Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" для 1 курса
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)

Трофимова Жанна Владимировна

Программа  разработана  в соответствии с  требованиями  федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_1_kurs_mosr_2020-2021.docx57.12 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА

        1.1. Область применения программы

Программа  разработана  в соответствии с  требованиями  федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.

        1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

        1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание  программы  «Информатика»  направлено  на  достижение  следующих целей:

- формирование  у  обучающихся  представлений  о  роли  информатики  и  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание  основ  правовых  аспектов  использования  компьютерных  программ  и работы в Интернете;

- формирование  у  обучающихся  умений  осуществлять  поиск  и  использование информации,  необходимой  для  эффективного  выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- формирование  у  обучающихся  умений  применять,  анализировать,  преобразовывать  информационные  модели  реальных  объектов  и  процессов  средствами информатики,  используя  при  этом  ИКТ,  в  том  числе  при  изучении  других дисциплин;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;

- приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и глобальных информационных коммуникаций в глобальных сетях;

- осознание  ответственности  людей,  вовлеченных  в  создание  и  использование информационных систем, распространение и использование информации;

- владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию  с  использованием  ИКТ,  средств  образовательных  и  социальных коммуникаций.

Освоение  содержания  учебной  дисциплины  «Информатика»  обеспечивает  достижение студентами следующих результатов:

личностных:

чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

осознание своего места в информационном обществе;

готовность  и  способность  к  самостоятельной  и  ответственной  творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных техно-

логий;

умение использовать достижения современной информатики для повышения

собственного  интеллектуального  развития  в  выбранной  профессиональной

деятельности,  самостоятельно  формировать  новые  для  себя  знания  в  профессиональной  области,  используя  для  этого  доступные  источники  информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

умение  выбирать  грамотное  поведение  при  использовании  разнообразных средств  информационно-коммуникационных  технологий  как  в  профессиональной деятельности, так и в быту;

метапредметных:

умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

использование  различных  видов  познавательной  деятельности  для  решения  информационных  задач,  применение  основных  методов  познания (наблюдения,  описания,  измерения,  эксперимента)  для  организации  учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности  с  использованием  информационно-коммуникационных технологий;

использование различных информационных объектов, с которыми возникает  необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий  в  решении  когнитивных,  коммуникативных  и организационных  задач с  соблюдением  требований  эргономики,  техники  безопасности,  гигиены, ресурсосбережения,  правовых  и  этических  норм,  норм  информационной безопасности;

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии,  доступно  и  гармонично  сочетая  содержание  и  формы  представляемой  информации  средствами  информационных  и  коммуникационных технологий;

предметных:

сформированность  представлений  о  роли  информации  и  информационных процессов в окружающем мире;

владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

использование  готовых  прикладных  компьютерных  программ  по  профилю подготовки;

владение  способами  представления,  хранения  и  обработки  данных  на  компьютере;

владение  компьютерными  средствами  представления  и  анализа  данных  в электронных таблицах;

сформированность  представлений  о  базах  данных  и  простейших  средствах управления ими;

сформированность  представлений  о  компьютерно-математических  моделях и  необходимости  анализа  соответствия  модели  и  моделируемого  объекта (процесса);

владение  типовыми  приемами  написания  программы  на  алгоритмическом языке  для  решения  стандартной  задачи  с  использованием  основных  конструкций языка программирования;

сформированность  базовых  навыков  и  умений  по  соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами информационных и коммуникационных технологий.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 146 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часов;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

146

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

138

в том числе:

     практические занятия

102

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт во 2 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информационная деятельность человека

8(+2)

Тема 1.1.

История развития информационного общества и ВТ

Содержание учебного материала

2

1

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Этапы развития информационного общества. Информационная культура.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Презентация о людях, внёсших вклад в развитие информатики и вычислительной техники.

2

Тема 1.2.

Правовые нормы в информационной сфере

Содержание учебного материала

2

1

Виды профессиональной информационной деятельности человека. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

1

Практические занятия

4

1

Практическое занятие № 1-2 «Знакомство с  ресурсами общества. Инсталляция программ Использование лицензионных и свободно распространяемых программ».

Раздел 2.

Информация и информационные процессы

40(+2)

Тема 2.1.

Представление информации в компьютере

Содержание учебного материала

6

1

Понятие информатики и информации. Свойства и носители информации.

1

2

Виды информации и ее кодирование

3

Информационные процессы и ИТ-технологии

2

Практические занятия

1

Практическое занятие № 3 «Виды информации и ее кодирование

2

2

Практическое занятие № 4. Измерение информации. Единицы измерения информации

2

3

Практическое занятие № 5. Системы счисления

2

4

Практическое занятие № 6. Кодирование целых и действительных чисел

2

5

Практическое занятие № 7. Универсальная система кодирования текстовой информации

2

6

Практическое занятие № 8. Кодирование графических данных

2

7

Практическое занятие № 9. Кодирование звуковой информации

2

Тема 2.2.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации

Содержание учебного материала

2

1

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.

2

Практические занятия

1

Практическое занятие № 10. Алгоритмы и способы их описания. Примеры компьютерных моделей различных процессов

2

2

Практическое занятие № 11. Выполнение упражнений с использованием основ логики..

2

3

Практическое занятие № 12 «Программная реализация линейного алгоритма»

2

4

Практическое занятие № 13 «Программная реализация разветвляющегося алгоритма»

2

5

Практическое занятие № 14 «Программная реализация циклического алгоритма»

2

6

Практическое занятие № 15 «Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели»

2

7

Практическое занятие № 16. Поиск информации. Объемы и  хранение информации

2

8

Практическое занятие № 17. Изучение поисковых систем. Работа с архивом. Запись на носители

2

Тема 2.3.

Управление процессами

Содержание учебного материала

2

1

Практическая работа №18 Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сравнительная таблица АСУ и САУ.

2

Раздел 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий

34(+2)

Тема 3.1.

Аппаратное и программное обеспечение компьютеров

Содержание учебного материала

Практические занятия

1

Практическое занятие № 19 Архитектура персонального компьютера

2

2

Практическое занятие № 20 Основные и дополнительные устройства компьютера

2

3

Практическое занятие № 21. Работа в среде Windows Организация работы на персональном компьютере

2

4

Практическое занятие № 22 Процессор и память компьютера. Электронные платы, контроллеры и шины

2

5

Практическое занятие №23 Видеосистема. Клавиатура и мышь

2

6

Практическое занятие № 24 Средства хранения и переноса информации

2

7

Практическое занятие № 25 Внешние устройства компьютера. Требования эргономики при работе на компьютере

2

8

Практическое занятие № 26 Операционная система Windows. Графический интерфейс

2

Самостоятельная работа обучающихся

Доклад «История операционных систем», «Виды операционных систем».

2

Тема 3.2.

Защита информации

Содержание учебного материала

4

1

Виды программного обеспечения компьютера

2

2

Файловая система организации данных

2

Практические занятия

2

1

Практическое занятие № 27. Защита информации. Методы защиты информации

2

Практическое занятие № 28. Антивирусные средства защиты

2

3

Практическое занятие № 29 Размещение, поиск и сохранение информации. Антивирусные средства защиты

2

4

Практическая работа №30 «Файловые менеджеры и архиваторы

2

5

Практическая работа №31 «Создание архива данных. Извлечение данных их архива

2

6

Практическая работа №32 «Комплексная работа с информацией в среде Windows»

2

Раздел 4.

Технология создания и преобразования информационных объектов

28

Тема 4.1.

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

12

1

Текстовые процессоры

2

2

Электронные таблицы.

2

3

Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel

2

4

Системы управления базами данных. Базы данных и их виды

2

5

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

2

6

Стандартные программы Windows. Графический редактор

2

Практические занятия

2

1

Практическое занятие № 33. «Ввод текста и форматирование шрифтов. Оформление абзацев текста»

2

Практическое занятие № 34 «Создание и форматирование таблиц. Создание колонок и списков в текстовых документах

2

3

Практическое занятие №35 Рисунки и схемы в текстовых документах

2

4

Практическое занятие №36 «Создание компьютерных публикаций средствами Publisher 2007»

2

5

Практическое занятие №37  «Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel»

2

6

Практическое занятие № 38. «Построение и форматирование диаграмм в  MS Excel»

2

7

Практическое занятие № 39. «Использование функций в расчетах  MS Excel»

2

8

Практическое занятие №40. «Относительная и абсолютная адресации MS Excel. Фильтрация данных»

2

9

Практическое занятие №41. «Создание новой базы данных и таблиц в MS Access 2007»

2

10

Практическое занятие №42. «Работа с данными с использованием запросов»

2

11

Практическое занятие №43. «Формы и отчеты в MS Access 2007»

2

13

Практическое занятие №44. «Разработка презентаций в MS POWER POINT»

2

14

Практическое занятие №45. «Подготовка презентации к демонстрации в MS POWER POINT»

2

Раздел 5.

Телекоммуникационные технологии

28(+2)

Тема 5.1.

Интернет-технологии. Создание сайта.

Содержание учебного материала

6

1

Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии,

1

2

Методы создания и сопровождения сайта.

1

Практические занятия

2

1

Практическое занятие №46. «Создание Web-страницы на языке HTML»

2

Практическое занятие №47. «Создание таблиц и гиперссылок в Web-страницах»

2

3

Практическое занятие №48. «Создание связанных Web-страниц на языке HTML»

2

4

Практическое занятие №49. «Создание Web-сайта: формирование списков и таблиц. Тестирование и публикация Web-сайта»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Глоссарий по теме «Создание и сопровождение сайта»

2

Тема 5.2.

Локальная сеть

Содержание учебного материала

6

1

Объединение компьютеров в локальную сеть. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Работа сервера.

1

Практические занятия

2

1

Практическое занятие №50. «Организация поиска информации в сети Интернет. Работа с электронными каталогами библиотек

Тема 5.3.

Электронная почта

Содержание учебного материала

1

Электронная почта. Создание ящика электронной почты

4

Практические занятия

2

Практическая работа №51 «Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем

2

Всего:

146

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

        

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

        Оборудование учебного кабинета: компьютеры (рабочие станции), локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет, проектор, экран,  комплект учебно-методической документации.

        Технические средства обучения: видеоуроки и презентации по данной дисциплине, электронные плакаты структурных схем ЭВМ, отдельных узлов ЭВМ, электронные учебники.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Михеева, Е.В. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 400 с.

2. Михеева, Е.В. Информатика. Практикум: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /Е.В. Михеева, О.И. Титова. - 2-е изд., стер. –М.: Академия, 2018. - 224с.

3. М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова Информатика [Электронный ресурс]: для студентов учреждений сред. проф. образования. — Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2019г.

Дополнительные источники:

4. Цветкова, М.С. Информатика: Учебник для студ. СПО/М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: Академия, 2018. – 352с.

5. Цветкова, М.С. Информатика. Практикум для профессий и спец. естественно-научного и гуманитарного профилей: Учебное пособие для студ. СПО/М.С. Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. – М.: Академия, 2019. – 240с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

  • Выделять информацион-ный аспект в деятельности человека; информационное вза-имодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык про-грамммирования, таблицы, гра-фики, диаграммы, формулы и т.п.);
  • вычислять логическое значение сложного высказы-вания по известным значениям элементарных высказываний;
  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
  • интерпретировать резуль-таты, получаемые в ходе мо-делирования реальных про-цесссов;
  • устранять простейшие неисправности, инструктиро-вать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скоро-сть передачи и обработки инфо-рмации;
  • оперировать информа-ционными объектами, исполь-зуя имеющиеся знания о воз-можностях информационных и коммуникационных техноло-гий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источни-ками справочной информации; соблюдать права интеллекту-альной собственности на ин-формацию;
  • проводить виртуальные эксперименты и самосто-ятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбере-жения при работе со сред-ствами информатизации; обеспечение надежного функ-ционирования средств ИКТ;

- Оперирует различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносит полученные результаты с реальными объектами;

- приводит примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

- определяет и использует информационные процессы при выполнении практических заданий.

- исследует учебные модели: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей);

- выбирает способ представления информации в соответствии с поставленной задачей;

- применяет ИТ при создании учебных проектов (реферат, презентация, сайт, электронная таблица, графики, рисунок)

- создает HTML страницу;

-использует гипертекстовые ссылки при работе с пакетом офисных программ;

- создает структуру и заполняет базу данных в СУБД Access;

- изменяет структуру и редактирует записи базы данных в СУБД Access.

- выполняет поиск информации в различных базах данных, компьютерных сетях при выполнении творческих проектов.

- определяет виды информации по форме, способу восприятия, степени значимости.

- определяет назначение текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;

- использует перечисленные программы для выполнения заданий  в том числе по другим дисциплинам.

- объясняет назначение ИМ;

- определяет классы;

- составляет алгоритм деятельности.

Текущий контроль практическая работа, контрольная работа,

учебный проект,

Промежуточная аттестация: дифференцируемый зачет

должен знать:

  • логическую символику;
  • основные конструкции языка программирования;
  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алго-ритма;
  • виды и свойства инфор-мационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реали-зации информационных моде-лей;
  • общую структуру деятель-ности по созданию компьютер-ных моделей;
  • назначение и области использования основных техни-ческих средств информационных и коммуникационных техно-логий и информационных ресур-сов;
  • виды и свойства источни-ков и приемников информации, способы кодирования и деко-дирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информа-ции;
  • базовые принципы организации и функциониро-вания компьютерных сетей;
  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспе-чения информационной безопас-ности ;

способы и средства обес-печения надежного функциони-рования средств ИКТ;

- знает различные подходы к определению понятия «информация»;

- знает качественные характеристики информации.

- знает методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;

- знает единицы измерения информации;

- знает назначение и виды алгоритмов;

- знает виды информационных моделей

-Знает виды операционных систем;

- называет версии ОС;

-цитирует определение ОС;

Текущий контроль практическая работа, контрольная работа,

учебный проект,

Промежуточная аттестация: дифференцируемый зачет

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора инфор-мации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориента-цией;
  • представления информа-ции в виде мультимедиа объек-тов с системой ссылок (на-пример, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
  • подготовки и проведения выступления, участия в кол-лективном обсуждении, фикса-ции его хода и результатов;
  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуни-каций;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

использует информационные ресурсы в сети Интернет;

- использует программы пакета MS Office для представления числовой информации в виде таблиц, графиков, диаграмм

- обеспечивает оптимальный режим работы с компьютером;

- правильно организует рабочее место;

- выполняет комплекс упражнений на снятие нагрузки при работе с ИКТ.

-использует операционную систему при работе с компьютером.

Текущий контроль практическая работа, контрольная работа,

учебный проект,

Промежуточная аттестация: дифференцируемый зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ

Содержание программы дополнительного образования детей «Компьютерная графика и анимация» соответствует научно – технической направленности и способствует развитию мотивации личности ребенка к познанию...

Рабочая программа учебного элективного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10-11 класс, профильный уровень)

Рабочая программа элективного учебного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для учащихся 10-11 класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, ка...

Рабочая программа учебного предмета, курса «Второй иностранный язык» (немецкий язык) 5 класс

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) разработана для учащихся 5 класса на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта   основного общего образ...

Рабочая программа учебного предмета, курса «Второй иностранный язык» (немецкий язык) 6 класс

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) разработана для учащихся 6 класса на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта   основного общего образ...

Рабочая программа учебного интегрированного курса «Азбука искусств» (музыка, ИЗО, литература) в 5 классе

Рабочая учебная  программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерных программ основного о...

Рабочая программа учебного интегрированного курса «Азбука искусств» (музыка, ИЗО, литература) в 6 классе

Рабочая учебная  программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерных программ основного о...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика» 5 «д» класс 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка             Настоящая рабочая программа написана для обучения математике 5класса с задержкой психического развития на ...