Главные вкладки

    Урок информатики и ИКТ в 8 классе по теме "Системы счисления"
    методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

    Урок изучения нового материала по теме "Системы счисления"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_sistemy_schisleniya.doc989 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок информатики, 8-й класс. Тема: "Системы счисления"

    Цели урока: 

    Образовательные:

    1. выявить  определение понятия «система счисления»;
    2. научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.

    Воспитательные:

    1. воспитание личностных УУД информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

    Развивающие:

    1. развитие умения работать в группах;
    2. развитие самоконтроля.

    План урока: 

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
    4. Постановка цели урока.
    5. Применение теоретических положений при решении задач.  
    6. Рефлексия.
    7. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения.

    Ей было тысяча сто лет,
    Она в сто первый класс ходила,
    В портфеле по сто книг носила –
    Все это правда, а не бред.
    Когда, пыля десятком ног,
    Она шагала по дороге,
    За ней всегда бежал щенок
    С одним хвостом, зато стоногий.
    Она ловила каждый звук
    Своими десятью ушами,
    И десять загорелых рук
    Портфель и поводок держали.
    И десять темно-синих глаз
    Рассматривали мир привычно,
    Но станет все совсем обычным,
    Когда поймете наш рассказ.

    Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно понять, о каких числах идет речь.

    2. Актуализация знаний.

    Проверочная работа из массива домашних задач с самопроверкой по ключу.

            Вариант 1

    1. Сколько байт в 32 Гбайт?

         2. В коробке лежат 16 кубиков. Все кубики разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из коробки достали красный кубик?

            Вариант 2

            1. Сколько байт в 5 Кбайтах?

            2. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?

             Вариант 3

    1. Сколько Кбайт в 40960 битах?

            2. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 9 бит информации. Чему равно N?

            Вариант 4

    1. Каждое показание счётчика, фиксируемое в памяти компьютера, занимает 10 бит. Записано 100 показаний этого датчика. Каков информационный объём снятых значений в байтах?

            2. Сколько информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?

    3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

    Класс разбивается на 2 группы: "Племя 10" и "Племя 8".

    "Представьте себе, что вы первобытные люди, не имеющие устной и письменной речи. Название вашего племени происходит от количества пальцев на руках. К вашему племени приближаются враги. Вождь племени посылает гонца узнать их количество. Задача гонца: находясь на холме при помощи подручных средств (орехи и ананасы) показать количество нападающих"... "Гонец" видит и "передает" 7, 14, 324.

    Учащиеся делают вывод о строении числа, записывают числа различных систем счисления в развернутом виде. 

    4. Постановка цели урока.

    Итак, тема сегодняшнего урока ... "Системы счисления".

    Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

    1. позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
    2. непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

    Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.

    Основание

    Название системы счисления

    Знаки

    2

    Двоичная

    0, 1

    3

    Троичная

    0, 1, 2

    4

    Четверичная

    0, 1, 2, 3

    5

    Пятиричная

    0, 1, 2, 3, 4

    8

    Восьмиричная

    0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

    10

    Десятичная

    0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

    12

    Двенадцатиричная

    0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В

    16

    Шестнадцатиричная

    0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F

    Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

    (степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «-1»)

    Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления: 

    1. Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.
    2. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.

    Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную.

    5. Применение теоретических положений при решении задач.

     Задание в парах: 

    1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 101110012,120313, 11001012, 17238.
    2. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 41, 315, 1073.
    3. Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

    Когда все учащиеся выполнят работы, учитель диктует ответы и дети сами проверяют, ставят оценки по критериям: одна ошибка – оценка «пять», три ошибки – оценка «четыре», больше ошибок оценка «три».

    Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам». Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.

    Каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

    Голова:

    1. Г1 (101;1011)
    2. Г2 (1100;1011)
    3. Г3 (101;100)
    4. Г4 (1100;100)

    Шея:

    1. Ш1 (111;100)
    2. Ш2 (1010;100)
    3. Ш3 (1010;11)
    4. Ш4 (111;11)

    Глаза:

    1. Гл1 (110;1010)
    2. Гл2 (1000;1010)
    3. Гл3 (1000;1000)
    4. Гл4 (110;1000)
    5. Гл5 (1001;1010)
    6. Гл6 (1011;1010)
    7. Гл7 (1011;1000)
    8. Гл8 (1001;1000)

    Нос:

    1. Н1 (1000;111)
    2. Н2 (1001;111)

    Рот:

    1. Р1 (110;110)
    2. Р2 (110;101)
    3. Р3 (1011;101)
    4. Р4 (1011;110)

    Антенки:

    1. А1 (110;1011)
    2. А2 (110;1111)
    3. А3 (101;1111)
    4. А4 (111;1111)
    5. А5 (1011;1011)
    6. А6 (1011;1111)
    7. А7 (1010;1111)
    8. А8 (1100;1111)

    6. Рефлексия.

    Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).

    Творческое задание.
    Задание. Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану, предварительно осуществите перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную.

    1)Постройте окружность с центром в точке (1010, 1010), с радиусом 101;
    2)Постройте точки и соедините их с отрезками, закрасьте соответствующим цветом.
    Синий (11; 111), (100; 1000), (101; 111), (100;110)
    Синий (111; 111), (1000, 1000), (1001; 111), (1000; 110)
    Красный (100; 100), (110; 11), (1000; 100)
    Ответ: улыбающийся человечек, который получился в результате творческого задания, - подтверждение тому, что вы хорошо поработали на уроке.

    7. Домашнее задание.

    Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.

    Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"

    Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можно использовать для закрепления и повторения, на любом этапе урока.Анимационное и...

    Урок информатики "Понятие пикселя" 5 класс

    Урок информатики в 5 классе "Понятие пикселя" по учебнику Н.В. Макаровой с презентацией...

    Методическая разработка урока информатики в 9-ом классе "Условный оператор"

    Данный материал содержит примеры решения задач программирования на языках Basic и QBasic с использованием условного оператора. ...

    Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах

    Занимательным задачам на различных уроках   нужно уделять внимание  . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....

    Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

    Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы ...

    Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

    Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются опер...

    Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски

    Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...