Изучение графического редактора при решении задачи развития ребёнка
статья (информатика и икт) по теме

Статья предназначена для учителей информатики, работающих в начальной школе. Здесь обосновывается необходимость и значимость изучения графических редакторов на раннем этапе обучения. Приведены нестандартные задания для использования их на уроках информатики в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_graficheskogo_redaktora.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Н. М. Чичерова,

Газопроводская средняя общеобразовательная школа, с. Починки, Починковский район, Нижегородская область

ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА
ПРИ РЕШЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАДАЧИ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация
Статья предназначена для учителей информатики, работающих в начальной школе. Здесь обосновывается необходимость и значимость изучения графических редакторов на раннем этапе обучения. Приведены нестандартные задания для использования их на уроках информатики в начальной школе.

Ключевые слова: школа, ребёнок, рисование, компьютер

Проблема преподавания информатики в младшем звене общеобразовательной школы является одной из важнейших в образовательном процессе. Информатика в начальной школе, на мой взгляд, — это мировоззренческий предмет, формирующий уже в самом юном возрасте элементы информационной культуры и нового стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества.

Естественно и логично, что детям на начальной ступени обучения можно представить компьютер как интеллектуальную игровую приставку. Но такая «игра» не должна требовать от ребенка только быстрой реакции, нажатия нескольких клавиш и четкого зрительного слежения за скачущими «электронными белочками» — она должна способствовать развитию интеллектуальных способностей младшего школьника. Абсолютно ясно, что развитое мышление, готовность и способность учиться, умение рационально организовать свой труд являются в дальнейшем наиболее значимыми для каждого человека; что владение конкретной информацией (а ее будет великое множество на протяжении всей жизни) менее значимо по сравнению с четкой ориентацией и пониманием того, какая информация необходима и где она может быть получена. Следовательно, формирование определенного отношения к информации, продиктованного принципиальным изменением характера ориентации человека в информационном мире, должно закладываться уже на ранних стадиях обучения ребенка и, естественно, будет зависеть от интеллектуальных способностей личности. И компьютер для младшего школьника может быть представлен своеобразным гидом по информационному миру.

Каким же образом рационально использовать этот гид на уроках информатики? Очевидно, самое простое и интересное, чему можно научить ребенка, изучающего ПК, — это рисование. Все мы знаем, что рисование — одно из самых любимых детских занятий. Пусть мышка еще выскальзывает из рук, и пройдет немало времени, прежде чем ребенок нарисует на экране что-то более или менее осмысленное, — но это первый шаг к самовыражению. Чем младше ребенок, тем легче с ним заниматься: он легче и охотнее воспринимает новое. Чем старше ребенок, тем больше его жизненный опыт, тем устойчивее стереотип поведения, привычки. У детей, рано начавших рисовать, в дальнейшем отсутствует «боязнь белого листа бумаги». Кроме того, доказано, что все узнанное человеком в раннем детстве остается с ним на всю жизнь. Это вовсе не означает, что начавший рано рисовать ребенок станет художником — просто он не будет бояться этого вида деятельности.

Яркие краски рисунка разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Занятия живописью — это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима детям для физического, психического и умственного развития.

Рисунок — зеркало чувств, зрелости, развитости ребенка. Из шедевров маленького художника можно узнать многое. Главное для нас, взрослых, — научиться читать его сообщения.

Процесс рисования является наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения. Поэтому для общего знакомства с компьютером одной из первых самостоятельных творческих работ может стать рисование на экране дисплея. Знакомство с графическим редактором — это не только рисование само по себе, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, а также развитие пространственного и конструкторского мышления.

Многие ли умеют рисовать? К сожалению, нет, хотя в последнее время молодежь считает полезным умение рисовать в Photoshop’e, и это уже прорыв, продиктованный временем. Сегодня многие создают свои сайты, и желание красиво и правильно оформить свой уголок Интернета естественно и похвально.

У всех людей разные способности к рисованию, но в детстве большинство рисует с удовольствием. Мы привыкли ассоциировать рисование с детским садом или младшими классами школы, потому что дальше им занимаются единицы, что, конечно, не может не печалить.

Академик, авиаконструктор, высокообразованный человек, Олег Константинович Антонов (1906—1984) еще в восьмидесятых годах прошлого века в одной из телепередач посетовал, что в нашем всеобщем школьном образовании есть вопиющий недостаток: детей не учат рисовать. Он имел в виду хорошую технику рисования. Он говорил, что досадно бывает, когда приходит хороший специалист, конструктор с прекрасной идеей и вместо того, чтобы нарисовать, начинает объяснять на пальцах. И все это только потому, что он не умеет рисовать. И в конце темы он сказал, что умение рисовать очень важно в работе, потому что тот, кто умеет рисовать, умеет делать красивые вещи: он заметил, что некрасивый самолет плохо летает.

Компьютерной графикой, исходя из моей собственной практики и по рассказам родителей, дети могут (и очень хотят) заниматься с самых ранних лет — пожалуй, с тех пор, как им разрешают пользоваться компьютером.

Создание рисунков в графическом редакторе предоставляет ребенку особые возможности в изучении как компьютера, так и разных школьных дисциплин:

1. Растет интерес школьников к изучаемой теме. Учащиеся самостоятельно приобретают опыт деятельности, связанный с конкретной темой, привыкают к проблемам и терминам конкретной дисциплины, что позволяет легче усваивать в дальнейшем сложные теоретические концепции.

2. Выбор заданий для рисования практически не ограничен.

3. Презентация рисунков, проводимая в присутствии родителей и преподавателей, позволяет учащимся получить максимальное удовлетворение от конечных результатов своего труда.

Важнейшая задача школы — подготовить школьников к полноценной жизни в обществе. В современном мире мы уже не сможем обойтись без компьютера, и нет сомнения в том, что всем нынешним школьникам придется в недалеком будущем работать с этой техникой. Поэтому необходимо подготовить их к этому. И освоение компьютера лучше начинать именно с рисования, так как это стимулирует ребенка на созидание, а не на потребление. Взрослые люди понимают, что компьютер — великий помощник в жизни и в профессии. Ребенок же невольно ищет в нем только развлечение. И вот тут задача учителей — проследить, что именно ученик ждет от общения с ПК, научить маленького человека не только пользоваться компьютером и управлять им, но и стать его властелином, а не рабом. По моему мнению, дети, занимающиеся рисованием на компьютере, должны обязательно рисовать и на бумаге. Тогда у них будет точное представление о том, что компьютер не машина, которая делает за них неисчислимое количество операций, а умный помощник и друг в их творческих начинаниях.

Уже на начальном этапе обучения рисованию на компьютере со школьниками можно проводить работу, имеющую практическую значимость. Творческое задание «Нарисуй самое красивое и самое некрасивое» позволяет выявить понимание детьми красоты. Задания типа «Что такое лето» способствуют не только художественному, но и умственному развитию детей.

Дети любят все, что сделано собственными руками. В процессе работы с графическим редактором можно прочесть с детьми их любимые книжки и подготовить для иллюстрации для этих книг. Можно сделать книжку, состоящую из изображений животных или цветов.

Ниже предложены несколько нестандартных заданий для использования их на уроках информатики в начальной школе.

1. Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками тоже относится к необычным приемам. Для реализации данного способа рисования можно использовать инструменты Кисть и Карандаш. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки Карандашом, а гроздья делайте Кистью. Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей — цветочков и ягодок (стебельки можно нарисовать Карандашом).

2. Фигурная фигурка.

Очень интересен способ рисования Карандашом или Кистью по заранее сделанным шаблонам. Заранее заготовив в графическом редакторе шаблоны, попросите ребенка придумать, как можно дорисовать ту или иную форму. Заинтересовать детей можно содержанием шаблонов: для мальчиков — силуэты машин и самолетов, для девочек — животные, матрешки, куклы, банты и домики. Дети могут закрашивать изображения разными цветами, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными. Шаблоны могут помочь ребятам при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам ученик. Можно затеять игру: ребенок комбинирует шаблоны (с помощью операций копирования и перемещения), а сосед по парте отгадывает, что это такое. Затем роли меняются: ученик ставит одноклассников в тупик, а те в свою очередь силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.

3. Рисование по точкам.

Учитель заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!». Получившийся контур можно дорисовать, раскрасить, придумать для получившегося изображения сюжет и название.

4. Чудо-рисунок.

Предложите ребенку нарисовать портрет друга, животное или что-либо еще из разных цветов (ромашки, колокольчика, розы), из овощей (огурца, морковки, арбуза), из зайчиков, мишек, котиков. Вот это будут чудо-картины!

5. Рисование автопортрета или рисование с натуры.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не столько творить, сколько изображать по правилам, т. е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Сначала предложите ребенку нарисовать самого себя, глядя в зеркало… и еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше покажите, как вы, учитель, будете рисовать себя, поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет для рисования с натуры: это может быть любимая кукла, мишка, машина или еще что-то. Важно учить детей длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ученик отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, — не огорчайтесь и не огорчайте ребенка. Похвалите ученика: «Ты сегодня нарисовал новую машину. Наверное, тебе такую хочется?», но обязательно в конце такого рисования надо спросить: «А чем нарисованная тобою машина отличается от оригинала?»

6. Я рисую маму.

Нарисовать маму — это хорошее продолжение рисования с натуры или рисования по памяти (объектами для изображения могут стать члены семьи, родственники или знакомые). В качестве вспомогательного материала могут выступать фотографии или беседы о характерных особенностях внешности родственников. Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: «Какой дедушка Коля? Какие у него волосы, улыбка, любимый костюм?». И начинается процесс творчества. Через определенное время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, можно распечатать их на цветном принтере и организовать мини-выставку «Мои родные и близкие», где родственники школьников наверняка по достоинству оценят созданные детьми портреты.

7. Строим город.

Можно построить свой собственный город. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, а может, наоборот, — удивительное и сказочное? Но в любом городе нужно непременно нарисовать магазин со сластями, зоопарк и цирк. Как же без них?

Такая «рисовальная игра» хороша тем, что играть в нее можно не один урок. Надоело рисовать — сохранили свою работу и переключились на другой вид деятельности. Зато через несколько уроков интерес ученика разгорится с новой силой. А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, всё, что в данный момент волнует и интересует маленького художника. А при участии учителя фантазия и художественные способности ребенка непременно раскроются в полной мере.

8. Книгопечатание.

Ученикам можно предложить поработать коллективно. Задания могут быть, например, такими: напечатайте текст любимой сказки на компьютере, оставив места для рисунков. Затем начинается процесс иллюстрирования: ученик сначала рисует картинки Карандашом, а затем раскрашивает их. Когда «книжка» будет готова, просто вставьте распечатанные листы в папку с прозрачными файлами.

Творить, кстати, можно не только в области книгопечатания. В фотоателье рисунки ваших учеников могут перевести на одежду или на посуду.

9. Рисуем музыку.

Предложите ребятам нарисовать музыку, т. е. передать в рисунке свои впечатления от прослушивания.

Для начала включите спокойную, лирическую музыку и понаблюдайте за проявлениями эмоций на лице учеников. Можно договориться, какие цвета будут добрыми (например, желтый и голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий). Таким образом можно рисовать различные произведения: классическую музыку, русскую народную и даже современную.

Затем правила относительно цвета лучше исключить и дать ученику свободу в выборе цветов, отражающих его восприятие музыки.

10. Рисуем настроение.

Попросите ученика нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки и т. д. Учитель наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Обратите внимание! Темные тона — это тревожные тона.

11. Коллективный рисунок.

На одном рабочем листе каждый ученик рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все вместе дают название картине,  придумывают по ней общую историю (или сказку) и дорисовывают в соответствии с придуманной историей.

12. Рисуем портреты.

Ученики разбиваются на пары. Один из пары выполняет роль натурщика: он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Рисовать можно Карандашом или шаблонами: цветочками, звездочками, снежинками, морковками, лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь. «Художник» не показывает свое творение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов.

13. Рисуем ветер.

Заполнить рабочий лист цветом так, чтобы зрители поняли, какой дует ветер: теплый или холодный, легкий или сильный, ласковый или суровый. Ученики рисуют Кистью, заполняя цветом весь лист.

14. Развитие мышления.

Отдельным пунктом выделим задания, назначение которых — не только освоение работы в графическом редакторе, но и развитие мышления учащихся. Здесь можно выделить задания на:

  1. обобщения,
  2. поиск закономерностей,
  3. понятия формы и пространства,
  4. сравнения,
  5. сопоставления,
  6. развитие пространственного воображения.

Например, после изучения учащимися графических примитивов — окружности и прямоугольника — им предлагаются задания типа: «дорисуй симметричные фигуры».

Или учащиеся освоили операцию копирования и переноса фрагментов рисунка. В этом случае задание может выглядеть так:

Большая часть заданий составлена по аналогии с известными из литературы по психологии упражнениями. Например, задания на обобщения: «Назовите предметы одним словом и дорисуйте еще что-нибудь подобное», «Разложите предметы по шкафам». Задания на поиск закономерностей можно разделить на две группы: «Дорисуй орнамент» и «Нарисуй следующую фигуру в ряду». Заметим, что подобные задания несложно придумать самому учителю. Главное — ребята должны все делать с одобрением, при эмоциональной поддержке. В среде, когда это востребовано взрослыми, когда им интересна деятельность ученика, — в такой среде можно достичь значительного прогресса.

Во всех перечисленных работах инструмент Карандаш играет второстепенную роль, и в этом огромная разница между рисованием на бумаге и созданием компьютерного рисунка. С самого первого урока ученик привыкает к тому, что компьютерная графика имеет свои особенности, позволяющие быстро и качественно воплотить задуманный образ.

Безусловно, графический редактор — это хорошая среда для создания творческих работ. Подготовка к любой творческой работе — это кропотливый труд ученика по приобретению навыков работы с каждым инструментом, это подробное обсуждение темы работы, это составление списка необходимых инструментов, обдумывание последовательности их применения. Именно совокупность всех этих составляющих позволяет в рамках уроков организовать целенаправленную творческую деятельность, результатом которой являются интересные и в общем-то сложные для учащихся начальной школы графические работы. Примером могут служить компьютерный альбом «Зимняя сказка», открытки к 8 Марта для мам и учителей и т. д.

В преподавании любой темы встает вопрос о критериях оценки уровня знаний и умений учащихся. Для графического редактора на данном этапе его изучения необходимый уровень знаний и умений — это владение всем набором инструментов, их оптимальный выбор и последовательное чередование. Художественная выразительность работы, как правило, тесно связана с перечисленными компонентами. После оценивания работ учащихся учителем хорошо выносить все работы на тематические стенды, отбирать лучшие работы в школьную компьютерную газету, поздравлять учителей и родителей открытками, которые выполнены учениками. Важным моментом сравнения своих работ с чужими является выставка. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность и никто не подвергается критике. Все это усиливает мотивацию к изучению учебного материала и создает условия для развития творческих способностей детей.

Немаловажное значение имеет методика обучения работе с графическим редактором. Сначала учитель рассказывает о режимах работы редактора, предлагает испытать некоторые из них (например, выбор Карандаша, изменение его цвета, изменение цвета фона изображения), затем ученики выполняют конкретное задание по образцу. После этого обсуждаются режимы сохранения и вывода на кран выполненных рисунков. В дальнейшем можно разнообразить деятельность учащихся: предлагать для копирования различные простые и сложные рисунки, проводить построение рисунков реальных объектов.

Как известно, современные графические редакторы обладают большими возможностями в создании и редактировании изображений. Обычно предусматриваются выбор графических примитивов, установление их размеров, выбор цветовой гаммы, стирание ошибочно проведенных линий и выполненных рисунков и т. д. Вместе с тем изучение таких редакторов порой затруднено из-за необходимости освоения большого числа операционных действий. Поэтому более целесообразно предлагать учащимся начальной школы более простые редакторы, моделирующие лишь отдельные функциональные возможности профессиональных редакторов. В простых редакторах операционные навыки не должны затенять деятельность, связанную с построением изображений.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение графических редакторов в начальной школе позволяет решать комплексную задачу развития личности ребенка, включающую: развитие алгоритмического мышления, формирование нового стиля деятельности, умение реально доводить замысел до получения конкретного результата. Человек, который освоил технику рисования на компьютере, становится более совершенным, он более полно воспринимает зрительные образы, он замечает вокруг себя много больше: формы, пропорции, оттенки цветов. Где это может пригодиться? Да везде, не только на работе, но и в повседневной жизни. Не секрет, что художник во многих бытовых ситуациях находится в более выгодном, чем остальные, положении. Вспомните хотя бы такую ситуацию: вы хотите сшить новое платье и пытаетесь описать фасон портному так, как вы это видите. А он после вашего описания увидел его иначе! Нередко огорчением для нас становится выбор цветов в интерьере нашей квартиры, который вы сделали на основе только собственной интуиции. То, что так нравилось вначале, через определенное время начинает раздражать. В наше время все знают, что цвета оказывают психическое воздействие на человека. Вспомним простой светофор: красный — внимание, желтый — терпение, зеленый — идите спокойно. Согласитесь, что для человека с опытом рисования намного легче добиться положительного результата в деле, которое более или менее связано с художественным оформлением.

В заключение можно сказать, что применение компьютера очень эффективно помогает в развитии познавательных процессов у младших школьников. Поэтому, обучая школьников рисованию на компьютере, мы еще и выполняем важную миссию, а именно развиваем такие личностные характеристики учащихся, как повышение самооценки, уверенность в себе и своих способностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по информатике: Аппликация как средство компьютерной графики при изучении графического редактора "PAINT"

Урок по информатике. 6 класс. Урок из раздела "Графический редактор". Основная цель урока -  научить учащихся выделять основные элементы графического изображения, перемещать, вырезать, копировать...

Методические указания по изучению графического редактора PhotoShop

В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в растровом графическом редакторе PhotoShop, к каждому уроку составлены практические задания. Объем методички 72 листа. Для увлеченных дет...

Методическая разработка двух занятий кружка «Мой друг компьютер» изучение графического редактора Photoshop по темам: «Работа со слоями» «Открытка ко дню рождения»

Технология личностно – ориентированного обучения на занятиях кружка «Мой друг компьютер». План 2-х занятий при изучение графического редактора Photoshop по темам:  «Работа...

Практические работы при изучении графического редактора GIMP

Практические работы при изучении графического редактора GIMP...

Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»

Аннотация на статью.  Предлагаемая  методическая разработка занятий предназначена  для учащихся  5, 6 классов и рассчитана  на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...

Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»

Аннотация на статью.  Предлагаемая  методическая разработка занятий предназначена  для учащихся  5, 6 классов и рассчитана  на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...

Статьи, разработки занятий, рекомендации по формированию интереса к ИКТ через изучение графического редактора

Компьютер - незаменимый помощник при работе с разнообразной информацией. Чем раньше начинается знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет чувствовать себя в мире ИКТ. Программа, которую ...