Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Тема: «Электронный табличный процессор Excel»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Цели урока
Образовательные: показать учащимся назначение, основные возможности и область применения табличного процессора Excel, познакомить с его средой и объектами, типами данных, научить выделять объекты таблицы, вводить и редактировать данные таблицы.
Развивающие: развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, продолжать формировать навыки самостоятельной работы.
Представляю Вашему вниманию: конспект урока, раздаточный материал для выполнения практической работы, раздаточный материал для первого знакомства с программой Excel, инструкционную карту "Технологические приемы работы с табличным процессором Excel", а также 2 табличных документа - для демонстрации работы таблицы (изменяя значение степени можно наблюдать изменения значений таблицы и изменение графика функции), файл-заготовку "Поставки молока" для выполнения практической работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Учитель Мусоркина И. А.
Тема: «Электронный табличный процессор Excel»
Цели урока
Образовательные: показать учащимся назначение, основные возможности и область применения табличного процессора Excel, познакомить с его средой и объектами, типами данных, научить выделять объекты таблицы, вводить и редактировать данные таблицы.
Развивающие: развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, продолжать формировать навыки самостоятельной работы.
- Организационный (приветствие, отсутствующие, сообщение темы урока и целей урока)
- Освоение среды табличного процессора.
1. Возможности, область применения табличного процессора.
Демонстрация табличных документов, созданных в среде табличного процессора Excel.
Учащиеся открывают документ Демонстрация.xls, ярлык которого расположении на рабочем столе, учитель открывает такой же документ на РМП и демонстрирует через мультимедийный проектор.
Учащиеся уже изучили среду текстового процессора Word и могут сравнить элементы окна. Они узнают заголовок окна и его элементы, полосы быстрой прокрутки, главное меню, стандартную панель и панель форматирования. Увидят отличия – рабочая область разделена на клетки, обозначены строки и столбцы буквами латинского алфавита и арабскими цифрами соответственно, отметят незнакомые им строки (строка ввода и редактирования данных и обозначение листов книги).
Рассмотреть объекты документа – таблица квадратов двузначных чисел, в отдельной табличке обозначен показатель степени, заголовок таблицы, график (диаграмма). Можно ли создать такой документ в среде Word? Ответ: да, можно создать таблицу и построить график.
Учитель изменяет степень, например на 3, и учащиеся видят автоматическое изменение данных в ячейках таблицы и графика. В среде редактора Word это сделать было нельзя. Учащиеся вслед за учителем изменяют степень, учитель обращает внимание на ввод степени 0,5 (разделитель - ,).
Учитель обобщает – табличный процессор Excel содержит инструментов для работы с информацией, представленной в табличной форме. Рабочая область таблицы напоминает шахматную доску. Она состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена (адреса). Результатом работы является документ в форме таблицы, диаграммы. Основное назначение табличного процессора – автоматизация расчетов в табличной форме.
Например, в табличном процессоре можно вести классный журнал. Учитель может заносить в него оценки, а встроенные формулы позволят вычислить средний балл каждого ученика, успеваемость класса по предметам и др. Каждый раз, когда учитель вносит новую оценку, табличный процессор автоматически пересчитает все результаты.
Табличный процессор могут использовать люди таких профессий как бухгалтеры и экономисты, потому что в результате своей деятельности им приходится часто сталкиваться с табличными документами, в которых производятся расчеты и приходится производить перерасчет при изменении каких-либо данных, что электронная таблица делает автоматически. Ученые и инженеры могут использовать ее для занесения результатов эксперимента в таблицу и производить необходимые расчеты, кроме того, можно менять исходные данные и моделировать результаты эксперимента.
(Продемонстрировать учащимся 2-3 таблицы – классный журнал группы по информатике, результаты физического эксперимента, ведомость заработной платы)
2. Объекты электронной таблицы, знакомство с незнакомыми объектами окна.
По умолчанию файл, созданный в среде электронного табличного процессора называется Книга1.xls. Книга состоит из листов. Листы обозначены в нижней строке окна. Название листа можно изменить.
Задание 1 (выполняется вместе с учителем): измените «Лист1» на «Степень».
Задание 2 (выполняется самостоятельно): измените «Лист2» на «Проба».
Задание 3: сохраните файл в Вашу папку (у каждого ученика в папке Мои документы создана именная папка) под именем Таблица1.
См. раздаточный
материал
Обозначение объектов табличного документа
Объект | Обозначение имени объекта | Пример |
Столбец | одна или две латинские буквы | A |
Строка | Число | 5 |
Ячейка | Состоит из имени столбца и имени строки, на пересечении которых она находится | А5 |
Диапазон (блок) ячеек, ряд | Состоит из имени верхней левой и нижней правой ячеек, разделенных двоеточием | А2:В8 |
Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.
Строка – ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.
Столбец – ячейки, расположенные в одном вертикальном уровне.
Диапазон – группа смежных ячеек или одна ячейка.
Задание 4: выделить строку, столбец, ячейку, диапазон ячеек (обратить внимание на изменение адреса текущей ячейки).
3. Форматы данных в ячейке таблицы.
См. раздаточный материал
Ячейка может содержать
ТЕКСТ ЧИСЛО ФОРМУЛУ
Форматы данных в ячейках электронной таблицы
Формат | Основной вид | Пример | Примечание |
Текстовый | Любая последовательность символов | Площадь кв. м. | |
Числовой | Последовательность цифр без пробелов. Знак минус (-) используется для обозначения отрицательного числа. Запятая (,) используется для отделения десятичной части | -3,1 153,92 | Можно установить количество отображаемых десятичных знаков |
Дата | ЧЧ.ММ.ГГГГ (Ч-число, М-месяц, Г-год) | 20.01.2004 | Другие типы: Январь 2004 20-Янв-2004 |
Время | ЧЧ:ММ:СС (Ч-часы, М-минуты, С-секунды) | 14:30:25 | Другие типы:
|
Процент | Число% | 20% | Процент распознается таблицей как число в промежутке [0,1] |
Ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ - * /), знак возведения в степень ^, другие функции.
Определите типы данных в определенных ячейках таблицы Демонстрация.
4. Освоение некоторых приемов работы с таблицей (изменение ширины столбца, автозаполнение, ввод числовых данных, формул, автокопирование…) под руководством учителя – учитель выполняет задания на РМП, учащиеся наблюдают через мультимедийный проектор и параллельно выполняют на своих рабочих местах.
- Активизировать лист Проба (2й лист в таблице Демонстрация)
- Увеличить ширину столбца В в 2 раза, для этого установить курсор на границу между столбцами В и С удерживая ЛКМ, протянуть мышь вправо на желаемую ширину столбца.
- Ввести в ячейку А1 число 1, в А2 – 2, используя автозаполнение (выделить диапазон ячеек А1:А2 установить курсор в правый нижний угол выделенного диапазона, курсор при этом принимает вид перпендикулярно пересеченных отрезков (черный крестик) удерживая ЛКМ, протянуть ее до ячейки А7)
- Ввести в ячейку В1 текст – понедельник, используя прием автозаполнение, заполнить диапазон ячеек В1:В7.
- В колонку С ввести температуру воздуха в соответствующие дни недели (с точностью до 0,1), а в колонку D – температуру воды в море.
- В колонку E ввести формулу – определение разницы температур воздуха и воды (=С1-D1), обратить внимание на то, что в строке ввода и редактирования формул и данных мы видим формулу, а в ячейке после ввода (нажатии клавиши
или кнопки <ввод>, или при переводе курсора в другую ячейку) – числовое значение – результат вычисления по формуле. - Копирование формулы приемом автозаполнение.
- Выделить таблицу и расчертить границы.
- Рефлексия
1. Фронтальный опрос по следующим вопросам:
- Каково назначение и основные возможности электронного табличного процессора Excel? (Ответ: электронный табличный процессор Excel служит для создания табличных документов, произведения в них расчетов и при изменении данных автоматически производит перерасчет по формулам, )
- Люди каких профессий могут использовать это программное средство? (Ответ: бухгалтеры и экономисты, учителя и завучи для ведения журнала оценок и расчета средних баллов, студенты, ученики, ученые для расчета экспериментальных данных и построения графиков и диаграмм).
- Как по умолчанию называется файл, созданный средствами электронного процессора Excel и какое расширение имени фала он имеет? (Ответ: Книга1.xls.)
- В чем сходство и отличие окна Excel и Word? (Ответ: окно приложений MS Office и Excel, и Word имеют заголовок, рабочую область, полосы прокрутки, главное меню, стандартную панель и панель форматирования. Рабочая область Excel отличается тем, что разбита на ячейки, столбцы и строки, кроме этого, документ состоит из нескольких листов, имеется строка, на которой указан текущий адрес, строка ввода и редактирования данных.
- Назовите объекты табличного документа. (Ответ: таблица (столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек), диаграмма).
- Какие форматы данных могут быть записаны в ячейке? (Ответ: текст, число, формула)
- Какой разделительный знак используется при вводе числовых данных десятичная дробь, число, время. (Ответ: десятичная , при записи даты - . при записи времени в качестве разделительного знака используется :)
- Как вводится в ячейку формула? (Ответ: ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ - * /), знак возведения в степень ^, другие функции.
2. Практическая работа (выполняется самостоятельно под наблюдением учителя, учитель методом наблюдения выясняет характерные затруднения и ликвидирует их)
- Откройте табличный процессор Excel
- Откройте таблицу Поставки.xls
- Используя прием автозаполнение заполните колонки А и В
- Увеличьте ширину столбца В в 2 раза
- Введите формулу для расчета суммы закупки (Сумма=Количество*Цена), скопируйте ее используя прием автозаполнение
- Начертите все границы таблицы (Выделите диапазон ячеек A2:E14 границы все границы)
- Измените цену поставки в сентябре на 11,12, наблюдайте как изменится сумма поставки.
Поставка молока на ММК №1 в 2005 году | ||||
№ | Месяц | Количество (в литрах) | Цена | Сумма |
1 | январь | 1234 | 10,4 | 12833,6 |
2 | февраль | 1345 | 10,4 | 13988 |
3 | март | 1457 | 9,6 | 13987,2 |
4 | апрель | 2067 | 9,8 | 20256,6 |
5 | май | 2456 | 9,7 | 23823,2 |
6 | июнь | 2789 | 9,5 | 26495,5 |
7 | июль | 3004 | 9,5 | 28538 |
8 | август | 2905 | 9,5 | 27597,5 |
9 | сентябрь | 2890 | 10,8 | 31212 |
10 | октябрь | 1905 | 11,6 | 22098 |
11 | ноябрь | 1034 | 12,2 | 12614,8 |
12 | декабрь | 987 | 13,25 | 13077,75 |
- Подведение итогов урока, домашнее задание.
Дом. задание: конспект в тетради, подготовить данные для табличного документа «Расчет стоимости электроэнергии» - наименование 6 наиболее используемых вами электроприборов, их мощность, приблизительное количество часов работы в месяц (например, телевизор смотрите в среднем 5 часов в день, следовательно в месяц он работает 150 часов, фен – 3 раза в неделю по 0,5 часа, следовательно в месяц он работает 6,5 часов…) На следующем уроке будут рассматриваться вопросы: редактирование и форматирование табличного документа, абсолютная и относительная адресация ячейки.
Предварительный просмотр:
Обозначение объектов табличного документа
Объект | Обозначение имени объекта | Пример |
Столбец | одна или две латинские буквы | A |
Строка | Число | 5 |
Ячейка | Состоит из имени столбца и имени строки, на пересечении которых она находится | А5 |
Диапазон (блок) ячеек, ряд | Состоит из имени верхней левой и нижней правой ячеек, разделенных двоеточием | А2:В8 |
Ячейка может содержать
ТЕКСТ ЧИСЛО ФОРМУЛА
Форматы данных в ячейках электронной таблицы
Формат | Основной вид | Пример | Примечание |
Текстовый | Любая последовательность символов | Площадь кв. м. | |
Числовой | Последовательность цифр без пробелов. Знак минус (-) используется для обозначения отрицательного числа. Запятая (,) используется для отделения десятичной части | -3,1 153,92 | Можно установить количество отображаемых десятичных знаков |
Дата | ЧЧ.ММ.ГГГГ (Ч-число, М-месяц, Г-год) | 20.01.2004 | Другие типы: Январь 2004 20-Янв-2004 |
Время | ЧЧ:ММ:СС (Ч-часы, М-минуты, С-секунды) | 14:30:25 | Другие типы:
|
Процент | Число% | 20% | Процент распознается таблицей как число в промежутке [0,1] |
Ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ - * /), знак возведения в степень ^, другие функции.
Предварительный просмотр:
Технологические приемы работы в табличном процессоре EXCEL
№ | Действие | Технология выполнения действия |
1 | Ввод исходных данных, заголовков столбцов и строк |
|
2 | Ввод формул |
|
3 | Ввод в формулу относительного адреса ячейки (ссылки) |
|
4 | Ввод в формулу абсолютного (смешанного) адреса ячейки (ссылки) |
|
5 | Изменение формата ячейки |
|
6 | Копирование формулы (Автозаполнение) |
ИЛИ
|
7 | Копирование диапазона |
ИЛИ Выполнить аналогичные действия с использованием маркера автозаполнения (см. первый алгоритм действия 6) |
8 | Правило копирования формул | При копировании формул абсолютные ссылки не меняются, относительные ссылки пересчитываются в соответствии с новым положением ячейки |
9 | Вставка функций | Выполнить команду Вставка Функция |
10 | Ввод в формулу диапазона ячеек (используется в функциях) | Мышью с нажатой кнопкой выделить блок ячеек |
11 | Создание диаграммы |
|
12 | Настройка объектов диаграмм |
|
Предварительный просмотр:
Практическая работа
- Откройте табличный процессор Excel.
- Откройте таблицу Мои документы\Поставки.xls.
- Используя прием автозаполнение заполните колонки А и В.
- Увеличьте ширину столбца В в 2 раза.
- Введите формулу для расчета суммы закупки. (Сумма=Количество*Цена), скопируйте ее используя прием автозаполнение.
- Начертите все границы таблицы (Выделите диапазон ячеек A2:E14 границы все границы).
- Измените цену поставки в сентябре на 11,12, наблюдайте как изменится сумма поставки.
Поставка молока на ММК №1 в 2005 году | ||||
№ | Месяц | Количество (в литрах) | Цена | Сумма |
1 | январь | 1234 | 10,4 | 12833,6 |
2 | февраль | 1345 | 10,4 | 13988 |
3 | март | 1457 | 9,6 | 13987,2 |
4 | апрель | 2067 | 9,8 | 20256,6 |
5 | май | 2456 | 9,7 | 23823,2 |
6 | июнь | 2789 | 9,5 | 26495,5 |
7 | июль | 3004 | 9,5 | 28538 |
8 | август | 2905 | 9,5 | 27597,5 |
9 | сентябрь | 2890 | 10,8 | 31212 |
10 | октябрь | 1905 | 11,6 | 22098 |
11 | ноябрь | 1034 | 12,2 | 12614,8 |
12 | декабрь | 987 | 13,25 | 13077,75 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка по информатике 8 класс Тема «Работа с таблицами и списками»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по информатике, которая может быть использована учителем на уроках информатики для изучения темы «Работа с таблицами и списками» в 8 классах общеобраз...
Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.
Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...
Методическая разработка урока в 5м классе. Тема "Лондон"
Тип урока - системно-обобщающее повторение.Цель урока - развитие навыков диалогической речи.Ученики "путешествуют" по Лондону, в этом им помогает фотографии достопримечательностей на медиаэкране....