ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ
методическая разработка по химии (11 класс)

Тополь Вера Николаевна

В связи с постепенным реформированием системы образования в российских школах произошли изменения требований относительно итоговой аттестации обучающихся по окончании основной школы, в частности форма проведения экзаменационной процедуры по предмету «Химия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ

В связи с постепенным реформированием системы образования в российских школах произошли изменения требований относительно итоговой аттестации обучающихся по окончании основной школы, в частности форма проведения экзаменационной процедуры по предмету «Химия».

Преподавание учебного предмета «Химия» в рамках программы старшей школы имеет свои особенности, обусловленные внедрением такой формы итоговой аттестации как ЕГЭ.

Предварительная разработка стратегии по подготовке к экзамену и проведение репетиционных тестирований должны быть заранее тщательно продуманы и вестись систематично на протяжении всех этапов обучения химии в школе.

Процедура Единого Госэкзамена представляет собой синтез итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для абитуриентов в учреждения высшего профессионального образования. Кроме того, результаты ЕГЭ позволяют аккумулировать информацию относительно качества и уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, а, значит, позволяет оценить эффективность применяемой методики обучения и определить сильные и слабые стороны преподавания отдельных разделов курса химии.

Оценивая достоинства и недостатки формы заданий, представленных в формате как выбора правильного варианта из нескольких предложенных (теста), так и требования развёрнутого и обоснованного ответа второй части контрольно-измерительного материала, можно сказать, что она эффективно интегрирует фронтальную проверку химических знаний всего школьного курса, а также проверяет прикладной характер полученной по предмету информации/

Весьма существенным достоинством единого государственного экзамена в отличие от традиционных способов оценки качества химического образования является его объективность при соблюдении технических норм проведения экзамена (отсутствие различных средств коммуникации). Данный аспект ЕГЭ при оценке знаний учащихся заключается не только максимальном нивелировании доли участия «человеческого фактора» при проверке работы ученика, но и в отсутствии возможности «натаскивания» школьника путём многократного прорешивания типичных заданий [Титов Н.В.: 2010. - № 10; С. 17-22].

Практически основным педагогическим решением по подготовке обучающихся к сдаче выпускного квалификационного экзамена по химии десять лет назад было знакомство с заранее сформированными заданиями, включёнными в экзаменационные билеты. Ключ к успешной сдаче экзамена по предмету «Химия» зачастую содержал в себе механическое заучивание заданий и ответов к ним, что неизбежно формировало «эффект стереотипности», и, так или иначе, глубина познавательного интереса по другим темам из школьного курса по химии, не включённым в содержание билетов, оставались без должного внимания.

Диаметрально противоположное отличие комплекса мероприятий по подготовке к единому госэкзамену состоит в том, что для успешного выполнения заданий КИМов недостаточно использование только метода «заучивание» подключая только механическую память. Для успешной сдачи ЕГЭ по химии, необходимо владеть сформированной информационной и практической базой за весь школьный курс обучения химии. В связи с этим нельзя не отметить, что также возрастает потребность к постоянному повышению и совершенствованию уровня профессиональной компетенции и актуальной в рамках ЕГЭ предметной квалификации учителя. Существующие требования к уровню подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, изложенные к кодификаторе и спецификации КИМ, устанавливают довольно высокий уровень для разработанной методики обучения и требуют выявления наиболее эффективного способа изложения теоретического материала. Кроме того, необходима разработка тематических элективных курсов типа «Готов к ЕГЭ» с учётом индивидуальных особенностей обучающегося, обеспечение разнообразием средств обучения, которые включают наиболее насыщенный лабораторный практикум, а также применение ИКТ технологий как в рамках урока так и во внеурочное время.

Анализ и интерпретация результатов ЕГЭ предыдущих лет указывают на наличие разработанной концепции его проведения, четкой структуры построения КИМ, методически обоснованных подходов к отбору проверяемого содержания. Однако следует отметить, что при разработке контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ, учитываются, прежде всего, особенности самой учебной дисциплины, а также особенности различных видов контроля учебных достижений учащихся, используемых в практике современной школы.

При анализе особенностей структуры, содержания курса химии средней школы и целевых компетенций, наличие которых является идеальным результатом образования, очевидно, что основу учебного предмета «Химия» составляет система знаний фундаментальной химической науки. Данная система включает учения о составе, строении и свойствах неорганических и органических веществ, классовых и индивидуальных особенностях химических и физических свойств соединений, сущности и закономерности протекания химических реакций; о применении веществ и химических превращений, а также экологической безопасности при ведении химического процесса. Раскрывается эта система знаний на основе при помощи базового теоретического аппарата химической науки, то есть понятий, законов и теорий, а также посредством экспериментально полученных и обоснованных данных.

Успешная сдача ЕГЭ и получение высокого тестового балла - это совместная цель ученика и преподавателя. Учитель должен не только дать ребёнку теоретические и практические знания по химии как общеобразовательного предмета, но и познакомить с формулировкой экзаменационных заданий и формой их представления, а также помочь выработать стратегию подготовки и поведения на экзамене.

Психологическая составляющая подготовки ученика является приоритетным пунктом во время подготовки к экзамену, так как сама форма ЕГЭ представляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника [Иванцова В.И., Иванцов В.М.: 2005; – 205 с.]

Интеллектуальная готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества:

  • Концентрация внимания и активизация мышления в непривычной и отличной от урочного формата обстановке в условиях процедуры экзамена.
  • Применение информационно-теоретического аппарата программы школьного курса по химии для решения нетипичных заданий, умение абстрагироваться от тренинга по шаблону.
  • Акцентирование внимания на наличии смысловых нюансов, а также умение интуитивно при помощи аналогий, сопоставлении ранее изученных фактов и ассоциаций определять правильный вектор решения или ответ.
  • Владение навыком таймменеджмента, самоорганизации и планирования.

В связи с необходимостью наличия данных качеств у ученика при подготовке к ЕГЭ по химии учитель должен соответственно скорректировать концепцию урока и ориентировать деятельность учеников по следующим направлениям:

  • Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, что в перспективе позволит повысить итоговый экзаменационный балл.
  • С помощью подобной формы контроля можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
  • Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.

Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Данный аспект не только повышает эффективность подготовки к экзаменам, позволяет учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, но и способствует развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Известный психологический приём гласит о том, что если условия запоминания информации и её воспроизведения аналогичны, то усвоение материала будет более успешным [Ахметов М.А.: 2009; 64с].

Проведение вводного, промежуточного и итогового тестирования в формате ЕГЭ во многих общеобразовательных учреждениях осуществляется в рамках контроля уровня подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии.

Анализ данных, полученных из разных школ и гимназий, позволил выделить следующие наиболее встречающиеся проблемы в процессе подготовки к ЕГЭ по химии:

1. Существующее во многих российских школах количество академических часов, установленное в рамках программы базового химического образования (10 кл.-1 час, 11 кл.-1 час), для результативной сдачи экзамена крайне недостаточно.

2. Зачастую в провинциальных школах материально-техническое оснащение как лаборантских, так и классных комнат недостаточно, что не позволяет проводить разнообразные наглядные эксперименты как с помощью технологий мультимедиа (интерактивные доски, видео-эксперимент, демонстрация презентаций) так и в натуральном виде по причине отсутствия нужных реактивов. В связи с этим интерес школьников к предмету, и, как следствие, мотивированность для выбора факультатива по химии снижается, что влияет на качество получаемых знаний и, как следствие, результаты экзамена.

3. Отсутствие у некоторых школьников материальной возможности посещения индивидуальных занятий.

Вводный контроль уровня подготовки к ЕГЭ по химии в виде решения пробного варианта КИМ позволяет выявить ряд слабых сторон процедуры подготовки к ЕГЭ и показывает ряд наиболее характерных аспектов, влияющих на результаты экзамена по химии для разработки методики по их устранению:

1. Довольно невысокие показатели относительно подготовки школьников по таким разделам, как «Общая химия» и «Неорганическая химия». Это напрямую связано с наличием базовой программы по предмету «Химия» и существующим количеством часов по «Органической химии» (10 кл.-1 час!)

2. Отсутствие чётко сформированных фундаментальных химических понятий и законов, умения ими оперировать и осознанно применять на практике, поэтому решение как расчётных, так и качественных задач часто вызывает затруднения у обучающихся.

3. Учащиеся в группе имеют разный уровень подготовки в связи дифференциацией на базовый и профильный тип обучения.

4. Отсутствие должного акцентирования внимания со стороны учителя на содержании основных документов относительно ЕГЭ по химии: кодификатор, спецификация, демоверсия, шкала перевода первичного в тестовый балл.

Одним из решения этих проблем является проведение факультативных занятий по специально разработанной образовательной программе. Среди положительных моментов внеурочной подготовки к ЕГЭ по химии можно отметить следующие:

1. Работа в составе новой группы дает возможность оценить свой уровень знаний и сравнить себя с учащимися других школ.

2. Изучение основных документов: кодификатор, спецификация, демоверсия, дает возможность каждому ученику, исходя из своего интеллектуального потенциала, выстроить индивидуальную образовательную программу.

3. Знакомство со структурой ЕГЭ, с планом работы, с различными типами заданий, с критериями ответов части 1 и 2, с количеством баллов за каждое задание, выполнение вариантов ЕГЭ, проведение пробного испытания снимает часть напряжения и страха перед экзаменом.

4. Свободный выход в интернет в рамках занятия для решения различных заданий и вариантов в режиме online на сайте fipi.ru, edu.ru, активное пользование интерактивной доской, применение различных ЦОР и ЭОР, повышающих эффективность занятий.

5. Наличие занятий, включающих лабораторный практикум, который способствует формированию образов и ассоциаций химического процесса для решения мыслительного эксперимента задания 31 (часть 2) ЕГЭ.

6. Углубленное изучение наиболее сложных вопросов химии, решение различных типов задач части 1 повышенной сложности и части 2 высокой сложности; использование метода регрессивного анализа [Пойа Д.: 2006; С. 195]

Учителю предоставлена возможность нестандартно подходить к планированию образовательного процесса, выбирать оптимальную последовательность изучения материала в пределах темы, заранее определять разделы, которые требуют повышенного внимания и предсказывать потенциальные затруднения, которые необходимо нивелировать в пределах того объема времени, отведённого на изучение учебного предмета.

Однако основываясь на опыте и сдачи ЕГЭ и анализируя результаты предыдущих лет, учитель может внести соответствующие коррективы при разработке учебно-тематического планирования разработанного факультатива, акцентируя те моменты, которые вызывают наибольшие затруднения и коллективно анализировать содержание потенциальных ошибок при решении у школьников.

На уроках важно обозначить методику построения изучаемого материала, максимально изучить особенности каждого школьника с целью выявления доминирующего типа восприятия для более эффективного методов изложения нового материала и тематической диагностики в виде тестовых заданий.

Для наиболее эффективной диагностики изученного материала полезно включать задания в формате развёрнутого ответа, которые тематически ориентированных на перечень спецификации ЕГЭ по химии. С целью совершенствования обозначенных в ФГОС необходимых компетенций обучающегося и развитие внутри- и межпредметных связей, целесообразно включать интегрированные задания с такими предметами, как география

При знакомстве с основными видами топлива и горючих источников углеводородов (10 класс; тема “Природные углеводороды”) учитель предлагает на рассмотрение вопросы следующего характера:

1. Назвать наиболее крупные залежи каменного угля.

2. Рассказать о наиболее известных нефтяных месторождениях.

3. Узнать, о самых крупных месторождениях природного газа

Используя географическую карту, ученики показывают расположение этих месторождений.

При знакомстве со свойствами и способами получения каучука школьники производят поиск стран, где произрастают источники натурального каучука и указывают на страны Бразилию и Индонезию.

На этапе изучения нового материала можно предложить в качестве проблемного вопроса задания КИМ и позже, уже при закреплении, вновь вернуться к нему. Для поиска способа решения учебной задачи здесь возможны такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах [Сластенин В.А.: 2000. – № 1; С. 38-44].

На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся должны обязательно работать с тематическими заданиями по формату ЕГЭ. Обращаясь к анализу ответов учащихся на ЕГЭ предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки в ответах. В связи с результатами анализа ошибок, полезно применить на уроках карточки с заданиями КИМ по данным темам и предложить способы для их решения.

Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний нужно обращать особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации КИМ по химии.

Таким образом, для достижения цели успешной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ необходима система, которая включает в себя не только совершенствования форм и методов проведения уроков, но и психологическое сопровождение выпускников, проведение дополнительных занятий, например факультативов.

Библиографический список

Ахметов М.А. Стратегия успешной подготовки к решению расчетных задач ЕГЭ по химии / М.А. Ахметов. - Ульяновск: УИПКПРО. 2009. - 64с.

Иванцова В.И., Иванцов В.М. Методологическое сопровождение деятельности педагогов в системе повышения квалификации. Красноярск, 2005. – 205 с.

Лунин В.В. Проблемы химического образования в России // Химия и общество. Грани взаимодействия: вчера, сегодня, завтра : материалы Юбилейной научной конференции -Москва, 25 - 28 ноября 2009. – М. : МГУ, 2009. - С. 30

Пойа Д. Как решать задачу. Под редакцией Ю.М. Гайдука. Пособие для учителей. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва. - С. 195-206.

Сладков С.А. [и др.] ЕГЭ: на пути к взаимопониманию // Химия в школе. - 2009. - № 9. - С. 14-22.

Сластенин В.А. Инновационность – один из критериев педагогики // Педагогическое образование и наука. – 2000. – № 1. – С. 38-44.

Титов Н.В. О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. -2010. - № 10. - С. 17-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Статья из опыта работы с рекомендациями и описанием системы работы учителя по подготовке выпускников к Единому государственному экзамену по информатике...

Роль элективного курса в организации системного подхода по подготовке к ЕГЭ по математике (из опыта работы).

Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу математики. Все разделы математики, изучаемой в школе, занимают определённое место в контрольно ─ измерительны...

Публикация Системный подход при подготовки команды к слету "Создай свой город"

Проект по подготовке команды к слету. Создание коллекции маек на тему "Эко"...

«Системный подход в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии»

Маштакова Галина Геннадьевна;МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково; учитель биологии. Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сего...

Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии

laquo;Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии» Знание только тогда становится знанием, когда оноприобретено усилиями своей мыс...

Системный подход в коррекционно-обучающей работе на занятиях

Профессия дефектолог – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» детям. Он умеет преподнести програм...