Главные вкладки

    Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»
    план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

    Комогорцева Анастасия Николаевна

    Цели урока:

    Образовательная:

    ·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;

    ·         познакомить учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;

    ·         обобщить и систематизировать представления учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира; 

    ·         ознакомить учащихся с видами информации по форме ее представления; 

    ·         расширить представления учащихся об информационной деятельности. 

    Развивающая:

    ·         развивать логическое мышление обучающихся;

    ·         формировать видение изученной закономерности в различных ситуациях;

    ·         пополнить словарный запас по предмету;

    ·         продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету.

    Воспитательная:

    ·         Способствовать формированию навыков саморегуляции (умение слышать и слушать);

    ·         Способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл План урока35.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Информатика. Класс: 5.  Учитель: А.Н. Комогорцева

    Урок 1.

    Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация  вокруг нас»

    Дата: 5.09.16

    Цели урока:

    Образовательная:

    • рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
    • познакомить учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
    • обобщить и систематизировать представления учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира; 
    • ознакомить учащихся с видами информации по форме ее представления; 
    • расширить представления учащихся об информационной деятельности. 

    Развивающая:

    • развивать логическое мышление обучающихся;
    • формировать видение изученной закономерности в различных ситуациях;
    • пополнить словарный запас по предмету;
    • продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету.

    Воспитательная:

    • Способствовать формированию навыков саморегуляции (умение слышать и слушать);
    • Способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.

    Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.

    Метод проведения урока: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Основные понятия, изучаемые на уроке: информация; виды информации по способу получения: зрительная,  звуковая,  обонятельная,  вкусовая, тактильная; виды информации по форме представления:  числовая, текстовая,  графическая,  звуковая,  видеоинформация;  действия с информацией; техника безопасности.

     Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

    Литература: Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.

    Электронные образовательные ресурсы: презентация «Техника безопасности» и презентация «Информация вокруг нас» из электронного приложения к учебнику; плакат «Как мы воспринимаем информацию»; презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности». Ресурсы федеральных образовательных порталов: 1) анимация «Восприятие информации животными через органы чувств» (134901); 2) интерактивное задание «Кто как видит» (135131); 3) виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» (134876).

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, сообщение темы и целей урока.

    Тема: Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

    1. Изучение нового материала

    Рассмотрим  презентацию «Техника безопасности» или файл «Правила работы за компьютером».

    Слайд 1:  «Техника безопасности и организация рабочего места».

    Слайд 2: Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

    Слайд 3:Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.

    Слайд 4: Не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя.

    Слайд 5:Не трогайте повода и разьемы соединительных кабелей.

    Слайд 6: Не прикасайтесь к экрану монитора.

    Слайд 7: Работайте на клавиатуре и с мышкой чистыми и сухими руками.

    Слайд 8: Избегайте резких движений, не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

    Слайд 9: Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю. 

    Слайд 10: Вот наилучший способ посадки за компьютером: Экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз. Обе ступни стоят на полу. Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура. Спина расположена вертикально. Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.

     Слайд 11: Вопросы: 

    1. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерном классе?

    2. К чему может привести нарушение  правил техники безопасности?

    Слайд 12: Вопросы: 

    3. Как правильно организовать свое рабочее место за компьютером?

    4. К чему может привести неправильная организация рабочего места? Может ли компьютер оказать негативное влияние на здоровье пользователя?

    Демонстрация плаката «Техника безопасности».

    Рассмотрим  тему нашего урока в виде презентации «Информация вокруг нас».

    Слайд 1:  Тема «Информация вокруг нас».

    Слайд 2: «Ключевые слова».

    • Информация
    • Виды информации
    • Действия с информацией

    Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию. Так что же такое информация?

    Слайд 3: «Что такое информация?»

    Информация– это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей.

    Окружающий нас мир – мир информации.

    Слайд 4: «Органы чувств человека и воспринимаемая информация».

    Первичную информацию об окружающем мире – о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов – люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.

    Слайд 5: «Давайте подумаем».

    Задание: заполните таблицу.

    Вид информации

    Чувство

    Орган

    Зрительная

    Зрение

    Глаза

    Звуковая

    Слух

    Уши

    Вкусовая

    Вкус

    Язык

    Обонятельная

    Обоняние

    Нос

    Осязательная

    Осязание

    Кожа

    Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположения предметов.

    Слайд 6: «Что зачем?»

    Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.п.

    Зачем нужны эти приборы?

    Ожидаемые ответы:

    а) линейка нужна для измерения длин отрезков;

    б) транспортир нужен для измерения величин углов;

    в) термометр нужен для измерения температуры;

    г) барометр нужен для измерения давления;

    д) компас нужен для определения направления;

    е) телескоп нужен для изучения космических объектов;

    ж) микроскоп нужен для изучения крошечных объектов;

    з) часы нужны для измерения времени;

    и) подзорная труба нужна для изучения удаленных объектов.

     Слайд 7: «Виды информации по форме представления».

    Числовая информация – количественные характеристики обьектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения и т.д.

    Текстовая информация – все, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

    Графическая информация – рисунки, картины, схемы, фотографии и т.д.

    Звуковая информация – все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, сигнал машины и т.д.

    Видеоинформация – последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.

    Более подробно виды информации представлены в учебнике страница 7.

    Слайд 8: «Давайте подумаем».

    Задание: найдите лишнее.

    Слайд 9: «Действия с информацией».

    Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением, обработкой информации.

    Человек, чтобы выразить имеющуюся у него информацию научился разговаривать, писать, рисовать, петь. Важную информацию человек запоминает, записывает, сохраняет.

    Люди обдумывают полученную информацию, делают определенные выводы, т.е. обрабатывают информацию. Например: поиск нужного слова в словаре, перевод текста, раскрашивание контурных карт - это примеры обработки информации.

    Чтение газеты, заучивание стихотворения или правила, решение задачи, фотографирование – это действия человека с информацией.

    Чтобы приготовить обед - это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается.

    Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации.

    Слайд 10: «Самое главное».

    • Информация — это сведения об окружающем нас мире.
    • Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
    • Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
    • Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

     Слайд 11: «Вопросы и задания».

    1. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):

    Ваня читает книгу – Зрительная;

    Саша слушает радионовости – Звуковая;

    Даша изучает схему метро – Зрительная;

    Женя смотрит мультфильм – Зрительная;

    Слайд 12: «Вопросы и задания».

    1. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):

    Витя ныряет в реку – Осязательная;

    Лиза пьёт горькую микстуру – Вкусовая;

    Вася вдыхает аромат свежеиспечённой булочки – Обонятельная.

    Слайд 13: «Вопросы и задания».

    2. Какое чувство, у какого животного наиболее развито?

    Летучая мышь – слух; орел – зрение; волк – обоняние; крот - обоняние; дельфин - слух.

    Слайд 14: «Вопросы и задания».

    3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации (уберите лишнее): Пятиклассник заполняет календарь погоды. Мальчик фотографируется с другом.

    Слайд 15: «Вопросы и задания».

    3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации (уберите лишнее): Дедушка смотрит выпуск новостей по телевизору. Пятиклассники выполняют контрольную работу по математике.

    Слайд 16: «Вопросы и задания».

    3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется хранение информации (уберите лишнее): Родители получают SMS-сообщение о результатах успеваемости их сына. Ученик читает текст параграфа.

    Слайд 17: «Вопросы и задания».

    3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется обработка информации (уберите лишнее): Девочка вдыхает аромат цветка. Мальчик делится впечатлениями о поездке.

    1. Подведение итогов урока

    Итак, что нового вы сегодня узнали?

    Что вы знаете о информации? Перечислите органы чувств человека?

    Какие виды информации вы знаете?

    Перечислите правила ТБ в кабинете информатики.

    Что бы работа за компьютером не оказалась вредной, каких рекомендаций нужно придерживаться?

    1. Домашнее задание

    Введение, §1 . Доп. задание: мини-сочинение выразить свое отношение к фразе «Кто владеет информацией, тот владеет миром» или №7 на стр. 9 учебника.

    1. Работа за компьютером

    Садитесь за компьютеры, будем рассматривать электронные приложения к сегодняшней теме.

    Посмотрите в папке 5 класс 1 урок презентацию «Зрительные иллюзии».

    Найдите в электронном приложении к учебнику этот ресурс и познакомьтесь с ним.

    1. Виртуальная лаборатория  «Оптические иллюзии» (sc.edu.ru).  

    Работа в электронной рабочей тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

    Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

    Конспект урока по информатике для 7 класса по теме: "Техника безопасности и организация рабочего места"

    Цели урока:·         повторение и обобщение знаний учащихся о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе;·...

    "Техника безопасности и организация рабочего места"на уроке информатики

    Методическая разработка ( план-конспект) урока .Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ»  5 класс...

    Технологическая карта.Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

    Технологическая карта для 6 класса .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира...

    Введение в информатику. Техника безопасности и организация рабочего места

    Введение в информатику. Техника безопасности и организация рабочего места...