Технологическая карта урока "Циклические алгоритмы"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Технологическая карта урока открытия новых знаний по информатике 9 класс, тема: "Циклические алгоритмы" автор учебника: Угринович Н.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_sdp.docx19.25 КБ
Файл prilozhenie.docx280.71 КБ

Предварительный просмотр:

Антропова Надежда Васильевна, МАОУ СОШ № 2

Технологическая карта урока открытия новых знаний

Предмет

Информатика

Класс

9

Автор УМК

Н. Д. Угринович

Тема урока

Циклические алгоритмы

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока

- Организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Предметные задачи

- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащихся изучаемого материала;

- Содействовать усвоению учащихся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению);

- Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.

- Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащихся изученного материала

Метапредметные задачи

- Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения цели, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач,

- Умение владеть логическими действиями,

- Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать аргументированные выводы,

- Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать небходимость их проверки,

Оборудование

- Компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, интерактивная доска с дидактическим материалом, учебник, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.


Этапы урока

Время (в мин)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

2

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

Самоопределение к деятельности

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

10

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания  на применение нового знания.

Учитель беседует с учащимися, задает вопросы, по изученному на прошлом уроке материалу, раздает карточки-задания

Учитель показывает соответствующие изображения с помощью мультимедийного проектора

Учащиеся отвечают на  вопросы учителя и самостоятельно выполняют задание

 Ученики зачитывают свои варианты ответов.

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания  на применение нового знания  запланированные для  изучения на данном уроке.

Познавательные:

Мыслительные операции (обобщ, анализ,  синтез, сравнение);

Извлечение необходимой инф. из текста;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др);

осознанное и произвольное речевые  высказывание;

Регулятивные:

фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии;

волевая саморегуляция  в затруднении;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью;

аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации.

3.Выявление места или причины затруднения.

3

Учитель выступает в роли организатора.

Относится этот алгоритм к линейному? Почему? В чем затруднение? Почему этот алгоритм неудобен?

Затруднения  фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

Познавательные:

мыслительные операции;

самостоятельное выделение и формирование цели;

поиск и выделение необходимой информации.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

2

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Какую цель поставите перед собой? Что нам поможет в достижении поставленной цели?

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

Познавательные:

мыслительные операции;

выдвигают гипотезы и обосновывают их;

поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно –следств. связи;

Регулятивные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности;

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач;

выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью;

аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации.  

5. Реализация построенного проекта

10

Учитель объясняет новый материал

Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске

Учащиеся записывают основные понятия в тетради. На основе выбранного учащимися метода они  выдвигают гипотезы,  используя схемы, муляжи, чертежи и др. применяя новый способ действий  к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют  преодоление  возникшего раннее затруднения.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации.  

6.Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

10

Учитель выступает в роли организатора.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.

Решают (в группах, фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают  вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства)

Познавательные:

Извлечение из предметного текста необходимой информации;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.); осознанное и произвольное речевые  высказывание;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функции участников, способов взаимодействия)

Разрешение конфликтов (принятие решения и его реализация)

Управление поведением одноклассника точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

5

Организовывает  самостоятельную работу на новый способ  действия (формы любые). Организовывает  самопроверку учебных  решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих дествий (знаково: +,-  и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

Познавательные:

Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

8.Включение в систему знаний и повторения

 2

Организует выполнение заданий  в которых новый способ действий  связан с ранее изученными.

 Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено)

9.Рефлексия деятельности

1

Организует рефлексию (по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности. Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

Оценка (осознание качества и уровня усвоения)



Предварительный просмотр:

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска... Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по крайней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!..»

Марк Твен

1.     Объясните, почему инструкции, записанные в пунктах а) и б) не являются алгоритмами.

а) Фрагмент инструкции по приготовлению теста для торта:

…………..

Добавьте щепотку соли.

Слегка потрясите, чтобы смесь стала комковатой.

Подогрейте воду в маленькой кастрюльке и влейте её в смесь.

…………..

б) Инструкция по употреблению лекарства от кашля:

Если врач не прописал иначе, то 3-4 раза в день по 15-20 капель, лучше всего в горячей сладкой воде.

2. Определите результат выполнения программы:

a)    A=-15:B=7

      A=A+B

      PRINT A

б)   X=2:X=-6.5

     X=4:X=10

     X=X+X

   PRINT X

  в)   X=2:Y=-37

        X=X*Y

        Y=X+4

       PRINT X, Y

3.  Составить алгоритм:

превратить ночь в день:

превратить миг в час:
превратить час в век:

превратить век в эру:

превратить козу в волка:
превратить шах в мат:

превратить муху в волка:

превратить муху в удава:

превратить муху в тигра

превратить муху в жабу:

превратить муху в жену:

превратить воду в вино

превратить лису в лося:
превратить бра в раба:
превратить бар в раба:


Циклический алгоритм – это алгоритм, некоторые шаги которого повторяются N-количество раз.

Тело цикла – шаги алгоритма, которые повторяются.

Параметр цикла – величина, от которой зависит число повторений в цикле.

1. Выберите самостоятельно сказку из предложенных (или придумайте другой циклический алгоритм из жизни или произведений известных авторов) и напишите программы.

1) “Репка”. “Дед тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Бабка за дедку , дедка за репку, тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку... И вытянули репку”.

2) “Курочка ряба”. “Снесла курочка яичко. Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось”.

3) “Колобок”. “... Катится колобок по лесу. От зайца ушел, от медведя ушел, от волка ушел. Встретил лису, она его и съела”.

4) “Волк и лиса”. “... Сидит волк у проруби, хвост в воду опустил и приговаривает: “Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Пришла за водой баба. Прогнала волка.

5) “Горшочек каши”. “... Варит горшок кашу, варит. Каша из дома на улицу потекла. Не знает мать девочки, что надо горшочку сказать. Пришла девочка, сказала: “Горшочек, не вари”. Перестал горшок кашу варить”.

2. Определите значение переменной а после выполнения фрагмента алгоритма:

3.

 


4. Определить результат выполнения программы:

А) M=0

FOR K=1 TO 8

M=M+K

NEXT K

PRINT “M=”;M

 

Б) FOR X=2 TO 6 STEP 2

PRINT X^3

NEXT X

В) S=0

X=3

FOR I=1 TO 3

S=S+X

X=X+0.5

NEXT I

PRINT “Искомая сумма ”;S

Г)  K=1:P=1

     WHILE K<=3

     P=P*K

     K=K+1

    WEND

     PRINT P

5. У исполнителя УТРОИТЕЛЬ две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. умножь на 3

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.

Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 21211 это программа

умножь на 3

вычти 1

умножь на 3

вычти 1

вычти 1

которая преобразует число 1 в 4.)

6.Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение  КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:

Вперед 7 – Кузнечик прыгает вперёд на 7 единиц,

Назад 5 – Кузнечик прыгает назад на 5 единиц.

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 5», чтобы Кузнечик оказался в точке 19?

7.


Самостоятельная работа

Определите значение целочисленной переменной х после выполнения фрагмента алгоритма:

  1.                                                                                                          3)

       

  1.                                                                        4)

Домашнее задание

Составить алгоритм поговорки:

  • “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
  • “Семеро одного не ждут”.
  • “У семи нянек дитя без глаза”.
  • “Идет Емеля, ждать его неделю”.
  • “Пока баба с печи падала 77 дум передумала”.
  • “Приятелей 1000, а друг один”.      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.  Автор: Жестко...

Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.  Автор: Жестко...

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.

Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема»,  «алг...

Технологическая карта урока "Алгоритмы и исполнители"

Технологическая карта урока по информатике для 6-7 класса...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...