста обучающихся.

 «Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят…»

                                               Шалва Амонашвили.

ЛИТЕРАТУРА

Богданова О.С., Петров В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М., Просвещение,1975г

Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.,Просвещение, 1989.

Бойко В. В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания // Советская педагогика. — 1988. — № 2. — С. 65—69.

Выготский Л. С. Вопросы психологии детской игры //Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 38.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М.: Новая школа, 1996.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 ч. — М., 1999.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие. — М.,1997.

Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива: Избр. произв.: В 5 т. — Киев, 1979. — Т1. — С. 425—668.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....

«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

         Иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства....

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...


 

Комментарии

Работа с родителями