Программа по дисциплине Информатика и ИКТ, НПО 1 курс
рабочая программа по информатике и икт по теме

 Рабочая программа  разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 36»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.03 Информатика и ИКТ

Игра

2012


Настоящая рабочая программа  разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор: Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент; рецензенты: Кирюхин В.М., доцент МИФИ, кандидат технических наук, Гаврилова С.А., зам. начальника Учебного отдела Государственной академии инноваций, кандидат педагогических наук, Пех З.Н., старший методист отдела информационных и образовательных технологий ГОУ ДПО учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы).

Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования по профессиям НПО:

110800.02  Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства;

190629.01 Машинист дорожных и строительных работ;

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию   электрооборудования (по отраслям)

Организация-разработчик: БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36»

Разработчики:

  1. Чиркова М.В., преподаватель БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36» п. Игра
  2. Иванова Л.Н., преподаватель БОУ НПО УР«Профессиональное училище №36» п. Игра

Рассмотрена методической  комиссией общеобразовательных дисциплин

БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36»

протокол № ___ от «___»____________ 201_ года

Рекомендована Экспертным советом БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36» протокол № ___ от «___»____________ 201_ года

Эксперты:

_____________________       _________________________      ____________________

       (место работы)                                           (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)

                                

_____________________       _________________________      ____________________

       (место работы)                                           (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)

_____________________       _________________________      ____________________

       (место работы)                                           (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации  учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям начального профессионального образования:

110800.02  Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства;

190629.01 Машинист дорожных и строительных работ;

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию   электрооборудования (по отраслям)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профильный цикл общеобразовательной подготовки

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  2. автоматизации коммуникационной деятельности;
  3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

уметь:

  1. оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  2. распознавать информационные процессы в различных системах;
  3. использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  4. осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  5. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  6. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  7. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  8. осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  9. представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  10. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

знать:

  1. различные подходы к определению понятия «информация»;
  2. методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  3. назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  4. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  5. использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  6. назначение и функции операционных систем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

        лабораторные работы

-

        практические занятия

60

        контрольные работы

3

        зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

  1. практические задания
  2. создание мультимедийных презентаций
  3. разработка и оформление кроссвордов
  4. оформление памятки
  5. решение задач и упражнений
  6. составление кластера
  7. составление теста
  8. разработка викторины
  9. подготовка сообщения
  10. создание плаката-схемы

17

6

3

4

2

2

2

2

2

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

 Техника безопасности в кабинете информатика.

1

1

Раздел 1. Информационная деятельность человека

8

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества

Содержание учебного материала 

1

Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

1

Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека

Содержание учебного материала

2


2

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

Практические занятия

  1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

2










Самостоятельная работа

Создание плаката-схемы:  «История развития информационного общества»

Подготовка сообщения по теме «Умный дом»

3

Раздел 2. Информация и информационный процессы

37

Тема 2.1Подходы к понятию информации и измерению информации

Содержание учебного материала

2

Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Представление информации в двоичной системе счисления.

2

Практические занятия

  1. Измерение информации
  2. Представление информации в различных системах счисления.

4

Самостоятельная работа

Решение задач по теме «Измерение  информации», «Перевод чисел в позиционных системах счисления».

2

Тема 2.2 Основные информационные процессы  их реализация с помощью компьютера

Содержание учебного материала

3

2

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.

Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Системы и технологии программирования

 Практические занятия

1. Среда программирования.  Тестирование готовой программы линейной программы.

2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой

3. Тестирование готовых программ с циклической  структурой

4.Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели

10

Содержание учебного материала 

1

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2

Практические занятия

1. Создание архива данных и работа с ним.

2

Контрольная работа  по теме «Информация и информационные процессы »

1

Самостоятельная работа

Практическое задание «Разработка алгоритмов и их программная реализация»

Составление кластера по теме «Цифровые носители информации»

6

Тема 2.3 Управление процессами


Содержание учебного материала

1


2

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением.

Практические занятия

2

1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ.

Самостоятельная работа:

Создание презентации  теме «Автоматизированные системы управления» (по профессиональной направленности).

3

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

21

Тема 3.1Архитектура персонального компьютера.

Содержание учебного материала

4

Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров.

Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности.

2

Практические занятия

  1. История компьютера. Работа с программным обеспечением.
  2. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
  3. Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование.

6

Самостоятельная работа:

Составление кроссворда по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера»

Практическое задание «Работа с клавиатурным тренажером»

3

Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации.

Содержание учебного материала

1

Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.

Защита информации.

2

Практические работы

2

Сервисное программное обеспечение компьютера. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.  

Контрольная работа по теме «Средства информационных и коммуникационных технологий»

1

Самостоятельная работа:

Разработка  теста по теме «Вирусы и антивирусные программы»

Разработка и оформление  памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.

4

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

42

Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

1

2

Информационные системы и автоматизация информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста.

Практические занятия:

  1. Использование систем проверки орфографии.
  2. Форматирование документов.
  3. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов.

7

Самостоятельная работа:

Составление викторины «Информационные системы»

Выполнение практического задания по теме  «Оформление реферата»

5

Содержание учебного материала

1

2

Представление о программных средах компьютерной графики и  мультимедийных средах.

Практические занятия:

  1. Создание и редактирование растровых графических изображение
  2. Создание и редактирование векторных графических изображений.
  3. Создание презентации и демонстрация ее с помощью презентационного оборудования.

6

Самостоятельная работа:

Практическое задание. Создание рекламы по профессиональной направленности»

Разработка презентации  по теме «Моя профессия»

5

Содержание учебного материала

1

Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

2

Практические занятия: 

  1. Технология обработки числовой информации.
  2. Использование стандартных функций. Адресация.
  3. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и графиков.

5

Самостоятельная работа:

Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности)

2

Содержание учебного материала

2

Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

Практические занятия:

  1. Создание однотабличной базы данных.
  2. Создание формы, форматирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных

4

Самостоятельная работа:

Практическое задание. Работа с базой данных.

3

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

21


Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях.

Содержание учебного материала

1

Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Понятие системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети.

2

Практические занятия

  1. Локальная компьютерная сеть

2

Самостоятельная работа:

Кроссворд по теме «Программное и аппаратное обеспечение сетей»

2

Содержание учебного материала

3

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

2

Практические занятия:

  1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
  2. Работа с  электронной почты, создание и скорость передачи данных.
  3. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
  4. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет.

8


Контрольная работа по теме «Телекоммуникационные технологии»

1

Самостоятельная работа:

Практическое задание по теме «Электронная почта»

Составление памятки «Технология общения в Интернете»

Подготовка сообщения «Электронная коммерция в Интернете»

4

Дифференцированный  зачет

2

Всего

132

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ»:

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  1. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в Интернет;
  2. аудиторная доска для письма;
  3. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
  4. запирающийся на ключ шкаф для хранения оборудования.
  5. шкаф для хранения сумок и рюкзаков учащихся

3.1.2. Технические средства обучения:

  1. мультимедиа проектор с экраном;
  2. персональный компьютер – рабочее место учителя;
  3. персональный компьютер – рабочее место обучающегося[1];
  4. лазерный принтер;
  5. сканер;
  6. цифровой фотоаппарат;
  7. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники[2]

3.1.3.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР, Windows 2000.
  2. Операционная система Linux.
  3. Антивирусная программа Антивирус Касперского 2010, NOD32
  4. Программа-архиватор WinRar.
  5. Клавиатурный тренажер Соло.
  6. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2000,2003, 2007.
  7. Пакет программ OpenOffice.org.
  8. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  9. Мультимедиа проигрыватель.
  10. Система тестирования
  11. Программа для записи на CD-диск
  12. Обучающие программы «Информатика» (TeachPro)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. АстафьеваН.Е. информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учебное пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2010.-256с.: ил.
  3. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2008.-224с.: ил.
  4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 213 с. : ил.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с. : ил.
  6. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011

Дополнительные источники

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
  2. Золотова С.И.Практикум по Access.- М.: Финансы и статистика, 2006.-144с.
  3. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007.-256с.
  4. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
  5. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
  6. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
  7. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
  1. Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/
  2. Экономическая информатика. Форма доступа: http://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html
  3. Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
  4. Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
  5. Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php
  6. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
  7. Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html
  8. Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение умений:

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Входной контроль:

Тестирование.


Текущий контроль:

практические работы, тестирование, письменный опрос


Тематический контроль: выполнение и защита проектного задания, контрольные работы.


Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет

- распознавать информационные процессы в различных системах

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных

- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Усвоение знаний:

- различные подходы к определению понятия «информация»

Входной контроль:

Тестирование.


Текущий контроль:

самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, письменный опрос,

практические работы.


Тематический контроль

контрольные работы, защита проектных заданий


Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет

- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации

- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы

- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности

- назначение и функции операционных систем


[1] Число рабочих мест должно соответствовать числу студентов при проведении практических занятий.

[2] По числу рабочих мест обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отралям)

Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". В дополнение календарно-тематический план, инструкция по технике безопа...

Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ 1 курс СПО

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для специальностей ТОРА и ТМ...

Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ 1 курс СПО

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для специальности Электрохимическое производство...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Информатика и ИКТ Специальность 19.02.10 Технология продуктов общественного питания по программе углубленной подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) ГБПОУ МО «Щелковский колледж» в соответствии с ФГОС по специальнос...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" для 1 курса

Программа  разработана  в соответствии с  требованиями  федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 ...