Работа с текстовым редактором
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Ахметзянова Гулиня Фаргатовна

Цель урока повторить основные понятия, определения; закрепить практические навыки и умения при работе с текстовым редактором Word; повысить уровень усвоения материала по теме «Форматирование символов», «Форматирование абзацев».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_informatike.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по информатике (8 класс)

Автор: Ахметзянова Гулиня Фаргатовна (учитель информатики гимназии№155 города Казани)

Тема урока: Форматирование абзацев. (Отступы и интервалы.)

Цели урока

Обучающие: повторить основные понятия, определения; закрепить практические навыки и умения при работе с текстовым редактором Word; повысить уровень усвоения материала по теме «Форматирование символов», «Форматирование абзацев».

Развивающие: развивать навыки работы на компьютере, творческие способности и мышление ученика.

Воспитательные: развивать познавательный интерес, воспитывать ответственность за общее дело, бережное отношение к средствам вычислительной техники, интерес к предмету.

Оборудование: персональные компьютеры, программа «Текстовый редактор Microsoft Word», файлы для практических работ, презентация с вопросами для актуализации, карточки с заданиями на закрепление материала, интерактивная доска.

План урока

  1. Организационная часть
  2. Повторение пройденного материала
  3. Новая тема
  4. Выполнение практического задания по карточкам
  5. Закрепление пройденного материала
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание


Ход урока

  1. Организационная часть

 Приветствие. Постановка цели. Формирование мотивации к изучению темы.

  1. Повторение пройденного материала.

Мы с вами начали изучать тему «Форматирование документа». Сейчас повторим все что мы знаем по этой теме. 3-4 ученика решают тестовые задания (Приложение 1). А со всеми остальными мы будем работать устно.

Проверка знаний проводится в форме фронтального опроса.  Для этого используется презентация с вопросами.

Вопросы

1 слайд

Что вы понимаете под форматированием документа?

(Под форматированием печатного текста понимается оформление по каким либо правилам различных участков текста. При форматировании меняется не сам текст, а его внешний вид.)

2 слайд

Основные объекты документа. (Основными объектами документа являются страница, абзац и символ)

3 слайд

Основные параметры страницы (Основными параметрами страницы являются формат, ориентация, размер полей и др.)

Какие форматы вы знаете? (Существуют различные форматы. Нр: А4 – это стандартный лист бумаги для принтера, есть формат А3, который два раза больше   стандартного листа. Формат А5 два раза меньше формата А4.)

А какие ориентация страницы бывают? (альбомная и книжная)

Как устанавливаются поля?  (Есть верхнее, нижнее, правое и левое поле. Их можно установить с помощью мышки или на вкладке Поля задать размеры полей с помощью счетчиков  Верхнее, Нижнее,  Левое и Правое).

4 слайд

Основные свойства символа (шрифт, размер, начертания, цвет)

Какие бывают шрифты, начертания? (По способу представления в компьютере различаются шрифты растровые и векторные. Кроме нормального начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, подчеркнутое и разные комбинации из этих начертаний.)

Что является единицей измерения размера шрифта? (Единицей измерения размера шрифта является пункт 1 nm=0,376 мм)

Как устанавливается цвет символа? (Для различных групп символов можно задать различные цвета. Их можно выбрать из предлагаемой текстовым редактором  палитры.)

Какие дополнительные эффекты  шрифта вы знаете? (Можно установить дополнительные параметры форматирования символов: подчеркивание символов различными типами линий, изменение вида символов (верхний индекс, нижний индекс, зачеркнутый), изменение расстояния между символами (разреженный, уплотненный), различные анимации).

5 слайд

Дайте определение абзаца. (В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши Enter.)

Назовите способы выравнивания абзацев. (Выравнивание отражает расположение текста относительно границ полей страницы. Чаще всего используют четыре способа выравнивания абзацев: по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине.)

Какие отступы первой строки вы знаете? (есть положительный отступ, отрицательный отступ, нулевой)

  1. Новая тема.

Иногда, ребята, бывает необходимость создание отступа не только первой строки но и всего абзаца целиком. Тема сегодняшнего урока «Отступы и интервалы абзацев». Откройте, пожалуйста, тетради и напишите тему.  

Отступы

Весь абзац может иметь отступы слева и справа, которые отмеряются от границ полей страницы. Абзацные отступы используются к эпиграфам художественных произведений, когда пишете заявления, когда печатаете стихотворения. (Учитель показывает примеры Приложение 2)

Интервалы

Расстояние между строками документа можно изменять, задавая различные значения междустрочных интервалов. Бывают одинарные, полуторные, двойные интервалы. Для визуального отделения абзацев друг от друга можно устанавливать увеличенные интервалы между абзацами. (Приложение 3)

А сейчас я вам покажу, как устанавливаются эти абзацные отступы и интервалы.

(Учитель на примере объясняет новую тему. Используется мультимедиа проектор). Для того чтобы установить абзацные отступы необходимо установить курсор на этот абзац и нажимать правую кнопку мышки. В контекстном меню выбрать абзац и на появившейся диалоговой панели сделать необходимые установки.

  1. Практическая работа на компьютере по карточкам. (Приложение4,5,6)

А сейчас вы сами попробуете установить эти абзацные отступы и интервалы. Садитесь пожалуйста за компьютеры. (Дети садятся за компьютеры, работают с приложением 4). Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте внимательно и приступайте к выполнению.

После выполнения задания садятся за парту.

  1. Закрепление и обобщение изученного материала

А сейчас творческая работа.

Предлагается четыре темы. Вы выбираете эти темы по билетам и у нас образуется 4 команды. И на эти темы вы должны создать красочный документ, используя абзацные отступы и интервалы, различные эффекты к шрифтам. На четырех компьютерах таблички с темами. Найдите свою тему, садитесь за этот компьютер и начинайте работу.

Темы для творческих работ:

  1. Приглашение на вечер встречи
  2. Титульный лист буклета о г.Казань
  3. Приглашение к новогоднему празднику
  4. Приглашение на день   рождения

После выполнения заданий команды демонстрируют свой проект.

А сейчас давайте определим какой проект занимает первое место, второе и т.д. Голосуем. Почему первое место?

  1. Подведение итогов.

а) определение лучшего документа;

б) выставление оценок за работу в компьютерах.

  1. Домашнее задание

Тема следующего урока «Таблицы». Ученикам предлагается принести таблицы (вырезки из газет и журналов и т.п.) для практической работы на компьютере.

 


Приложение 1

  1. С помощью компьютера текстовую информацию можно:

А) хранить, получать и обрабатывать;

Б) только хранить;

В) только получать;

Г) только обрабатывать.

2. Устройством ввода текстовой информации является:

А) мышь;

Б) экран дисплея;

В) клавиатура;

Г) дискета.

3. Устройством для вывода текстовой информации является:

А) клавиатура;

Б) экран дисплея;

В) дисковод;

Г) мышь.

4. Текстовый редактор – это программа, предназначенная для:

А) работы с текстовой информацией в процессе делопроизводства, редакционно-издательской деятельности и др.;

Б) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;

В) управления ресурсами ПК при создании документов;

Г) автоматического перевода с символических языков в машинные коды.

5. Текстовый редактор может быть использован для:

А) сочинения музыкального произведения;

Б) рисования;

В) написания сочинения;

Г) совершения вычислительных операций.

6. Что пропущено в ряду: «символ – …  - строка – фрагмент текста»:

А) слово;

Б) абзац;

В) страница;

Г) текст.

7. К числу основных функций текстового редактора относятся:

А) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;

Б) создание, редактирование, сохранение, печать текстов;

В)  управление ресурсами ПК и процессами, использующими этими ресурсами при создании текста;

Г) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

8) При работе с текстовым редактором необходимы следующие аппаратные средства персонального компьютера:

А) клавиатура, дисплей, процессор, оперативно запоминающее средство, внешнее запоминающее устройство, принтер;

Б) мышь, сканер, жесткий диск;

В) модем, плоттер.

Приложение 2

Директору школы №1 Иванову И.И. ученицы

9 класса А Ивановой Оксаны проживающей по адресу Вахитова 67 - 87  

Заявление

Прошу Вас принять меня в 10 класс с углубленным изучением информатики.

12.08.2013 г.

Подпись

Под  Новый год

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается –

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается –

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Как же нам не загадать

Скромное желание –

На «отлично» выполнять

Школьные задания.


Приложение 3

В течение XIII и XIV веков европейские ученые всерьез расшатывали фундаментальные устои Аристотелевой методологии и физики.  Английские францисканцы Роберт Гроссетест и Роджер Бекон ввели в сферу науки математический и экспериментальный методы, а также способствовали дискуссии о зрении и о природе света и цвета. Их оксфордские последователи ввели количественные рассуждения и физический подход через свои исследования ускоренного движения.

В течение XIII и XIV веков европейские ученые всерьез расшатывали фундаментальные устои Аристотелевой методологии и физики.  Английские францисканцы Роберт Гроссетест и Роджер Бекон ввели в сферу науки математический и экспериментальный методы, а также способствовали дискуссии о зрении и о природе света и цвета. Их оксфордские последователи ввели количественные рассуждения и физический подход через свои исследования ускоренного движения.

В течение XIII и XIV веков европейские ученые всерьез расшатывали фундаментальные устои Аристотелевой методологии и физики.  Английские францисканцы Роберт Гроссетест и Роджер Бекон ввели в сферу науки математический и экспериментальный методы, а также способствовали дискуссии о зрении и о природе света и цвета. Их оксфордские последователи ввели количественные рассуждения и физический подход через свои исследования ускоренного движения.


Приложение 4

Винегрет овощной

картофель – 3 шт. морковь – 2 шт. свекла- 1 шт. соленые огурцы – 2 шт. лук зеленый – 50 г. Масло растительное – 2 ст. ложки  перец молотый, горчица, укроп – по вкусу листья салата

Огурцы, вареный картофель, свеклу, морковь нарезать тонкими ломтиками, лук нашинковать. Овощи выложить в посуду, перемещать, заправить маслом с добавлением перца, соли, горчицы. Готовый винегрет поставить в холодильник.

 При подаче на стол винегрет уложить горкой в салатник, украсить зеленым салатом, посыпать укропом.


Приложение 5

Карточка 1 варианта

  1. Открыть файл «Винегрет овощной» на рабочем столе.
  2. С помощью различных параметров форматирования привести текст в соответствие с приведенным ниже образцом.

Винегрет овощной

картофель – 3 шт.

морковь – 2 шт.

свекла- 1 шт.

соленые огурцы – 2 шт. 

лук зеленый – 50 г.

масло растительное – 2 ст. ложки  

перец молотый, горчица, укроп – по вкусу

листья салата 

Огурцы, вареный картофель, свеклу, морковь нарезать тонкими ломтиками, лук нашинковать. Овощи выложить в посуду, перемещать, заправить маслом с добавлением перца, соли, горчицы. Готовый винегрет поставить в холодильник.

 

При подаче на стол винегрет уложить горкой в салатник, украсить зеленым салатом, посыпать укропом.

  1. Сохранить текст в папке 8а класс под своим именем
  2. Скопировать данный файл в папку 8а класс в учительском компьютере.                      


Приложение 6

Карточка 2 варианта

  1. Открыть файл «Винегрет овощной» на рабочем столе.
  2. С помощью различных параметров форматирования привести текст в соответствие с приведенным ниже образцом.

Винегрет овощной

картофель – 3 шт.

морковь – 2 шт.

свекла- 1 шт.

соленые огурцы – 2 шт.

лук зеленый – 50 г.

масло растительное – 2 ст. ложки  

перец молотый, горчица, укроп – по вкусу

листья салата

Огурцы, вареный картофель, свеклу, морковь нарезать тонкими ломтиками, лук нашинковать. Овощи выложить в посуду, перемещать, заправить маслом с добавлением перца, соли, горчицы. Готовый винегрет поставить в холодильник.

 

При подаче на стол винегрет уложить горкой в салатник, украсить зеленым салатом, посыпать укропом.

  1. Сохранить текст в папке 8а класс под своим именем
  2. Скопировать данный файл в папку 8а класс в учительском компьютере.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практические работы в текстовом редакторе

Практические работы предназначены для первых уроков в текстовом редакторе...

Технологии работы в текстовом редакторе MS Word 2003.

Практические работы предназначены для приобретения практических навыков работы на компьютере. Практикум может быть использован как для проведения практических занятий, так и для индивидуального усовер...

Работа в текстовом редакторе

Задание для форматирование в текстовом редакторе (работа со шрифтом, абзацами)...

Работа с текстовым редактором. Практическая работа.

Урок по теме "Работа с текстовым редактором"...

Практичекая работа 8 класс "Работа с текстовым редактором"

Практичекая работа 8 класс "Работа с текстовым редактором"...