Развитие информационных компетенции учащихся на уроках информатики.
статья по информатике и икт по теме

Кулиева Розалия Идрисовна

Информационная среда заставляет пользователя обладать информационной компетенцией, которая предполагает наличие знаний и умений в области работы с информацией и применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие информационных компетенций учащихся

на уроках информатики.

Кулиева Розалия Идрисовна,

учитель информатики

МБОУ «СОШ № 36»

г. Астрахани

В современном мире конкурентоспособность человека на рынке труда зависит от его способности овладеть новыми информационными технологиями. Огромная масса людей ежедневно может общаться, видеть друг друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Сегодняшние школьники могут снимать видео, делать фильмы, загружать их в Интернет для  всеобщего обозрения.

 В основе  конкурентоспособности лежит компетенция. Компетенция, в переводе с латинского, означает способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. В повседневной жизни используется ряд ключевых компетенций. Наиболее значимая из них на сегодняшний день информационная компетенция. Информационная среда заставляет пользователя постоянно оценивать свои знания. Под информационной компетенцией  понимается общая способность к результативному использованию разнообразных источников информации в процессе учебной деятельности и при решении конкретных жизненных задач. Таким образом, информационная компетенция – это  качество личности, которое предполагает наличие знаний и умений в области работы с информацией и применения ИКТ, а также способность, готовность и опыт использования средств ИКТ для решения информационных проблем, для самостоятельного получения знаний из информации. Именно на уроках информатики отводится  главная роль для развития информационной компетенции. 

На уроках информатики можно выделить следующие условия для развития  информационной компетентности:

  1. знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией и получение технических навыков по работе с различными дополнительными устройствами (наушники, колонки, принтер, сканер, веб-камера и т. п.);
  2. владение способами работы с информацией:
  1. поиск в каталогах, поисковых системах (ресурсы Интернет, базами данных);
  2. извлечение информации с различных носителей;
  3. систематизация, анализ и отбор информации - разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.(анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала);
  4. технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. (собственные работы учащихся, защита рефератов, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций);
  5. преобразование информации (из графической — в текстовую, из аналоговой — в цифровую и т. п.);
  1. владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.);
  2. критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности
  3. умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

       Таким образом, при  выполнении заданий любого типа на уроках информатики, учащийся  начинает с работы с информацией: поиска, обработкипредставления, и передачи.

       Педагогу необходимо определять уровень информационной компетентности школьников и учитывать это на практических занятиях, а также ориентировать школьников на самообразование, самооценку и рефлексию.

 

Литература

  1. Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».
  2. Аскерко Ю. И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Аскерко. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та. — 2007.
  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие — М.: 2001.
  4. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин.- 8-е изд. – М.: Вита –пресс, 2007 – 112 с.
  5. Совершенствование образования: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава института дошкольного, начального образования и специальной педагогики Волгоградского педагогического университета, г. Волгоград, 1-3 февраля 2005. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 132 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

"Формирование информационных компетенций учащихся на уроках биологии".

В процессе обучения, у учащихся формируется прежде всего. эмпирическое мышление. Понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, а учащиеся не овл...

Формирование алгоритмической и информационной культуры учащихся на уроках информатики

Приведен перечень и описание компонентов алгоритмической культуры, составленные на основе общеобразовательных основ алгоритмизации....