"Турнир знатоков"
материал по информатике и икт (10 класс) по теме

Ежов Сергей Владимирович

Внеурочное мероприятие по информатике в 10-11 кл.

Главные цели мероприятия:

- развитие у учащихся творческой активности и познавательного интереса к  информатике;

- повторение и закрепление ранее изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по информатике в 10 классе

                Разработал и провел:

    Ежов С. В., учитель информатики

2012 г.


Цели:

  • развить творческую активность и познавательный интерес у учащихся к информатике и информационным технологиям;
  • повторить и закрепить пройденный материал;
  • сформировать умения и навыки, которые носят в современных условиях интеллектуальный характер;
  • воспитать уважение к сопернику, волю к победе, умение работать в команде.

 Задачи:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
  • Учебная – повторение, обобщение и углубление основ понятий и определений.
  • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

План игры

 

  1. Организационный момент.
  2. Конкурс “Кроссворд” – 12 баллов.
  3. Конкурс “Закончи стихотворение” – 2 балла.
  4. Конкурс “Пословицы” – 4 балла.
  5. Конкурс “Найди соответствие” – 2 балла.
  6. Конкурс “Анаграмма” – 6 баллов.
  7. Конкурс “Третий лишний” – 5 баллов.
  8. Конкурс “Крылатые слова” – 6 баллов.
  9. Конкурс “Вопросы на смекалку” – 5 баллов.
  10. Подведение итогов.

Ход игры

1. Организационный момент.

Учащиеся 10 класса делятся на 2 команды.

Каждая из команд придумывает себе название.

На интерактивной доске учащимся демонстрируется презентация, в которой представлены этапы игры с заданиями. За выполнение каждого задания команда получает баллы.   Выигрывает та команда, которая наберет максимальное количество баллов.

  1. Конкурс “Кроссворд” – 12 баллов.

Команда, которая быстрее ответит на  все вопросы кроссворда,  получит столько баллов, сколько вопросов в кроссворде.

На доске – слайд с кроссвордом.

Для всех команд – одинаковый кроссворд (см. приложение 1).

  1. Конкурс “Закончи стихотворение” – 2 балла.

На доске – слайды со стихотворениями. Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить.

Вправо, влево, вверх и вниз
Выполняет без каприз.
Так и скачет как зайчишка
По экрану ловко ...МЫШКА


Не оставит без ответов,
Телевизор умный этот,
Задавай вопрос быстрей
И смотри-ка на …ДИСПЛЕЙ


Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера – ...ПРОЦЕССОР


Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В папке сохранить на ...ФЛЕШКЕ

На вопросы даст ответ
Наш помощник – Интернет.
Письма быстро получаем,
К телефону подключаем
Вещь, известную не всем!
Называется ...МОДЕМ


Он решает все проблемы
И содержит микросхемы.
Для компьютера – как бог,
Лучший друг – ...СИСТЕМНЫЙ БЛОК


Вдруг на беленьком листочке
Появляться стали точки,
Строки выросли из слов.
Вот и текст уже готов.
Очень быстро, словно спринтер
На печать выводит …ПРИНТЕР


Кнопочки на ней всегда
Нажимаем без труда.
Да и пальцам физкультура
Это вот – ...КЛАВИАТУРА

  1. Конкурс “Пословицы” – 4 балла.

На доске слайд с блок-схемами. Команды получают листы с одинаковыми блок–схемами. Необходимо сформулировать известные русские пословицы. (см. рис. 1, 2).

                   

Рис. 1                                                              Рис. 2

Ответ: Тише едешь – дальше будешь                         Ответ: Куй железо, пока горячо

  1. Конкурс “Найди соответствие” – 2 балла.

На слайде показана табличка с колонками. В левой колонке – названия программ и файлов, в правой – расширение имени файла, которое по умолчанию присваивается при их создании. Расширения приведены произвольно. Необходимо найти соответствие.

Командам раздаются листы с заданием на соответствие (см. рис. 3).

Рис. 3

Ответ: 6 1 5 3 4 2.

  1. Конкурс “Анаграмма” – 6 баллов.

Командам необходимо решить анаграммы. Анаграмма – это слово, образованное перестановкой букв в другом слове. Если всё сделано правильно, то в диагонали второго квадрата соберется еще одно слово.

На столах для каждой команды лежат картинки с анаграммами. На доске –  слайд с анаграммами (см. рис. 4, 5).

             

Рис. 4                                                                   Рис. 5

         

Ответы на анаграммы:

1 квадрат: шлюз, диск, меню, база; по диагонали – шина.

2 квадрат: сеть, такт, файл, порт; по диагонали – сайт.

Можно предложить учащимся объяснить получившиеся термины: шина и сайт.

Шина – группа линий электрических соединений, обеспечивающих передачу данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера.

Сайт – журнал, состоящий из Web-страниц, объединённых гиперссылками.

  1. Конкурс “Третий лишний” – 5 баллов.

Команда, которая назовёт быстрее и правильно вариант ответа, получает 1 балл.

Назовите лишнее высказывание

1.Адрес – это…

а) порядковый номер байта оперативной памяти
б) порядковый номер элемента
в) часть письма в электронной почте

2.Вирус – это…

а) возбудитель инфекционного заболевания
б) ошибка в программе
в) программа, внедряющая копии в файлы, документы, загрузочные сектора дисков

3.Меню – это…

а) список, из которого можно выбрать необходимые элементы
б) перечень блюд, кушаний в списке
в) способ общения с пользователем

4.Драйвер – это…

а) переводчик программы на машинный язык
б) водитель автомобиля
в) программа обслуживания периферийного устройства

5. Диск – это…

а) носитель информации
б) спортивный снаряд
в) геометрическая фигура

Ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – в, 4 – а , 5 – в. 

  1. Конкурс “Крылатые слова” – 6 баллов.

Для каждого из приведённых понятий даны три “крылатых фразы”, из которых только одна соответствует по смыслу данному понятию. Найдите эту крылатую фразу.

За каждый правильный ответ команда  получает 1 балл.

Крылатые слова

1. “Всё врут календари”

а) проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций
б) дата на компьютере – 26 октября 1849
в) проверка дискеты на наличие вирусов

2. “Подальше положишь – поближе возьмешь”

а) резервное копирование программы на дискету
б) размещение файла в папке, вложенной в другую папку
в) использование операторов программы во вложенных циклах

3. “Возмутитель спокойствия”

а) звуковой сигнал на компьютере
б) антивирусная программа
в) компьютерный вирус

4. “А ларчик просто открывался”

а) программистом найдена причина неправильного результата работы программы
б) использование в программе рекурсии
в) быстрое выполнение программы

5. “Всё своё ношу с собой”

а) компьютер с процессором типа 286
б) использование в программе операторов перехода
в) компьютер типа “ноутбук”

Ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – в , 4 – а, 5 – в. 

  1. Конкурс “Вопросы на смекалку” – 5 баллов.

Каждому участнику задаётся по одному вопросу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 1 команде:

1) Дискета – это:

а) жёсткий диск;             б) лазерный диск;
в) оптический диск;        г) гибкий диск.

2) Как называют указатель места на экране?

а) курсив;       б) курсор;
в) курс;            г) курсовка.

3) Как называют все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технологических процессах?

а) эра;                        б) поколение;
в) цивилизация;      г) популяция.

4) Какая из этих величин не относится к области информатики?

а) килобайт;        б) мегабит;
в) терабайт;          г) киловатт.

5) Точное и понятное предписание исполнителю совершить указанную последовательность команд, записанное на языке программирования, называется:

а) программой;          б) алгоритмом;
в) кодом;                      г) блок-схемой.

6) Программа, выполняющая сжатие файлов для более компактного хранения во внешней памяти –

а) дешифратор;         б) деформатор;
в) шифратор;              г) архиватор.

Ответы: 1 – г, 2 – б, 3 – б, 4 – г, 5 – а, 6 – г,

Вопросы 2 команде:

1) Римская система счисления является:

а) позиционной;          б) позитивной;
в) непозиционной;      г) познавательной.

2) Как называют внутреннее устройство компьютера?

а) интерьер;     б) архитектура;
в) анатомия;     г) начинка.

3) Какое из устройств не является устройством ввода информации?

           а) мышь;        б) графический планшет;

           в) трекбол;    г) плоттер.

4) Как называют создание второго экземпляра файла, папки, фрагмента текста?

а) дублирование;    б) распространение;
в) размножение;      г) копирование.

5) Как называется позиция в записи числа?

 а) разряд;     б) заряд;
в) обряд;       г) наряд.

6) Какое самое главное и принципиальное отличие машин разных поколений:

а) быстродействие;     б) габариты;
в) элементная база;     г) стоимость.


Ответы: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – а, 6 – а

12. Подведение итогов. Награждение команд.

Приложение 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

10

11

12

13

По горизонтали:

3. Устройство, обеспечивающее выполнение логических и арифметических операций и общее управление устройствами ЭВМ.

5. Программное обеспечение, сжимающее и разворачивающее цифровое видео.

7. Внешняя память.

8. Устройство управления движением на экране.

9. Минимальная единица информации.

10. Устройство ввода видеоинформации.

11. Устройство, передающее и принимающее информацию по компьютерным сетям через телефонные линии.

12. Графопостроитель.

По вертикали:

1. Устройство, на которое выводится информация.

2. Специалист, без услуг которого компьютер не работает.

4. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков.

6. Устройство для работы с дисками.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 3. Процессор. 5. Кодек. 7. Диск. 8. Джойстик. 9. Бит. 10. Видеокамера. 11. Модем. 12. Плоттер. 13. Вирус.

По вертикали: 1. Монитор. 2. Программист. 4. Счёты. 6. Дисковод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков английской литературы

Задания для турнира знатоков английской литературы в 5-7 классах...

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Турнир знатоков английской литературы

Разработка внеклассного мероприятия для  учащихся 5-7 классов....

Турнир знатоков русского языка

Данная разработка может использоваться при проведении предметной недели. Мероприятие предназначено для учащихся 5-х классов. Задания игрового характера составлены с учетом полученных учащимися  з...

Турнир знатоков военной истории

Разработка внеклассного мероприятия и презентация к нему для учащихся 6-7 классов...

Презентация "Турнир знатоков русского языка "Что? Где? Когда?""

Презентация к внеклассному мероприятию в 8 классе в рамках Недели русского языка и литературы...

Турнир знатоков русского языка "Что? Где? Когда?"

Разработка внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...