Главные вкладки

    Урок по теме: "Растровое и векторное кодирование графической информации" 6 класс
    план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

    Павелина Ирина Владимировна

    Тип урока: формирование новых понятий и убеждений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №27» города Чебоксары

    Чувашской Республики

    Урок по теме:

    Растровое и векторное кодирование графической  информации

    подготовила

    учитель информатики

    Павелина Ирина Владимировна

    г. Чебоксары

    Цели урока:

    Образовательная – актуализация основного материала по двоичному кодированию; знакомство учащихся с идеей растрового и векторного способа представления изображений в цифровом виде, ввести понятие пикселя;

    Развивающая – развитие познавательных интересов, исследовательских умений, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала;

    Воспитательная – формирование внимательности, чувства толерантности, взаимовыручки.

    Тип урока: формирование новых понятий и убеждений.

    Вид урока: урок-исследование.

    Оборудование урока: доска, компьютер, компьютерная презентация, проектор, раздаточный материал.

    Методы: исследовательские, словесные, наглядные, компьютерные технологии.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Взаимоприветствие. Учитель: Здравствуйте, ребята!

    II. Сообщение темы и целей урока.

    Тема урока: растровое и векторное кодирование графической информации. Сегодня мы вспомним как десятичные числа переводятся в двоичные, как кодируется текстовая информация и познакомится с идеей растрового и векторного способа представления изображений в цифровом виде.

    III. Актуализация знаний учащихся.

    Для того чтобы понять, как самая разнообразная информация представлена в компьютере, «заглянем» внутрь машинной памяти. Её удобно представить в виде листа в клетку. В каждой такой «клетке» хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – «включено» (это соответствует цифре 1) и «выключено» (это соответствует цифре 0). Каждая «клетка» памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1, хранящиеся в «клетках» памяти компьютера, называют значениями битов.

    С помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. Такое представление информации называется двоичным или цифровым кодированием.

    Давайте вспомним, как целые десятичные числа переводятся в двоичный код.

    Ответ: Двоичный код десятичного числа основан на записи остатков от деления исходного числа на 2.

    Пример: 2910=111012

    Учитель: Давайте вспомним, как представлены тексты в памяти компьютера.

    Ответ: Каждому символу текста присваивается номер и этот номер переводится в двоичный код.

    Учитель: вспомним понятие кодовой таблицы.

    Ответ: Соответствие символов и кодов задается с помощью специальных кодовых таблиц.

    Учитель: И вы знаете, что тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой, так как каждая кодировка задается своей собственной кодовой таблицей.

    Учитель: Давайте выполним следующее задание: Декодируйте текстовое сообщение в кодировке Windows: 11010100  11000000  11001001  11001011.

    Ответ: Декодированное сообщение: файл.

    Учитель: Давайте вспомним, что такое файл.

    Ответ: Файл – это информация, хранящаяся в памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

    IV. Изучение нового материала.

    Учитель: Последовательностями нулей и единиц можно закодировать и графическую информацию. Существует два способа представления изображений в цифровом виде.

    Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты – пиксели. Обратите внимание, что каждый пиксель имеет только один цвет. Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом. Такой способ называется растровым кодированием.

    Термин растр возник довольно давно (в конце XIX века) и означает разложение изображения на отдельные точки с помощью специальной сетки. Метод создания изображения из отдельных точек появился задолго до изобретения компьютеров. Вспомним, например, мозаику или вышивание.

    Рассмотрим простую черно-белую картинку:

    0000000000011100

    1000000100000110

    1100001100000011

    1111111100000011

    1101101100000011

    1111111100000011

    1111111111111110

    0111111011111110

    0001100011000110

    0000000011000110

    0000000111001110

    0000000111001110


    0 – белая клетка

    1 – черная клетка

    Каждую пустую (белую) клеточку рисунка, заключенного в рамку, мы закодировали нулём, а закрашенную (чёрную) – единицей.

    Учитель: Давайте выполним следующее задание: постройте черно-белое изображение, которому будут соответствовать указанные двоичные коды. Что мы должны для этого сделать?

    Ответ: закрасить клетки.

    Задание:

    Двоичный код

    Рисунок

    10000001

    11000011

    10100101

    10011001

    10000001

    10000001

    10000001

    10000001

    Учитель: Какое изображение вы получили?

    Ответ: буква M.

    Учитель: В рассмотренных примерах каждый пиксель кодируется 1 битом.

    Ещё пример:

                                    

    черно-белое изображение:

    00000000
    00100100
    00101000
    00110000
    00110000
    00101000
    00100100
    00100010

    Изображение, каждый пиксель

    которого кодируется 3 битами:

    011  011  011  011  011  011  011  011
    011  011  001  011  011  001  011  011
    011  011  001  011  001  011  011  011
    011  011  001  001  011  011  011  011
    011  011  001  001  011  011  011  011
    011  011  001  011  001  011  011  011
    011  011  001  011  011  001  011  011
    011      011    001     011      011     011     001    011

    При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет различать более 16 миллионов цветовых оттенков.

    Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров получается смешением взятых в определенной пропорции трех основных цветов: красного, синего и зелёного. На кодирование каждого из них чаще всего отводится по 8 битов, в которых можно записать двоичные коды 256 различных оттенков основного цвета.

    Учитель: Посмотрите на следующий рисунок. Из каких фигур он выполнен?

    Ответ: Чтобы выполнить следующий рисунок, необходимо изобразить два закрашенных прямоугольника, два прямоугольных треугольника и два круга.

    Учитель: Графический объект записывается как закодированная в цифровом виде последовательность команд для его создания. Каждая из этих фигур может быть математически описана: прямоугольники и треугольники  – координатами своих вершин, круги – координатами центров и радиусами. Такой способ называется векторным кодированием.

    V. Практическая работа

    Карточка с заданием:

    Создание рисунка в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.

    1. Запустите текстовый редактор Word.
    2. Изобразите один из следующих рисунков (вспомните, как следует рисовать сложные объекты).


            


            


    1. При наличии времени придумайте и изобразите свой рисунок.
    2. Сохраните рисунок в собственной папке под именем Транспорт.
    3. Завершите работу с текстовым редактором Word.

    VI. Физкультминутка.

    1. Представьте себе, что плывут по голубому небу белые облака. А теперь закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы так, чтобы увидеть пиксели, из которых образовано изображение этих облаков. Раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль через окно.

    2. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы и представьте себе маленькую девочку, у которой рыжие волосы, и она одета в зеленое платье. Широко раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль через окно.

    VII. Подведение итогов урока.

    Учитель: Давайте повторим.

    Вся информация на компьютере представлена в виде последовательности нулей и единиц.

    По специальному правилу можно получить двойной код любого числа.

    При кодировании текстовой информации каждому символу текста присваивается номер и  этот номер переводится в двоичный код.

    Существует два способа представления изображений в цифровом виде: растровый и векторный.

    В первом случае графическое изображение можно разбить на крошечные фрагменты, во втором – простейшие геометрические объекты.

    VIII. Домашнее задание. 

            1. Закодировать какой-нибудь простой рисунок или букву в двоичном коде.

            2. Создать векторное изображение в тетради.

    Учитель: Урок окончен, всем спасибо, до свидания!

    Список использованной литературы

    1. Босова Л. Л. Информатика 6 класс  - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2008.
    2. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
    3. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.
    4. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
    5. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.
    6. Гаевский А. Ю. Информатика: 7-11 класс. Учебное пособие. - К.: А.С.К., 2002.
    7. Иванова И. А. Информатика. 5 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме "Растровая и векторная графика"

    Предмет:  Информатика.Класс:  9.Образовательное учреждение: МОУ Красненская СОШ.Номер урока: № 3Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.Т...

    Открытый урок информатики и ИКТ в 8-м классе по теме "Растровая и векторная графика"

    Открытый урок информатики и ИКТ в 8-м классе по теме "Растровая и векторная графика". Рекомендуется использовать презентацию 3.2 из дидактических материалов, размещенных в творческой мастерской Л.Л.Бо...

    Урок информатики и ИКТ в 9 классе по теме: Растровые и векторные изображения.

    Тема урока: Растровые и векторные изображения.Класс: 9 класс.УМК: Угринович Н.Д . Информатика и ИКТ. 9 класс. М.: Бином, 2012.Тип урока: урок построения системы знаний....

    Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика"

    Данная презентация используется для изучения этой темы в курсе информатики в 9 классе по учебнику Н.Д. Угриновича, также эта работа может использоваться учителями и в 7 классе по учебнику Семакина....

    Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика" по предмету "Информатика" для 9 класса

    Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика" по предмету "Информатика" для учащихся 9 класса....

    6 класс информатика. Контроль знаний по теме: «Растровое и векторное кодирование графической информации»

    6 класс информатика. Контроль знаний по теме: «Растровое и векторное кодирование графической информации»...