Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Храмцова Ирина Сергеевна

Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин) в соответствии с ФКГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_informat_2012-2013.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ериковская основная общеобразовательная школа Белгородского района

Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________Тишевская Л.А.

Протокол № ___ от

«____»____________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Ериковская ООШ»

__________ Гончарук М.В.

«____»___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Ериковская ООШ»

_________Базаров Н.И.

Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г.

Рабочая программа

Храмцовой Ирины Сергеевны

II квалификационная категория

по учебному курсу «Информатика и ИКТ»

8 класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы И.Г.Семакина. Л.А.Залоговой, С.В. Русакова, Л.В.Шестаковой (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 классов в течение 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением тестирования.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 8 класса  должен:

знать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов


Календарно-тематическое планирование

по информатике для 8 класса базовый уровень 35 часов

(включает описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса)

 № урока

Примерные сроки проведения

Тема урока

Тип занятия

Параграф учебника

ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК)

http://school-collection.edu.ru

Повторение

Введение в предмет  1 час

1

3-8.09

 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания


Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе  

Т

Введение


§ 1. Информация и знания

8 класс

Введение  

ЦОР № 2, 3, 5


Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 4.  Техника безопасности и санитарные нормы

ЦОР №1.  Домашнее задание № 1


Глава 1, § 1:

 ЦОР № 1. Информативность сообщений  

ЦОР № 2. Информация и знания. Классификация знаний

Человек и информация  4часа (3+1)

2

10-15.09

Информация и знания. Восприятие информации человеком.

Т

§ 2. Восприятие и представление информации

8 класс

Глава 1, § 2

ЦОР № 1.  Восприятие информации

ЦОР № 3.  Информация и письменность

ЦОР № 9.  Языки естественные и формальные

ЦОР № 8.  Формы представления информации


Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2. Домашнее задание ЦОР № 2

3

17-22.09

Информационные процессы


Освоение клавиатуры. Работа с тренажёром клавиатуры

Т

П

§ 3. Информационные процессы

8 класс

Глава 1, § 3

ЦОР № 1.  Виды информационных процессов

ЦОР № 6.  Обработка информации

ЦОР № 7.  Передача информации

ЦОР № 9.  Хранение информации


Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2. Домашнее задание № 3

4

24-29.09

Практическая работа № 1. Работа с тренажёром клавиатуры  

П

Инструменты учебной деятельности:

Клавиатурный тренажер «Руки солиста.

5

1-6.10

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

Т

§ 4. Измерение информации

8 класс

Глава 1, § 4

ЦОР № 1.  Алфавитный подход к измерению информации

ЦОР № 3.  Единицы информации

ЦОР № 5.  Информационный объем текста

ЦОР № 7.  Количество информации в сообщении


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел Измерение информации.

ЦОР № 2. Домашнее задание № 4

Первое знакомство с компьютером

6 часов (3+3)

6

8-13.10

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. 

Т

§ 5. Назначение и устройство компьютера

§ 6. Компьютерная память

8 класс

Глава 2, §5

ЦОР № 1.  : Аналогия между компьютером и человеком

ЦОР № 2.  Информационный обмен в компьютере  

ЦОР № 8.  Принципы фон Неймана

ЦОР № 9.  Схема устройства компьютера


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 7. Практическое задание № 1


8 класс

Глава 2, §6

ЦОР № 1.  Внутренняя память ЭВМ

ЦОР № 7.  Носители и устройства внешней памяти


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 2. Домашнее  задание  № 5

7

15-20.10

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.


Практическая работа № 2 .Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств.

Т (35)

П (10)

§ 7. Как устроен персональный компьютер

§ 8. Основные характеристики персонального компьютера

8 класс

Глава 2, §7

ЦОР № 6.  Структура персонального компьютера

ЦОР № 5.  Основные устройства персонального компьютера

ЦОР № 4.  Первое знакомство с компьютером


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 3 Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером.


8 класс

Глава 2, §8

ЦОР № 6.  Основные характеристики персонального компьютера


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 1. Домашнее задание № 6

ЦОР № 7. Практическое задание № 2

ЦОР № 8.  Программа-тренажер «Устройство компьютера–2»

8

22-23.10

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.

Т

§ 9. Программное обеспечение компьютера

§ 10. О системном ПО и системах программирования

8 класс

Глава 2, §9

ЦОР № 6.  Структура программного обеспечения

ЦОР № 5.  Прикладное программное обеспечение


8 класс

Глава 2, §10

ЦОР № 7.  Системное программное обеспечение

ЦОР № 6.  Операционная система

ЦОР № 8.  Системы программирования

 

Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 1. Домашнее задание № 7

9

1-3.11

Пользовательский интерфейс


Практическая работа № 3 .Знакомство с  интерфейсом операционной системы, установленной на ПК

Т

П

§12.  Пользовательский интерфейс

8 класс

Глава 2, §12

ЦОР № 11.  Разновидности пользовательского интерфейса

ЦОР № 9.  Объектно-ориентированный графический интерфейс

ЦОР № 10.  Рабочий стол Windows

ЦОР № 15.  Элементы оконного интерфейса Windows

ЦОР № 1.  Главное меню Windows,

ЦОР № 4.  Использование буфера обмена для копирования

ЦОР № 12.  Типы меню и их использование в Windows,

ЦОР № 3.  Индивидуальная настройка рабочего стола Windows

ЦОР № 4.  Использование буфера обмена для копирования, связывания и внедрения объектов Windows


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 2. Домашнее задание № 9

10

6-10.11

Файлы и файловые структуры.

Т

§ 11. О файлах и файловых структурах

8 класс

Глава 2, §11

ЦОР № 15.  Файлы и файловые структуры

ЦОР № 13.  Файловая структура диска

ЦОР № 2.  Имя файла. Путь к файлу

ЦОР № 10.  Таблица размещения файлов


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 1. Домашнее задание № 8

ЦОР № 9. Практическое задание № 3

11

12.17-10

Практическая работа № 4. Работа с файловой структурой операционной системы

П

8 класс

Глава 2, §11

ЦОР № 7.  Окно проводника Windows

ЦОР № 8.  Операции с файлами и папками Windows

ЦОР № 14.  Файловый менеджер Windows Commander  

12

19-24.10

Итоговое тестирование по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО

КЗ

Система основных понятий главы 1

Система основных понятий главы 2

Итоговый тест к главе 1 Человек и информация


Тренировочный тест к главе 2 Первое знакомство с компьютером,

Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером.

Текстовая информация и компьютер –  9 час(3+6)

13

26.11-1.12

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

Т

§ 13. Тексты в компьютерной памяти

8 класс

Глава 3, §13

ЦОР № 12.  Тексты в компьютерной памяти

ЦОР № 11.  Способы обработки и хранения текстов

ЦОР № 10.  Свойства компьютерных документов  

ЦОР № 6.  Кодирование текста. Таблица кодировки

ЦОР № 1.  Гипертекст


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»

ЦОР №2. Домашнее задание № 10

14

3.12-8.12

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Т

§ 14. Текстовые  редакторы



§ 15. Работа с текстовым редактором

 8 класс

Глава 3, §14

ЦОР № 7.  Текстовые редакторы: назначение и классификация

ЦОР № 8.  Структурные единицы текста

ЦОР № 5.  Среда текстового редактора


8 класс

Глава 3, §15

ЦОР № 17.  Режимы работы текстового редактора

ЦОР № 16.  Режим ввода – редактирования текста

15

10.12-15.12

Практическая работа №5 Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

П

§ 15. Работа с текстовым редактором

8 класс

Глава 3, §15

ЦОР № 19.  Управление шрифтами

ЦОР № 20.  Форматирование текста

ЦОР № 14.  Работа с фрагментами текста

ЦОР № 17.  Многооконный режим работы


ЦОР № 3.  Интерфейс MS Word

ЦОР № 9.  Перемещение по тексту в MS Word

ЦОР № 2.  Ввод и редактирование текста в MS Word,

ЦОР № 10.  Поиск и замена в MS Word


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 11. Практическое задание № 5

ЦОР № 12.  Практическое задание № 6

ЦОР № 13.  Практическое задание № 8

16

17.12-22.12

Практическая работа № 6.Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

П

17

24.12-27.12

Практическая работа № 7. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены

П

18

11-12.01

Практическая работа №8. Работа с таблицами

П

19

14-19.01

Практическая работа № 10 Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль,  стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов

П

§ 16. Дополнительные возможности текстовых процессоров

§ 17. Системы перевода и распознавания текстов

8 класс

Глава 3, §16

ЦОР № 11. Стили в MS Word

ЦОР № 9.  Работа с графикой в MS Word

ЦОР № 10.  Работа с таблицами в MS Word

ЦОР № 13.  Шаблоны в MS Word

ЦОР № 2.  Дополнительные возможности текстовых процессоров

ЦОР № 8.  Проверка текста; исправление ошибок в MS Word

20

21-26.01

Практическая работа № 11.Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

П

8 класс

Глава 3, §16

Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 6. Практическое задание № 7

ЦОР № 7. Практическое задание № 8

ЦОР № 1. Домашнее задание № 11

21

28-02.02

Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер

КЗ

Система основных понятий главы 3

8 класс

Глава 3, §17

ЦОР № 1. Итоговый тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер

ЦОР № 4 Тренировочный тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер.

Графическая информация и компьютер – 5 часов (2+3)

22

4-9.02

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

Т

§ 18. Компьютерная графика






§ 21. Растровая и векторная графика

8 класс

Глава 4, §18

ЦОР № 11.  Этапы развития средств компьютерной графики

ЦОР № 9.  Статические графические объекты

ЦОР № 1.  Анимированные графические объекты

ЦОР № 2.  Графика в компьютерных играх

ЦОР № 7.  Научная графика


Упражнения для самостоятельной работы: 

ЦОР № 7. Практическое задание № 9

ЦОР № 2. Домашнее задание № 12


8 класс

Глава 4, §21

ЦОР № 7.  Растровая и векторная графика

ЦОР № 6.  Особенности растровой и векторной графики


 Упражнения для самостоятельной работы: 

Домашнее задание ЦОР № 14

23

11-16.02

Графические редакторы растрового типа  


Практическая работа № 12 Работа с растровым графическим редактором

Т

П

§ 22. Работа с  графическим редактором растрового типа

8 класс

Глава 4, §22

ЦОР № 2.  Возможности графического редактора

ЦОР № 16.  Режимы работы графического редактора

ЦОР № 13.  Работа с текстом в Paint

ЦОР № 15.  Редактирование рисунка в Paint

ЦОР № 19.  Среда графического редактора Paint

ЦОР № 1.  Базовые инструменты в Paint

ЦОР № 17. Рисование геометрических фигур в Paint

ЦОР № 18.  Рисование линий в Paint

ЦОР № 4.  Закрашивание областей рисунка в Paint

ЦОР № 14. Работа с фрагментами изображения в Paint


Упражнения для самостоятельной работы

ЦОР № 11. Практическое задание № 11

ЦОР № 12. Практическое  задание № 12

24

18-22.02

Кодирование изображения


Практическая работа №12. Работа с растровым графическим редактором

Т

П

§ 20. Как кодируется изображение

8 класс

Глава 4, §20

ЦОР № 5. Растровое представление изображения

ЦОР № 4. Кодирование цвета

Упражнения для самостоятельной работы

ЦОР № 1. Домашнее  задание № 13

ЦОР № 8. Практическое задание № 10

25

25.02-2.03

Практическая работа №13 Работа с векторным графическим редактором

П

8 класс

Глава 4, §20


Упражнения для самостоятельной работы

ЦОР № 2. Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации»

26

4-03-9.03

Технические средства компьютерной графики

Практическая работа №14 Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

Т

П

§ 19. Технические средства компьютерной графики

8 класс

Глава 4, §19

ЦОР № 10.  Система вывода изображения на экран монитора

ЦОР № 8.  Принцип работы монитора

ЦОР № 1.  Видеоадаптер

ЦОР № 12.  Устройства ввода информации в компьютер

ЦОР № 9.  Принцип работы сканера

Технология мультимедиа – 6 часов(2+4)

27

11.03-16.03

Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации

Т

§ 23. Что такое мультимедиа


§ 26. Компьютерные презентации

8 класс

Глава 5, §23

ЦОР № 4. Технологии мультимедиа.

8 класс

Глава 5, §26

ЦОР № 5. Интерфейс программы PowerPoint

ЦОР № 15. Создание слайда в PowerPoint


ЦОР Слайд-шоу: 

Демонстрационная интерактивная презентация, Демонстрационная непрерывная презентация, Создание новой презентации в PowerPoint, Режимы отображения слайдов в PowerPoint, Работа с объектами в PowerPoint,

Настройка анимации и звука в PowerPoint, Изменение оформления слайдов в PowerPoint, Демонстрация презентации в PowerPoint,


28

18.03-23.03

Практическая работа №15 Создание презентации с использованием текста, графики и звука.

 

П

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 10. Практическое задание № 13

ЦОР № 14. Практическое задание № 14

29

1.04-6.04

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

Т

§ 24. Аналоговый и цифровой звук

§ 25. Технические средства мультимедиа

8 класс

Глава 5, §24

ЦОР № 1.  Аналоговое и цифровое представление звука  


8 класс

Глава 5, §25

ЦОР №5. Технические средства мультимедиа

30

8-13.04

Практическая работа № 16Запись звука и изображения с использованием цифровой техники.

П

31

15-20.04

Практическая работа № 17.Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).

П

8 класс

Глава 5, §25


Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1. Домашнее задание ЦОР № 15

32

22-27.04

Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»

КЗ

Система основных понятий главы 4

Система основных понятий главы 5

8 класс

Глава 4, §22


Упражнение для самостоятельной работы:

 ЦОР № 7. Кроссворд по теме: Технологии мультимедиа

ЦОР № 20. Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»

ЦОР № 7.  Итоговый тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5

33

29.04-4.05

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

КЗ

Всё содержание учебника

Упражнения для самостоятельной работы: 

Тренировочный тест по курсу 8 класса  (гл 2, п. 5, ЦОР №10)

Итоговый тест по курсу 8 класса (гл 2, п. 5, ЦОР №3)

34-35

Резерв


Содержание программы

Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.        

        Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

  1. Введение в предмет – 1 час.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8 классе.

  1. Человек и информация – 4 час.(3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  •  связь между информацией и знаниями человека;
  •  что такое информационные процессы;
  •  какие существуют носители информации;
  •  функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  •  как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  •  что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  •  приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  •  определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  •  приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  •  измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  •  пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  •  пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  1. Первое знакомство с компьютером – 6 час.(3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  •  правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  •  состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  •  основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  •  структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  •  типы и свойства устройств внешней памяти;
  •  типы и назначение устройств ввода/вывода;
  •  сущность программного управления работой компьютера;
  •  принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  •  назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  •  включать и выключать компьютер;
  •  пользоваться клавиатурой;
  •  ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  •  инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  •  просматривать на экране каталог диска;
  •  выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  •  использовать антивирусные программы.

  1. Текстовая информация и компьютер – 9 час.(3+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  •  способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  •  назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  •  основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  •  набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  •  выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  •  сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер – 5 час.(2+3)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  •  способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  •  какие существуют области применения компьютерной графики;
  •  назначение графических редакторов;
  •  назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  •  строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  •  сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  1. Технология мультимедиа – 6 час.(2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.


Формы и средства контроля

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.


Перечень учебно-методических средств

I. Учебно-методический комплект

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Колонки (рабочее место учителя).
  3. Проектор.
  4. Лазерный принтер черно-белый.
  5. Сканер.
  6. Цифровая фотокамера.
  7. Модем ADSL
  8. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  9. Антивирусная программа Антивирус Касперского .
  10. Программа-архиватор WinRar.
  11. Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
  12. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.



Практические занятия

Тема

Количество

количество часов НРК

контрольных работ

тестов

практических работ

8 класс

2

3

10

3

1

Человек и информация.

-

0,5

1

-

2

Первое знакомство с компьютером.

-

0,5

1

-

3

Обработка текстовой информации.

1

1

2

2

4

Технология обработки графической информации.

0,5

-

1

0,5

5

Технология мультимедиа.

0,5

-

2

0,5

Итоговый контроль

-

1

-

-


Источники информации и средства обучения.

I.  Учебно-методический комплект

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 176 с: ил.
  2. Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

II. Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
  2. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  5. Сканер.

VI.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Программа-архиватор WinRar.
  3. Клавиатурный тренажер Аленка.
  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
  5. Программа-переводчик.
  6. Мультимедиа проигрыватель.
  7. Система тестирования TInfo.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...

Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа базовый курс информатика 8 класс Семакин И.Г....

Рабочая программа по информатике 9 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа базовый курс информатика 9 класс Семакин И.Г....

Рабочая программа по информатике 11 класс Семакин

Рабочая программа и планирование 11 класс Семакин базовый уровень 1 час в неделю...

Рабочая программа по Информатике 11 класс (Семакин И.Г. базовый уровень)

Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основе на авторской программы курса «Информатика» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И....

Рабочая программа по информатике 10 класс Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школыРабочая программа составлена на основе нормативно-правовых докуме...

Рабочая программа по информатике 11 класс Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школыРабочая программа составлена на основе нормативно-правовых докуме...