Урок информатики, 11 класс
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Пьянкова Ольга Владимировна

Тема урока: "История развития вычислительной техники

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс

Тема урока № 1: История развития вычислительной техники

Цели урока: 

Образовательные:

-  систематизировать знания об истории развития вычислительной техники;

- знать о развитии электронно-вычислительной техники в России;

- научиться определять поколения ЭВМ по основным характеристикам.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;

- развивать память.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, внимательность.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение материала с использованием презентации.
  3. Выполнение тестовой работы.
  4. Итоги урока.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Изучение материала с использованием презентации.

  1. Озвучивание темы урока и план изучения темы (1 и 2 слайды).

  1. Вычисления в доэлектронную эпоху.

(3 слайд) Потребность счета у человек возникла ещё в доисторические времена. Древнейший метод счета предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах).  Расширяющиеся потребности в счете заставили людей употреблять другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и т. д.).

 (4 слайд) Каждый школьник хорошо знаком со счетными палочками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе.

(4-5 слайд) В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большинства народов — десяти) стали применять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал применяться этот метод, стал абак. Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая — десяткам и т. д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующий разряд. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками.

(6 слайд) По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений (денежных расчетов, задач измерений расстояний, времени, площадей и т. д.) возникла потребность в арифметических вычислениях.

 Для выполнения простейших арифметических операций (сложения и вычитания) стали использовать абак, а по прошествии веков — счеты.

(7 слайд) Развитие науки и техники требовало проведения все более сложных математических расчетов, и в XIX веке были изобретены механические счетные машины — арифмометры. Арифмометры могли не только складывать, вычитать, умножать и делить числа, но и запоминать промежуточные результаты, печатать результаты вычислений и т. д.

(8 слайд) В середине XIX века английский математик Чарльз Бэббидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати.

(9 слайд) Аналитическую машину Бэббиджа (прообраз современных компьютеров) по сохранившимся описаниям и чертежам построили энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналитическая машина состоит из четырех тысяч стальных деталей и весит три тонны.

Вычисления    производились Аналитической машиной в соответствии  с  инструкциями  (программами), которые разработала леди Ада Лавлейс (дочь английского поэта Джорджа Байрона).

 (10 слайд)  Графиню Лавлейс считают первым программистом, и в ее честь назван язык программирования АДА.

(11 слайд)   Программы записывались на перфокарты путем пробития в определенном порядке отверстий в плотных бумажных карточках. Затем перфокарты помещались в Аналитическую машину, которая считывала расположение отверстий и выполняла вычислительные операции в соответствии с заданной программой.

  1. Развитие электронно-вычислительной техники

ЭВМ первого поколения

(12 слайд)   В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения больших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных экземплярах, стоили очень дорого и устанавливались в крупнейших научно-исследовательских центрах.

(13 слайд)   В 1945 году в США был построен ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer - электронный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина).

 (14 слайд)   ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последовательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков: 1 и 0.  

                                                           

  1. ЭВМ второго поколения

(15 слайд)   В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой элементной базе — транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значительно меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.

(16 слайд)   В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электронная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.

(17 слайд)   В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений. Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использованием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.).

  1. ЭВМ третьего поколения

(18 слайд)   Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса.

(19 слайд)   ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие мини-ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений.

  1. Персональные компьютеры

(20 слайд)   Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем — БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.

(21 слайд)   Первым персональным компьютером был Аррle II («дедушка» современных компьютеров Маcintosh), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров IВМ РС («дедушек» современных IВМ-совместимых компьютеров).

(22 слайд)   Современные  персональные  компьютеры компактны и обладают в тысячи  раз  большим  быстродействием по сравнению с первыми персональными   компьютерами   (могут   выполнять несколько миллиардов операций в секунду).

  1. Современные супер-ЭВМ

(23 слайд)   Это многопроцессорные комплексы, которые позволяют добиться очень высокой производительности и могут применяться для расчетов в реальном времени в метеорологии, военном деле, науке и т. д.

  1. Выполнение тестовой работы.

Тестовую работу учащиеся выполняют за компьютером. Тест создается в программе My Test, которую можно скачать с портала Klyaksa.net.

Вопросы теста:

  1. Какой предмет (предметы) являлись счетным эталоном у большинства народов в доисторические времена?
  • Пальцы
  • Счеты
  • Абак

  1. В древнем мире при счете большого количества предметов для обозначения определенного их количества применяли зарубку на палочке. Определите первое вычислительное устройство, в котором стал применяться этот метод.
  • Пальцы
  • Счеты
  • Абак

  1. Для выполнения простейших арифметических операций (сложения и вычитания) в доэлектронную эпоху использовали
  • Арифмометры
  • Счеты
  • Пальцы

  1. XIX веке были изобретены механические счетные машины
  • Компьютеры
  • Арифмометры
  • Счеты

  1. Программно управляемая счетная машина, имеющая арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати была изобретена
  •  Дж. Фон Нейманом
  • английским математиком Чарльзом Бэббиджем.
  • леди Адой Лавлейс.

  1. Первый программист
  •  Дж. Фон Нейман
  • английский математик Чарльз Бэббидж.
  • леди Ада Лавлейс.

  1. Программы для Аналитическую машины Бэббиджа, записывались на
  • перфокарты
  • транзисторы
  • бумагу

  1. Основной элемент ЭВМ первого поколения:
  • транзистор
  • интегральная схема
  • Сверхбольшая интегральная схема (процессор)
  • электронные лампы.

  1. Основной элемент ЭВМ второго поколения:
  •  транзистор
  • интегральная схема
  • Сверхбольшая интегральная схема (процессор)
  • электронные лампы.

  1.  Основной элемент ЭВМ третьего поколения:
  •  транзистор
  • интегральная схема
  • Сверхбольшая интегральная схема (процессор)
  • электронные лампы.

  1.  Основной элемент персональных компьютеров
  •  транзистор
  • интегральная схема
  • Сверхбольшая интегральная схема (процессор)
  • электронные лампы.

  1.  В 1945 году в США был построен
  • БЭСМ-6.
  • ENIAC
  • МЭСМ.

  1.  В 1950 году в СССР была создана
  • БЭСМ-6.
  • ENIAC
  • МЭСМ.

  1. В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения
  • БЭСМ-6.
  • ENIAC
  • МЭСМ.

  1. Итоги урока.

Учащиеся отвечают на контрольные вопросы. (24 слайд)

Почему современные персональные компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения?

Почему современные персональные компьютеры доступны для массового потребителя?

Оценки, полученные за тестовую работу, учащиеся выставляют в журнал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения больших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных экземплярах, стоили очень дорого и устанавливались в крупнейших научно-исследовательских центрах.

Слайд 2

В 1945 году в США был построен ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer - электронный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина)

Слайд 3

ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последовательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков: 1 и 0. Программы вводились в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент, причем наличие отверстия на перфокарте соответствовало знаку 1, а его отсутствие – знаку 0. Результаты вычислений выводились с помощью печатающих устройств в форме длинных последовательностей нулей и единиц. Писать программы на машинном языке и расшифровывать результаты вычислений могли только квалифицированные программисты, понимавшие язык первых ЭВМ.

Слайд 4

В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой элементной базе — транзисторах , которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значительно меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.

Слайд 5

В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электронная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.

Слайд 6

В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений. Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использованием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.).

Слайд 7

Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса.

Слайд 8

ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие мини-ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений.

Слайд 9

Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем — БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.

Слайд 10

Первым персональным компьютером был Арр le II («дедушка» современных компьютеров Ма cintosh ), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров I ВМ РС («дедушек» современных I ВМ-совместимых компьютеров).

Слайд 11

Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами (могут выполнять несколько миллиардов операций в секунду). Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя. Персональные компьютеры могут быть различного конструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники).

Слайд 12

Это многопроцессорные комплексы, которые позволяют добиться очень высокой производительности и могут применяться для расчетов в реальном времени в метеорологии, военном деле, науке и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".

Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Урок информатики в 5 классе по теме "Информация - Компьютер - Информатика"

Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики....

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...

Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

Цели урока:Образовательная:·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;·...