Главные вкладки

    План-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме:
    Урок информатики в 11-м классе по теме "Графические возможности языка программирования Visual Basic"

    Федченко Ирина Васильевна

    В статье представлена разработка урока по теме «Графические возможности языка программирования Visual Basic» по учебнику Н.Д. Угриновича. На уроке учащиеся знакомятся с графическими средствами (объектами и методами) языка Visual Basic, учатся задавать систему координат и рисовать с использованием графических методов Scale, PSet, Line, Circle, Cls. В качестве примера рассматривается построение графика функции в полярных координатах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок информатики в 11-м классе по теме «Графические возможности языка программирования Visual Basic»

    Цель урока:

    1. сформировать у учащихся представление о графических средствах языка Visual Basic и возможностях их использования при решении задач.

    Задачи урока:

    образовательные:

    1. формирование знаний учащихся о графических средствах языка Visual Basic;
    2. стимулирование интереса учащихся к программированию;

    развивающие:

    1. развитие памяти, внимания;
    2. формирование познавательной активности;
    3. развитие умения применять полученные знания при решении задач;

    воспитательные:

    1. повышение информационной культуры учащихся;
    2. воспитание стремления к получению новых знаний;
    3. воспитание у учащихся самостоятельности.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Объяснение нового материала.
    3. Практическая работа на компьютере.
    4. Подведение итогов урока.
    5. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид учащихся – соответствие одежды безопасным условиям труда.

    2. Объяснение нового материала

    Учитель знакомит учащихся с новым материалом, используя компьютерную презентацию и мультимедийный проектор.

    В языке Visual Basic есть графические средства, к которым относятся графические методы и графические объекты [4].

    На объектах Форма (Form) и Графическое окно (PictureBox) можно рисовать с использованием графических методов Scale, PSet, Line, Circle, Cls.

    Метод Scale позволяет задать объекту новую систему координат:

    object . Scale (X1, Y1) – (X2, Y2) ,

    где object – имя объекта,

    X1, Y1 – новые координаты левого верхнего угла объекта,

    X2, Y2 – новые координаты правого нижнего угла объекта.

    Метод PSet позволяет нарисовать точку:

    object . PSet (X, Y) [,color] ,

    где object – имя объекта,

    X, Y – координаты точки,

    color – цвет точки.

    Метод Line служит для рисования отрезков, прямоугольников или закрашенных прямоугольников:

    object . Line (X1, Y1) – (X2, Y2) [,color] [,B] [F] ,

    где object – имя объекта,

    X1, Y1 и X2, Y2 – координаты концов отрезка или противолежащих вершин прямоугольника,

    color – цвет отрезка или прямоугольника,

    параметр B задает рисование прямоугольника,

    параметр F – закрашенного прямоугольника (этот параметр можно использовать только вместе с параметром B).

    Метод Circle позволяет нарисовать окружность, эллипс, дугу или сектор:

    object . Circle (X, Y), radius [,color, start, end, aspect] ,

    где object – имя объекта,

    X, Y – координаты центра окружности, эллипса, дуги или сектора,

    radius – радиус окружности, эллипса, дуги или сектора,

    color – цвет линии,

    start и end – начальный и конечный углы дуги или сектора в радианах (могут принимать значения от –2π до +2π),

    aspect – коэффициент сжатия.

    Метод Cls служит для очистки объекта:

    object . Cls ,

    где object – имя объекта.

    Если графический метод применяется к объекту Форма (Form), то при его записи имя объекта object можно опускать.

    3. Практическая работа на компьютере

    Учитель вместе с учащимися проводит разбор практического задания, демонстрирует приемы его выполнения.

    Разработаем проект построения графика функции в полярных координатах.

    Полярные координаты. Обычно точки на плоскости представляют их декартовыми координатами. Но есть и другой способ определения расположения точек на плоскости – задание полярных координат.

    В этом случае имеется единственная ось и некая точка на ней, называемая полюсом. Любую точку на плоскости теперь можно определить парой чисел (r, z), где r – расстояние от полюса и z – угол между осью и прямой, соединяющей полюс и данную точку (угол изменяется в направлении против часовой стрелки от оси).

    Графики в полярных координатах. Функции, в которых используются полярные координаты, будем называть функциями в полярных координатах. Например, r = Sin(z) – функция в полярных координатах. Здесь для каждого значения z из некоторой заданной области строится точка с полярными координатами (r, z). Чтобы упростить построение, обратимся снова к декартовым координатам. Точка (r, z) в полярных координатах – это то же самое, что точка (r*Cos(z), r*Sin(z)) в декартовых координатах, и именно ее мы строим.

    Проект «График функции в полярных координатах». Приступим к созданию проекта. В качестве примера рассмотрим построение графика функции r = Sin(8*z).

    Разместим на форме frmGraph графическое окно picGraph, в котором будет строиться график, командную кнопку cmdGraph для реализации событийной процедуры построения графика и метку lbl1 для обозначения графического окна.

    Для графического окна picGraph зададим удобную систему координат, учитывающую диапазоны изменения аргумента и функции, с помощью графического метода Scale. Для рисования точек графика воспользуемся методом PSet. Для очистки графического окна используем метод Cls.

    Построение графика будет производиться с помощью цикла со счетчиком, в котором значение аргумента z будет меняться от 0 до 2π с шагом 0,001.

    Введем программный код событийной процедуры cmdGraph_Click () для кнопки cmdGraph:

    Dim z, r As Single

    Private Sub cmdGraph_Click ()

    picGraph . Scale (-1.25, 1.25) - (1.25, -1.25)

    For z = 0 To 2 * 3.14 Step 0.001

    r = Sin (8 * z)

    picGraph . PSet (r * Cos (z), r * Sin (z)), vbMagenta

    Next z

    End Sub

    Запустим проект. Щелкнем по кнопке График.

    Усовершенствуем наш проект.

    Вместо использования при построении декартовых координат (r * Cos (z), r * Sin (z)), введем два дополнительных параметра a и b и построим (r * Cos (a * z), r * Sin (b * z)).

    Разместим на форме два текстовых поля txtA и txtB для ввода значений переменных a и b и две метки lbl2 и lbl3 для обозначения текстовых полей (имен переменных и диапазона изменения их значений).

    Внесем изменения в программный код событийной процедуры cmdGraph_Click ():

    picGraph . PSet (r * Cos (Val (txtA . Text) * z), r * Sin (Val (txtB . Text) * z)), vbMagenta

    Добавим две кнопки: cmdClear – для очистки текстовых полей и графического окна и cmdExit – для завершения работы приложения.

    Введем программный код событийной процедуры для кнопки cmdClear:

    Private Sub cmdClear_Click ()

    txtA . Text = ""

    txtB . Text = ""

    picGraph . Cls

    End Sub

    Для кнопки cmdExit код событийной процедуры следующий:

    Private Sub cmdExit_Click ()

    End

    End Sub

    Запустим проект. Меняя значения a от 1 до 9 и значения b от 1 до 6, получим массу замечательных картинок.

    4. Подведение итогов урока

    Учитель подводит итоги урока, отмечает учащихся, успешно справившихся с работой.

    5. Домашнее задание

    § 5.10 [2].

    Создать проект «Построение графических примитивов», который позволяет нарисовать в графическом окне все графические примитивы (точку, линию, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, окружность, эллипс, дугу, сектор).

    Спасибо за работу, урок окончен.

    Литература

    1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
    2. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
    3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
    4. Волчёнков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. – М.: ИНФРА-М, 2002.
    5. http://festival.1september.ru

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок информатики в 8-м классе по теме "Процедуры с параметрами в среде ЛогоМиры"

    Использование творческой среды ЛогоМиры позволяет превратить процесс обучения в увлекательное занятие, подготовить учащихся к программированию в других средах, развить алгоритмическое мышление; научит...

    Урок информатики в 8-м классе по теме "Работа с редактором формул в Microsoft Word"

    Статья содержит конспект урока по обучению школьников созданию формульных объектов в редакторе Word, материалы для выполнения заданий практической работы. Урок проводится с использованием информационн...

    Урок информатики в 7-м классе по теме "Устройства вывода информации"

    В статье представлен конспект урока по информатике с использованием ЭОР информационного, практического и контролирующего типов на разных этапах урока: актуализации знаний, введения нового материала, з...

    Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе "Экологические проблемы большого города и пути их разрешения"

    Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе "Экологические проблемы большого города и пути их разрешения"...

    Итоговый урок информатике в 9-м классе по теме: "Текстовый процессор MS WORD"

    Итоговый урок информатике в 9-м классе по теме:"Текстовый процессор MS WORD"...

    Конспект урока по теме "Графические возможности языка программирования Visual Basic"

    Цель урока:сформировать у учащихся представление о графических средствах языка Visual Basic и возможностях их использования при решении задач....