Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»
статья по немецкому языку на тему

Плетнева Валентина Алексеевна

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту особенность младших школьников необходимо развивать в процессе обучения иностранным языкам в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pletneva_bashmak_shkola_s._bidzhan.docx214.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Плетнева В. А.

МКОУ СОШ с. Биджан Ленинского района Еврейской автономной области.

        

        Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту особенность младших школьников необходимо развивать в процессе обучения иностранным языкам в начальной школе. Поскольку иностранный язык в основе своей интегративен, то обучение строится с учетом взаимодействия содержания этого учебного предмета с содержанием предметов начальной школы. Взаимодействие происходит как по линии усвоения знаний, обогащения информацией, так и по линии деятельности и её элементов.

        Интеграция как методический прием способствует формированию у младших школьников целостной картины мира и созданию представления о школьных предметных областях как об определенной системе. Интеграция в начальной школе может существовать, например,  в интегрированных элементах урока «иностранный язык + музыка/музыкальная культура». При этом формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  • слушать и слышать,
  • различать,
  • дифференцировать звуки, мелодию,
  • эмоционально реагировать на музыку,
  • воспроизводить мелодический звук, интонацию без текста и с текстом,
  • сравнивать мелодии, звуки.

        Возможны следующие формы и приемы реализации музыкальной интеграции на занятиях по иностранному языку:

  • использование в ходе обучения произносительным и звуковым сторонам речи приемов музыкального воспроизведения новых букв, слов и др.,
  • включение в содержание обучения разучивание песенок, считалок, игр с музыкальным сопровождением (детский фольклор Германии),
  • организация утренников, концертов, праздников, инсценировок сказок с исполнением песен,
  • ознакомление детей с названиями, звучанием, изображением наиболее характерных для Германии народных музыкальных инструментов,
  • исполнение песен с использованием музыкальных инструментов.

        Что же подлежит формированию и развитию при реализации музыкальной интеграции на уроках по иностранному языку:

  • способность различать и воспроизводить звук,
  • способность воспринимать музыкальный звук,
  • музыкально-ритмическое чувство,
  • музыкальный слух,
  • способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкальной мелодии,
  • исполнительские навыки,
  • общий кругозор,
  • интерес к культуре, фольклору, музыке немецкого народа,
  • музыкальный и эстетический вкус,
  • способность различать звучание музыкальных инструментов, в том числе и национальных.

        На своих уроках немецкого языка в 2-4 классах я использую элементы интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе. Программа немецкого языка в начальной школе предполагает разучивание небольших немецких песен. Песни помогают закреплению языкового материала, совершенствованию фонетических навыков, закреплению лексических и речевых образцов.

Пение песен может сопровождаться использованием музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе музыкальной игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Играя на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмичных движений (четче воспроизводят ритм).C:\Users\Физика\Desktop\ФИЛИАЛ\другое\фото\муз инструменты\DSCN4413 - копия.JPGC:\Users\Физика\Desktop\ФИЛИАЛ\другое\фото\муз инструменты\DSCN4426 - копия (2).JPG

 На своих уроках мы с учениками используем такие простейшие детские музыкальные инструменты, как маракасы, музыкальный треугольник, барабан, бубны, трещотки. C:\Users\Физика\Desktop\ФИЛИАЛ\другое\фото\муз инструменты\P1180435 - копия.JPG

К игре на музыкальных инструментах допускаются только те ученики, кто знает наизусть текст немецкой песни. Это способствует улучшению качества усвоения материала, даёт ученикам возможность выразить себя, использовать  творческие навыки и умения. 

        Обучение иностранным языкам в «интегрированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание, что достигается за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов; помогает формировать у учащихся более целостную картину мира, в которой сам иностранный язык является средством познания и общения.         

Список литературы:

1. Воронина Г. И., Соловцова Э. И. Иностранные языки в начальной школе. Методические рекомендации. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе.

Основные направления обучения, виды работ, обучение стихосложению....

Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

         Иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства....

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...