Урок информатики и ИКТ в 8 классе по теме "Системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Урок изучения нового материала по теме "Системы счисления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sistemy_schisleniya.doc989 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики, 8-й класс. Тема: "Системы счисления"

Цели урока: 

Образовательные:

  1. выявить  определение понятия «система счисления»;
  2. научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.

Воспитательные:

  1. воспитание личностных УУД информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

  1. развитие умения работать в группах;
  2. развитие самоконтроля.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
  4. Постановка цели урока.
  5. Применение теоретических положений при решении задач.  
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно понять, о каких числах идет речь.

2. Актуализация знаний.

Проверочная работа из массива домашних задач с самопроверкой по ключу.

        Вариант 1

1. Сколько байт в 32 Гбайт?

     2. В коробке лежат 16 кубиков. Все кубики разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из коробки достали красный кубик?

        Вариант 2

        1. Сколько байт в 5 Кбайтах?

        2. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?

         Вариант 3

1. Сколько Кбайт в 40960 битах?

        2. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 9 бит информации. Чему равно N?

        Вариант 4

1. Каждое показание счётчика, фиксируемое в памяти компьютера, занимает 10 бит. Записано 100 показаний этого датчика. Каков информационный объём снятых значений в байтах?

        2. Сколько информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

Класс разбивается на 2 группы: "Племя 10" и "Племя 8".

"Представьте себе, что вы первобытные люди, не имеющие устной и письменной речи. Название вашего племени происходит от количества пальцев на руках. К вашему племени приближаются враги. Вождь племени посылает гонца узнать их количество. Задача гонца: находясь на холме при помощи подручных средств (орехи и ананасы) показать количество нападающих"... "Гонец" видит и "передает" 7, 14, 324.

Учащиеся делают вывод о строении числа, записывают числа различных систем счисления в развернутом виде. 

4. Постановка цели урока.

Итак, тема сегодняшнего урока ... "Системы счисления".

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

  1. позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
  2. непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.

Основание

Название системы счисления

Знаки

2

Двоичная

0, 1

3

Троичная

0, 1, 2

4

Четверичная

0, 1, 2, 3

5

Пятиричная

0, 1, 2, 3, 4

8

Восьмиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

10

Десятичная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12

Двенадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В

16

Шестнадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F

Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

(степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «-1»)

Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления: 

  1. Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.
  2. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.

Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную.

5. Применение теоретических положений при решении задач.

 Задание в парах: 

  1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 101110012,120313, 11001012, 17238.
  2. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 41, 315, 1073.
  3. Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

Когда все учащиеся выполнят работы, учитель диктует ответы и дети сами проверяют, ставят оценки по критериям: одна ошибка – оценка «пять», три ошибки – оценка «четыре», больше ошибок оценка «три».

Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам». Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.

Каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

Голова:

  1. Г1 (101;1011)
  2. Г2 (1100;1011)
  3. Г3 (101;100)
  4. Г4 (1100;100)

Шея:

  1. Ш1 (111;100)
  2. Ш2 (1010;100)
  3. Ш3 (1010;11)
  4. Ш4 (111;11)

Глаза:

  1. Гл1 (110;1010)
  2. Гл2 (1000;1010)
  3. Гл3 (1000;1000)
  4. Гл4 (110;1000)
  5. Гл5 (1001;1010)
  6. Гл6 (1011;1010)
  7. Гл7 (1011;1000)
  8. Гл8 (1001;1000)

Нос:

  1. Н1 (1000;111)
  2. Н2 (1001;111)

Рот:

  1. Р1 (110;110)
  2. Р2 (110;101)
  3. Р3 (1011;101)
  4. Р4 (1011;110)

Антенки:

  1. А1 (110;1011)
  2. А2 (110;1111)
  3. А3 (101;1111)
  4. А4 (111;1111)
  5. А5 (1011;1011)
  6. А6 (1011;1111)
  7. А7 (1010;1111)
  8. А8 (1100;1111)

6. Рефлексия.

Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).

Творческое задание.
Задание. Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану, предварительно осуществите перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную.

1)Постройте окружность с центром в точке (1010, 1010), с радиусом 101;
2)Постройте точки и соедините их с отрезками, закрасьте соответствующим цветом.
Синий (11; 111), (100; 1000), (101; 111), (100;110)
Синий (111; 111), (1000, 1000), (1001; 111), (1000; 110)
Красный (100; 100), (110; 11), (1000; 100)
Ответ: улыбающийся человечек, который получился в результате творческого задания, - подтверждение тому, что вы хорошо поработали на уроке.

7. Домашнее задание.

Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.

Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"

Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можно использовать для закрепления и повторения, на любом этапе урока.Анимационное и...

Урок информатики "Понятие пикселя" 5 класс

Урок информатики в 5 классе "Понятие пикселя" по учебнику Н.В. Макаровой с презентацией...

Методическая разработка урока информатики в 9-ом классе "Условный оператор"

Данный материал содержит примеры решения задач программирования на языках Basic и QBasic с использованием условного оператора. ...

Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах

Занимательным задачам на различных уроках   нужно уделять внимание  . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....

Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы ...

Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются опер...

Урок информатики в 9классе по теме: Двоичная система счисления

Цели урока:Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить переводить двоичные числа в десятич...