СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
статья по информатике и икт (11 класс) по теме

Цыганкова Елена Александровна

Статья из опыта работы с рекомендациями и описанием системы работы учителя по подготовке выпускников к Единому государственному экзамену по информатике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цыганкова Е.А.

Системный подход в подготовке выпускников к ЕГЭ по информатике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- лицей г. Алейска e_a_c@mail.ru

С 2009 года ЕГЭ стал единственной формой государственной аттестации выпускников школ, а подготовка к ЕГЭ – главной задачей школьников.

Единый государственный экзамен по информатике становится все более популярным у выпускников нашего лицея. Популярность экзамена выросла в связи с ежегодным устойчивым ростом результатов ЕГЭ по информатике среди лицеистов, а также с увеличением ВУЗов Алтайского края, принимающих результаты ЕГЭ.

При подготовке школьников к ЕГЭ по информатике приходится решать сразу несколько проблем.

Результаты экзамена показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения всех тем, вошедших в кодификатор содержания. Учителя школ повсеместно заявляют о недостатке времени на подготовку к ЕГЭ по информатике  и ИКТ в школе. В базовом курсе в 8 классе на изучение информатики отводится 35 часов, в девятом – 70 часов, в 10 и 11 по 35 часов.

Существует существенный разрыв  между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий,  которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ. Тема «Логические основы компьютера», отсутствующая в стандарте базового уровня,  и  тема «Программирование и алгоритмизация» уже  должны вызвать сомнение  в выборе этого экзамена у выпускника, осваивавшего курс информатики на базовом уровне.

Но и на профильном уровне  не все гладко. Так в учебнике для 10, 11 класса  профильный уровень Угриновича Н.Д. рассматривается объектно-ориентированное программирование, а в заданиях ЕГЭ языки программирования Паскаль, Бейсик, Си и школьный алгоритмический.

Уровень подготовки учителей зачастую не позволяет качественно подготовить учащихся к экзамену.

Для эффективного результата совместных действий всех участников ЕГЭ необходимо четко спланировать и отработать технологию подготовки  к аттестации. Подготовка к экзамену должна носить системный характер.

С чего начать?

  1. Повысить свою квалификацию можно на всевозможных курсах, семинарах, различных дистанционных курсах, форумах учителей.
  2. Познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
  3. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.
  4. Продумать систему работы, что можно дать на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала, что дать  учащимся для повторения и подготовки  дома.

Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовке к ЕГЭ и дает шанс надеяться на высокие результаты сдачи экзамена.

Подготовку к экзамену необходимо планировать с 8 класса, включая тестирование как одну из форм аттестации учащихся. К примеру, в учебниках Н.Д. Угриновича  для 8 и 9 класса уже разработаны тестовые задания с выбором ответа и кратким ответом. В учебнике 11 класса того же автора так же можно найти задания для подготовки  ЕГЭ.

Можно провести «генеральную репетицию» единого государственного экзамена. Появилась возможность сдавать экзамен по информатике в 9 классе  также в новой форме. Не все регионы в России проводят государственную итоговую аттестацию в новой форме. Но на сайте http://fipi.ru можно найти демо-версии тестов с 2009 года.

 В 11 классе предполагается разработка программы дополнительных занятий по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

 Подготовку можно проводить как в рамках урока, так и во внеурочное время (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение.

В начале года правильным было бы провести входное тестирование по заданиям Единого государственного экзамена, с целью выявления общего уровня подготовки школьников. В течение всего периода подготовки школьников к ЕГЭ рекомендуется проводить промежуточное тестирование по темам.  После тщательного анализа полученных результатов, необходимо разработать для каждого ученика индивидуальные траектории обучения и повторения.

При подготовке к ЕГЭ огромную роль играет и использование Интернета. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Мы используем on-line тесты при подготовке к экзамену. И уже не надо тратить много времени на проверку тестов. За короткое время мы получаем объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и имеем возможность вовремя скорректировать. Есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Очень важно то, что ученик, после выполнения теста сразу видит результат с указанием ошибок.

Большую помощь учителям и учащимся могут оказать сайты, разработанные для подготовки к экзамену по информатике  (http://kpolyakov.narod.ru, http:/inf.reshuege.ru., http://infoegehelp.ru/ и др.) Здесь можно найти несколько способов решений заданий ЕГЭ, тренировочные задания, on-line тесты.

Одной из форм подготовки может стать внеклассная работа по предмету, участие в Чемпионатах по информатике, дистанционных конкурсах таких как «Инфознайка», «КИТ» и т.п.

В конце 11 класса, непосредственно перед экзаменом, упор необходимо сделать на тестирование по всем темам и частям экзамена (не плохо бы провести репетиционный экзамен) и  индивидуальные консультации, позволяющие разрешить индивидуальные затруднения каждого ученика.

Данная система подготовки позволяет добиваться хороших результатов. Так учащиеся профильного физико-математического класса нашего лицея в 2012 году получили средний балл 74, учащиеся социально-экономического и гуманитарного профиля - 65,5 баллов.

С 2014 года планируется изменить форму проведения ЕГЭ по информатике и сдавать экзамен в компьютерной форме. Учащиеся лицея уже принимали участие в репетиционном экзамене в новой форме. Хочется отметить, что в новой форме экзамен становится более прикладным, так как предполагает работу в текстовом редакторе, табличном процессоре, а также программирование  в среде программирования на компьютере.

Подготовка к итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ – это длительный и кропотливый, в какой-то степени творческий труд, требующий помощи и консультации со стороны педагога и столь же вдумчивой и напряженной работы ученика. Большую роль играет самостоятельная работа учащихся. Но без помощи учителя, без контроля и коррекции учебной деятельности сделать это очень трудно.

Таким образом, только тщательно разработанная система подготовки и совместная деятельность ученика и учителя могут привести к высоким результатам.

Литература

  1. Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 11 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  2. Статья по информатике и икт (11 класс) по теме: Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/metodika-podgotovki-uchashchihsya-k-ege-po-informatike
  3. Осипова Е. | Поготовка к ЕГЭ по информатике | Газета «Информатика» № 06/2008    http://inf.1september.ru/article.php?ID=200800603
  4. ИТО-ЭОР-2012 — Применение информационно-коммуникационных технологий при подготовке к ЕГЭ по информатике. http://msk.ito.edu.ru/2012/section/177/95437/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль элективного курса в организации системного подхода по подготовке к ЕГЭ по математике (из опыта работы).

Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу математики. Все разделы математики, изучаемой в школе, занимают определённое место в контрольно ─ измерительны...

Публикация Системный подход при подготовки команды к слету "Создай свой город"

Проект по подготовке команды к слету. Создание коллекции маек на тему "Эко"...

«Системный подход в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии»

Маштакова Галина Геннадьевна;МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково; учитель биологии. Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сего...

Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии

laquo;Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии» Знание только тогда становится знанием, когда оноприобретено усилиями своей мыс...

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ

В связи с постепенным реформированием системы образования в российских школах произошли изменения требований относительно итоговой аттестации обучающихся по окончании основной школы, в частности форма...