Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 классы
рабочая программа (информатика и икт, 10 класс) по теме

Мельникова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа включает пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование, список необходимого оборудования, список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika10-11.docx65.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено на заседании МО

учителей естественно-научного цикла

Протокол № 1 от «__»______________2012 г.

Руководитель МО_________________________

Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 22

___________И.А. Маляревич

Приказ №___от 31.08.2012 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

10-11 классы

Программа разработана

учителем физики

Мельниковой С.Е.

Оленегорск

2012

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе примерной программы базового уровня общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  1. обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  2. систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  3. заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  4. сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  1.  автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  2. АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  3. АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  4. АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

 Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

        Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления. 

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

Место предмета в учебном плане

Примерная программа предусматривает изучение курса информатики и информационных технологий в количестве 68 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часов (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом школы на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне выделено 68 ч, в том числе в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). В рабочей программе предусмотрен резерв свободного времени в количестве  7 ч.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Информатика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые  полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на освоение базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на творческой деятельности обучающихся: объяснение,  установление взаимосвязи, решение задач, составление схем.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие  за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10 – ый класс

Информация и информационные процессы (6 час)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.         

Практические работы (3 час)

1. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

2. Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

3. Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

4. Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Информационные модели ( 9 час)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.        

Практические работы (4 час)

6. Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

 7. Исследование моделей

 Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

8. Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы ( 3 час)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Практическая работа (2 час)

9. Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

 

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.         

Практическая работа (2 час)

10. Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Резерв учебного времени – 4 час.

Всего – 35 час.


11 –ый класс

Компьютерные технологии представления информации (5 час)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа (2 час)

11. Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

        

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 час)

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.         

Практическая работа (7 час)

12. Создание и преобразование информационных объектов.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.        

Практическая работа ( 5 час)

13. Компьютерные сети.

Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

Основы социальной информатики ( 2 час)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.         

Резерв учебного времени – 4 час.

Всего – 35 час.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Учебно-тематический план

Раздел примерной программы

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Теоретических

Практических

10 кл.

11 кл.

Итого

Теор

Практ

Теор

Практ

1

Информация и информационные процессы

6

3

6

3

9

2

Информационные модели

9

4

9

4

13

3

Информационные системы

3

2

4

2

6

4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

2

2

3

3

6

Резерв учебного времени

4

Итого:

35

34

1

Компьютерные технологии представления информации

5

2

5

3

8

2

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

5

7

6

7

13

3

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

5

5

5

6

12

4

Основы социальной информатики

2

2

2

Резерв учебного времени

4

Итого:

35

34

Всего

70

68

Резерв учебного времени использован следующим образом:

В 10 классе

1 час – компенсация часов между примерной программой и рабочей

1 час – расширена тема «Информационные системы» (1 теоретический час)

2 часа – расширена тема «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (1 теоретический час и 1 практический)

В 11 классе

1 час – компенсация часов между примерной программой и рабочей

1 час – расширена тема «Компьютерные технологии представления информации» (1 практический час)

1 час – расширена тема «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» (1 теоретический час)

1 час – расширена тема «Средства технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)» (1 практический час)


Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

№ темы

Дата

Тема раздела, тема урока

Элементы содержания

Примечание

Информация и информационные процессы (6 часов)

1

1

Информация. Прием и передача информации

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

2

2

Носители информации. Свойства информации

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

3

3

Информационные процессы

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

4

4

Хранение и передача информации

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

5

5

Обработка информации

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

6

6

Организация личной информационной среды

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Практические работы по теме «Информация и информационные процессы» (3 часа)

7

1

Практическая работа «Информационные процессы»

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

Инструктаж по ТБ

8

2

Практическая работа «Измерение информации. Кодирование информации»

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

Инструктаж по ТБ

9

3

Практическая работа «Поиск информации. Защита информации»

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Инструктаж по ТБ

Информационные модели (9 часов)

10

1

Информационное моделирование

Информационное моделирование как метод познания. Объект, субъект, цель моделирования.

11

2

Виды информационных моделей

Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

12

3

Основные этапы построения моделей

Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

13

4

Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели

14

5

Структурирование данных

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

15

6

Примеры моделирования социальных, биологических процессов

Примеры моделирования социальных, биологических процессов.

16

7

Примеры моделирования технических систем

Примеры моделирования технических систем

17

8

Модель процесса управления

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

18

9

Самоуправляемые системы

Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы по теме «Информационные модели» (4 часа)

19

1

Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.

Инструктаж по ТБ

20

2

Моделирование и формализация

Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Инструктаж по ТБ

21

3

Исследование моделей

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Инструктаж по ТБ

22

4

Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Инструктаж по ТБ

Информационные системы (4 часа)

23

1

Информационные системы

Понятие и типы информационных систем.

24

2

Базы данных

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

25

3

Системы управления базами данных

Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

26

4

Многотабличные базы данных

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Практические работы по теме «Информационные системы. СУБД» (2 часа)

27

1

Практическая работа «Информационные системы. СУБД»

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.

Инструктаж по ТБ

28

2

Практическая работа «Заполнение и обработка данных в СУБД»

Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Инструктаж по ТБ

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (3 часа)

29

1

Аппаратное обеспечение компьютера

Аппаратное  обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.

30

2

Программное обеспечение компьютера

Программное обеспечение компьютера. Многообразие операционных систем.

31

3

Организация личного информационного пространства

Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Практические работы по теме «Компьютер и программное обеспечение» (3 часа)

32

1

Практическая работа «Тестирование компьютера»

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера.

Инструктаж по ТБ

33

2

Практическая работа «Настройка BIOS и загрузка операционной системы»

Настройка BIOS и загрузка операционной системы.

Инструктаж по ТБ        

34

3

Практическая работа «Работа в операционной системе WINDOWS»

Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами

Инструктаж по ТБ

11 класс

№ п/п

№ темы

Дата

Тема раздела, тема урока

Элементы содержания

Примечание

Компьютерные технологии представления информации (5 часов)

1

1

Цифровое представление информации

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

2

2

Двоичная система счисления

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

3

3

Представление текстовой информации

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

4

4

Представление графической информации

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

5

5

Представление звуковой информации

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практические занятия по теме «Представление информации в компьютере» (3 часа)

6

1

Практическая работа «Кодирование и упаковка текстовой, графической и звуковой информации»

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации.

Инструктаж по ТБ

7

2

Системы счисления

Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления.

Инструктаж по ТБ

8

3

Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Инструктаж по ТБ

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (6 часов)

9

1

Текст

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.

10

2

Гипертекст

Гипертекстовое представление информации.

11

3

Динамические таблицы

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами.

12

4

Использование электронных таблиц

Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

13

5

Графика

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

14

6

Средства и технологии работы с графикой

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Практические занятия на тему «Создание и преобразование информационных объектов» (7 часов)

15

1

Работа с текстовыми документами

Создание, редактирование текстовых документов различного вида

Инструктаж по ТБ

16

2

Работа с текстовыми документами

Форматирование текстовых документов различного вида

Инструктаж по ТБ

17

3

Работа с электронными таблицами

Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц

Инструктаж по ТБ

Инструктаж по ТБ

18

4

Работа с электронными таблицами

Решение оптимизационных задач с помощью электронных таблиц

Инструктаж по ТБ

19

5

Работа с графическими изображениями

Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений

Инструктаж по ТБ

20

6

Создание презентаций

Создание мультимедийной презентации

Инструктаж по ТБ

21

7

Создание анимированных изображений

Создание flash-анимации

Инструктаж по ТБ

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 часов)

22

1

Каналы связи

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

23

2

Локальные сети

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей.

24

3

Глобальная сеть

Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

25

4

Сервисы сети Интернет

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

26

5

Создание Web-сайтов

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практические занятия на тему «Компьютерные сети» (6 часов)

27

1

Подключение к Интернету

Подключение к Интернету. Настройка модема.

Инструктаж по ТБ

28

2

Электронная почта

Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой.

Инструктаж по ТБ

29

3

Настройка браузера. Всемирная паутина WWW

Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера.

Инструктаж по ТБ

30

4

Работа с файловыми архивами

Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.

Инструктаж по ТБ

31

5

Инструментальные средства создания Web-сайтов

Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов.

Инструктаж по ТБ

32

6

Создание Web-сайта

Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

Инструктаж по ТБ

Основы социальной информатики (2 часа)

33

1

Информационная культура

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура

34

2

Нормы информационной деятельности человека

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность

Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой составляет 25 минут, таким образом, Практические работы и Уроки-практикумы спланированы следующим образом:

5 минут – орг. момент, объявление цели и задач урока, инструктаж по ТБ;

5 минут  - включение компьютера, загрузка нужной программы, знакомство с интерфейсом программы, либо открытие уже созданного документа (работа за компьютером);

2-3 минуты – знакомство с инструкционно-технологической картой;

2-3 минуты – гимнастика для рук;

20-25 минут – выполнение практической работы;

2-3 минуты – гимнастика для глаз;

3-7 минут – подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.


Контроль уровня обученности

Контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется на практических работах после изучения каждой темы.


Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная литература для учащихся:

  1. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 10 кл. : Базовый и профильный курс: Учебник для общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2009.
  2. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 11 кл. : Базовый и профильный курс: Учебник для общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Просвещение, 2003.

Основная литература для учителя:

  1. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, 10 –11. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

        Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

        Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

        Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

        Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

        Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

        Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

        Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек-ста и преобразования его в текстовый формат.

        Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

        Операционная система.

        Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

        Антивирусная программа.

        Программа-архиватор.

        Клавиатурный тренажер.

        Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электро-ные таблицы.

        Звуковой редактор.

        Простая система управления базами данных.

        Система автоматизированного проектирования.

        Виртуальные компьютерные лаборатории.

        Программа-переводчик.

        Система оптического распознавания текста.

        Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

        Система программирования.

        Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

        Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

        Программа интерактивного общения

        Простой редактор Web-страниц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...