«Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей» «Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей»
статья по информатике и икт по теме

доклад из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

«Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей»

Панова Наталия Ивановна

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

Авторская работа

Сегодня компьютер для нас – это и развлечение, и средство коммуникации, и хранилище документов. Он есть практически в каждой семье, компьютером пользуются не только взрослые, но и дети. С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о его пользе и вреде. Компьютер и дети, это одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. На данный момент, очень часто можно заметить, что всем остальным развлечениям ребенок предпочитает компьютерные игры.    Дети за компьютером в наши дни – это абсолютно нормально. Запрещать пользоваться компьютером совсем ребенку не стоит. Главное не следует забывать о том, что все должно быть в меру.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии детей. Поговорим о положительных влияниях компьютерных игр на ребенка. Чем раньше ребенок познакомится с этой чудо машиной, тем меньше будет барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является дидактическая. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере  имеют  большое  значение не только  для

развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Сухомлинский В.А. сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание.

Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Овладение компьютером ребенком играет огромную роль в формировании его личности. У детей появляется новый вид общения – общение со сверстниками. Они активно обсуждают компьютерные игры, делятся своими победами и промахами. Компьютерные игры способствуют развитию речи детей: обогащается детский словарь, происходит знакомство с новой терминологией. Но самым главным при формировании личности является то, что при таком общении повышается самооценка ребенка. Рассказывая об успехах в компьютерных играх, ребенок, как бы, повышает свой рейтинг, самоутверждается и даже может выйти в лидеры. Все эти качества способствуют возникновению эмоционального комфорта, что важно для развития личности ребенка.

Я работаю в Братском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, педагогом дополнительного образования и провожу занятия в компьютерном классе. 

Взвесив «за» и «против» работу за компьютером организовала с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований. Занятия с детьми проводятся по подгруппам 4-6 человек 2 раза в неделю.  В ходе проведения занятий мной проводиться работа по воспитанию настойчивости, собранности, бережного отношения к имуществу, навыков здорового образа жизни; по развитию культуры общения, ведения диалога, коррекции  памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления.

Занятия проводятся по направлениям: игротерапия и компьютерная графика. Так же существует «День поощрений», где за неделю подводятся итоги, и самые активные воспитанники получают билеты в «игровой компьютерный зал». Что оказывает положительное влияние на воспитанников.

На начальном этапе я познакомила детей с техникой безопасности и правилами поведения при работе на ПК, познакомила детей с историей развития ПК, из чего состоит компьютер его возможности. Знакомство детей с ПК начиналось с элементарных  понятий и терминов на доступном для них языке. В работе использую принцип научности и доступности.

Изучая клавиатуру, компьютерную мышь и назначение их клавиш, помогаю освоить детям приемы управления компьютером, требующие сложных зрительно-двигательных координации, когда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одновременно следить за экраном. В связи с этим  развиваю в первую очередь такие функции, которые особенно значимы на начальном этапе общения ребенка с компьютером: точность и координацию движений руки, тонкие движения кисти и пальцев руки, кратковременную память. Для этого мной была подобрана и разработок картотека игр: физминутки, упражнения для глаз, игры для сплочения коллектива, приемы релаксации и т.п. Большое внимание уделяю тому, чтобы упражнения не вызывали у детей утомления и чрезмерного возбуждения. Игры по содержанию подбираю простые, интересные и эмоционально привлекательные.  

 Для воспитанников подобрала каталог игр на развитие психических функций: поиск предметов, группировка по цвету или форме, пазлы, шашки и т.п., Есть и любимые игры: «Шрек», «Гарри Поттер», «Морской бой», разнообразные гонки и др.

С помощью логических игр, я способствую развитию мыслительных операции (анализ, синтез, обобщение), логическому мышлению. Большое внимание уделяю тому, чтобы дети  выполняли задания последовательно, поэтапно. Способствую развитию восприятию, сенсорному развитию. Развитию пространственных отношений.

Особое внимание уделяю развитию речи, на занятиях знакомлю детей с компьютерной терминологией.

 Так как не все дети умеют читать, игры подбираются так, чтобы в них было как можно меньше текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий. Также детям даю доступную инструкцию по ориентировки на рабочем столе ПК.

На данном этапе мною отмечено, что дети самостоятельно могут ориентироваться на рабочем столе компьютера, корректно включать и выключать компьютер, знают и называют основные клавиши клавиатуры их функции, с легкостью пользуются компьютерной мышью. Воспитанники самостоятельно выбирают любимые игры, ориентируются в меню игры, оказывают помощь  другим детям (делятся своими впечатлениями, достижениями, подсказывают, как пройти тот или иной уровень). Самостоятельно осваивают новые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Критерии отграничения детей-имбецилов от детей-дебилов и сравнительный анализ их психического развития....

Негативное воздействие компьютера на психическое развитие детей

Данная статья раскрывает вопросы негативного воздействия бесконтрольного использования компьютеров детьми и подростками....

Дошкольники. Психическое развитие детей.

Особенности развития психических процессов у дошкольников....

Особенности психического развития детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье описываются игры для различных ворастных групп, сгруппированные по четырём разделам: подвижные игры, игры на местности, эстафеты и упражнения....

Компьютерные игры – новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование компьютеров в образовании, в том числе дошкольном, уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучша...

Компьютерные игры как основные помощники в изучении программирования.

Современное общество уже не представляет своей жизни без гаджетов. И дети все свое свободное время проводят в интернете (социальных сетях, компьютерных играх). Виртуальная жизнь увлекает людей с невер...