Методическая разработка и электронная презетация урока "Алгоритм"(4 класс)
план-конспект урока по информатике и икт по теме

Муляр Елена Алесандровна

Урок разработан в соответствии с УМК Матвеевой Н.В. Информатика и ИКТ. В уроке исползован прием составления ментальной карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm.doc246.5 КБ
PDF icon algoritm.pdf1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муляр Е.А.,

ГБОУ № 411 «Гармония»

Петродворцового района

Алгоритм

УМК: Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс.

Цель урока: формирование представления у учащихся об алгоритмах.

Задачи:

- отработка навыков действий с текстовыми, графическими и числовыми объектами

- развитие информационной компетентности

- развитие коммуникативной компетентности

Используемые приемы: проблемное обучение, элементы критического мышления, работа в группах.

Оборудование: электронная презентация, ментальная карта, SMART Board

Ход урока

I. Вставить пропущенные буквы в слова: Ассамблея, маскарад, костюм (слайд 2).

II. Постановка проблемы: какие ассоциации вызывают эти слова?

- эти слова связаны с праздниками, балами.

Определите, какое изображение относится соответственно к XVIII, XIX, XX, XXI векам? (слайд 3) Почему вы так решили?

III. Работа с алгоритмами.

  Ваш класс участвует в международном проекте «Бал культур. Танцуя вместе». Вы знаете, что этот проект родился в нашей школе в 2006 году и уже несколько поколений наших учеников задействованы в этом проекте. Кроме наших ребят и учителей в нем участвуют представители Москвы, Петрозаводска, Паролы (Финляндия).

Ежегодный бал проходит по очереди в этих городах, а когда наступает очередь Санкт-Петербурга, то он проводится в нашей школе. Но помимо самого бала, обязательно проходят репетиции, тренинги, оформление приглашений и многое другое.

Давайте рассмотрим процесс подготовки к основному событию проекта – балу и опишем его в виде модели.

Сначала вспомним, что такое модель, и определим, какие виды моделей бывают.

- Модель – это образ реального предмета, явления действительности, то есть упрощённое подобие реального объекта. (слайд 4)

Описание природного или социального явления в виде текста – это текстовая модель явления.

Изображение объекта на рисунке или фотографии – графическая модель объекта.

Как вы считаете, какие действия нужно выполнить всем вместе и каждому в отдельности, чтобы праздник прошел успешно?

- Обсуждение.

Давайте определим последовательность действий и разработаем алгоритм подготовки к балу.

Прежде всего, определим, что такое алгоритм (слайд 5).

Алгоритм - такая последовательность действий, которая удовлетворяет условиям:

- предназначена для решения целого класса задач

- состоит из конечного ряда инструкций (шагов-команд)

- каждая инструкция должна быть конкретной

- чёткое исполнение последовательности команд-инструкций должно привести к конкретному результату.

Итак, алгоритмом мы будем называть обладающее особыми свойствами подробное описание способа решения класса задач.

Давайте изобразим подготовку к балу в виде текстового алгоритма и в виде ментальной карты.

Этапы подготовки проекта:

- деление класса на группы (команды), планирование деятельности, подбор информации, обработка и хранение информации, оформление проекта, защита проекта, репетиции, подготовка костюмов, бал.

А теперь составим ментальную карту, изображающую алгоритм подготовки к балу. (слайды 6, 7).

- Обсуждение.

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, чем отличается алгоритм подготовки к балу  в виде текста и в виде ментальной карты?

- Наглядностью.

Построив алгоритм, мы его сохранили, для этого мы выполнили определённые инструкции-команды:

- Воспринять информацию

- Запомнить информацию

- Выбрать удобную форму представления информации

- Преобразовать (закодировать) информацию

- Представить на заданном носителе

Таким образом, можно сказать, что мы с вами создали модель процесса решения задачи. При работе над проектом «Бал культур. Танцуя вместе» мы построили алгоритм в виде ментальной карты.

IV Подведение итогов

Сформулируем еще раз, что такое «алгоритм».

- Алгоритм – это модель сложного действия, представленная на носителе в виде описания последовательности элементарных действий (шагов, команд, инструкций).

Иначе можно сказать, что алгоритм – это модель процесса решения задачи.

Для дальнейшей работы над проектом разделим класс на пять команд по числу получившихся мини-проектов в рамках большого проекта «Бал культур. Танцуя вместе».

Каждая команда получает задание, разработать проект:

I -  приглашение на бал

II – история балов в России

III- история бального костюма

IV- балы в Петергофе

V- школьный бал

V. Задание на дом

Для работы над проектом каждая команда составит ментальную карту по алгоритму, представленному в текстовом виде (слайд 8):

- Найти информацию по теме проекта в библиотеке

- Посмотреть информацию по теме проекта в Интернете

- Взять интервью у учителей и старшеклассников

- Записать полученную информацию в тетрадь

- Обсудить полученную информацию в группе

- Оформить проект


Источники

  1. Андреева А.Ю. Костюм русской знати. От Византии до модерна. – СПб.: «Паритет», 2008. – 176с.
  2. Балы в Ливадии начала 20 века  http://www.perekop.info/livadia-balls/
  3. Главный бал Российской империи // http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post75832221/ 
  4. Дуков Е. В. Общественные балы и концертная культура XVIII века // http://ec-dejavu.ru/b/Ball_dance.html
  5. Исторические балы России // http://балыроссии.рф/
  6. История костюма и моды - Костюмированный бал в Зимнем Дворце (1903 год) // http://costumology.livejournal.com/18475.html 
  7. Короткова М. В. Московский дворянский бал XVIII века // http://www.portal-slovo.ru/history/35355.php
  8. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: 4 класс: методическое пособие / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 431 с.
  9. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для  4 класса / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 239 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"

УРОК РАСШИРЯЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"; ЗНАКОМИТ С НОВЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ....

Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Тема: «Электронный табличный процессор Excel»

Цели урокаОбразовательные: показать учащимся назначение, основные возможности и область применения табличного процессора Excel, познакомить с его средой и объектами, типами данных, научить выделять об...

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника

Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...

Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"

Урок расширяет знания учащися по теме "Решение неравенств с одной переменной", знакомит с новым методом решения неравенств методом интервалов...

Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...

Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"

Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в  себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы ....