Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Тема: «Электронный табличный процессор Excel»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Мусоркина Ирина Анатольевна

Цели урока

Образовательные: показать учащимся назначение, основные возможности и область применения табличного процессора Excel, познакомить с его средой и объектами, типами данных, научить выделять объекты таблицы, вводить и редактировать данные таблицы.

Развивающие: развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, продолжать формировать навыки самостоятельной работы.

Представляю Вашему вниманию: конспект урока, раздаточный материал для выполнения практической работы, раздаточный материал для первого знакомства с программой Excel, инструкционную карту  "Технологические приемы работы с табличным процессором Excel", а также 2 табличных документа - для демонстрации работы таблицы (изменяя значение степени можно наблюдать изменения значений таблицы и изменение графика функции), файл-заготовку "Поставки молока"  для выполнения практической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Учитель Мусоркина И. А.

Тема: «Электронный табличный процессор Excel»

Цели урока

Образовательные: показать учащимся назначение, основные возможности и область применения табличного процессора Excel, познакомить с его средой и объектами, типами данных, научить выделять объекты таблицы, вводить и редактировать данные таблицы.

Развивающие: развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, продолжать формировать навыки самостоятельной работы.

  1. Организационный (приветствие, отсутствующие, сообщение темы урока и целей урока)  

  1. Освоение среды табличного процессора.

1. Возможности, область применения табличного процессора.

Демонстрация табличных документов, созданных в среде табличного процессора Excel.

Учащиеся открывают документ Демонстрация.xls, ярлык которого расположении на рабочем столе, учитель открывает такой же документ на РМП и демонстрирует через мультимедийный проектор.

Учащиеся уже изучили среду текстового процессора Word и могут сравнить элементы окна. Они узнают заголовок окна и его элементы, полосы быстрой прокрутки, главное меню, стандартную панель и панель форматирования. Увидят отличия – рабочая область разделена на клетки, обозначены строки и столбцы буквами латинского алфавита и арабскими цифрами соответственно, отметят незнакомые им строки (строка ввода и редактирования данных и обозначение листов книги).

Рассмотреть объекты документа – таблица квадратов двузначных чисел, в отдельной табличке обозначен показатель степени, заголовок таблицы, график (диаграмма). Можно ли создать такой документ в среде Word? Ответ: да, можно создать таблицу и построить график.

Учитель изменяет степень, например на 3, и учащиеся видят автоматическое изменение данных в ячейках таблицы и графика. В среде редактора Word это сделать было нельзя. Учащиеся вслед за учителем изменяют степень, учитель обращает внимание на ввод степени 0,5 (разделитель - ,).

Учитель обобщает – табличный процессор Excel содержит инструментов для работы с информацией, представленной в табличной форме. Рабочая область таблицы напоминает шахматную доску. Она состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена (адреса). Результатом работы является документ в форме таблицы, диаграммы. Основное назначение табличного процессора – автоматизация расчетов в табличной форме.

Например, в табличном процессоре можно вести классный журнал. Учитель может заносить в него оценки, а встроенные формулы позволят вычислить средний балл каждого ученика, успеваемость класса по предметам и др. Каждый раз, когда учитель вносит новую оценку, табличный процессор автоматически пересчитает все результаты.

Табличный процессор могут использовать люди таких профессий как бухгалтеры и экономисты, потому что в результате своей деятельности им приходится часто сталкиваться с табличными документами, в которых производятся расчеты и приходится производить перерасчет при изменении каких-либо данных, что электронная таблица делает автоматически. Ученые и инженеры могут использовать ее для занесения результатов эксперимента в таблицу и производить необходимые расчеты, кроме того, можно менять исходные данные и моделировать результаты эксперимента.

(Продемонстрировать учащимся 2-3 таблицы – классный журнал группы по информатике, результаты физического эксперимента, ведомость заработной платы)

2. Объекты электронной таблицы, знакомство с незнакомыми объектами окна.

По умолчанию файл, созданный в среде электронного табличного процессора называется Книга1.xls. Книга состоит из листов. Листы обозначены в нижней строке окна. Название листа можно изменить.

Задание 1 (выполняется вместе с учителем): измените «Лист1» на «Степень».

Задание 2 (выполняется самостоятельно): измените «Лист2» на «Проба».

Задание 3: сохраните файл в Вашу папку (у каждого ученика в папке Мои документы создана именная папка) под именем Таблица1.

См. раздаточный

материал

Обозначение объектов табличного документа

Объект

Обозначение имени объекта

Пример

Столбец

одна или две латинские буквы

A

Строка

Число

5

Ячейка

Состоит из имени столбца и имени строки, на пересечении которых она находится

А5

Диапазон (блок) ячеек, ряд

Состоит из имени верхней левой и нижней правой ячеек, разделенных двоеточием

А2:В8

Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.

Строка – ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.

Столбец – ячейки, расположенные в одном вертикальном уровне.

Диапазон – группа смежных ячеек или одна ячейка.

Задание 4: выделить строку, столбец, ячейку, диапазон ячеек (обратить внимание на изменение адреса текущей ячейки).

3. Форматы данных в ячейке таблицы.

См. раздаточный материал

Ячейка может содержать

ТЕКСТ                                      ЧИСЛО                                  ФОРМУЛУ

Форматы данных в ячейках электронной таблицы

Формат

Основной вид

Пример

Примечание

Текстовый

Любая последовательность символов

Площадь кв. м.

Числовой

Последовательность цифр без пробелов. Знак минус (-) используется для обозначения отрицательного числа. Запятая (,) используется для отделения десятичной части

-3,1

153,92

Можно установить количество отображаемых десятичных знаков

Дата

ЧЧ.ММ.ГГГГ

(Ч-число, М-месяц, Г-год)

20.01.2004

Другие типы:

Январь 2004

20-Янв-2004

Время

ЧЧ:ММ:СС

(Ч-часы, М-минуты, С-секунды)

14:30:25

Другие типы:

 

Процент

Число%

20%

Процент распознается таблицей как число в промежутке [0,1]

Ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ - * /), знак возведения в степень ^, другие функции.

Определите типы данных в определенных ячейках таблицы Демонстрация.

4. Освоение некоторых приемов работы с таблицей (изменение ширины столбца, автозаполнение, ввод числовых данных, формул, автокопирование…) под руководством учителя – учитель выполняет задания на РМП, учащиеся наблюдают через мультимедийный проектор и параллельно выполняют на своих рабочих местах.

  1. Активизировать лист Проба (2й лист в таблице Демонстрация)
  2. Увеличить ширину столбца В в 2 раза, для этого установить курсор на границу между столбцами В и С удерживая ЛКМ, протянуть мышь вправо на желаемую ширину столбца.
  3. Ввести в ячейку А1 число 1, в А2 – 2, используя автозаполнение (выделить диапазон ячеек А1:А2  установить курсор в правый нижний угол выделенного диапазона, курсор при этом принимает вид перпендикулярно пересеченных отрезков (черный крестик) удерживая ЛКМ, протянуть ее до ячейки А7)
  4. Ввести в ячейку В1 текст – понедельник, используя прием автозаполнение, заполнить диапазон ячеек В1:В7.
  5. В колонку С ввести температуру воздуха в соответствующие дни недели (с точностью до 0,1), а в колонку D – температуру воды в море.
  6. В колонку E ввести формулу – определение разницы температур воздуха и воды (=С1-D1), обратить внимание на то, что в строке ввода и редактирования формул и данных мы видим формулу, а в ячейке после ввода (нажатии клавиши или кнопки <ввод>, или при переводе курсора в другую ячейку) – числовое значение – результат вычисления по формуле.
  7. Копирование формулы приемом автозаполнение.
  8. Выделить таблицу и расчертить границы.

  1. Рефлексия

1. Фронтальный опрос по следующим вопросам:

  • Каково назначение и основные возможности электронного табличного процессора Excel? (Ответ: электронный табличный процессор Excel служит для создания табличных документов, произведения в них расчетов и при изменении данных автоматически производит перерасчет по формулам, )
  • Люди каких профессий могут использовать это программное средство? (Ответ: бухгалтеры и экономисты, учителя и завучи для ведения журнала оценок и расчета средних баллов, студенты, ученики, ученые для расчета экспериментальных данных и построения графиков и диаграмм).
  • Как по умолчанию называется файл, созданный средствами электронного процессора Excel и какое расширение имени фала он имеет? (Ответ: Книга1.xls.)
  • В чем сходство и отличие окна Excel и Word? (Ответ: окно приложений MS Office и Excel, и Word имеют заголовок, рабочую область, полосы прокрутки, главное меню, стандартную панель и панель форматирования. Рабочая область Excel отличается тем, что разбита на ячейки, столбцы и строки, кроме этого, документ состоит из нескольких листов, имеется строка, на которой указан текущий адрес, строка ввода и редактирования данных.
  • Назовите объекты табличного документа. (Ответ: таблица (столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек), диаграмма).
  • Какие форматы данных могут быть записаны в ячейке? (Ответ: текст, число, формула)
  • Какой разделительный знак используется при вводе числовых данных десятичная дробь, число, время. (Ответ: десятичная , при записи даты - . при записи времени в качестве разделительного знака используется :)
  • Как вводится в ячейку формула? (Ответ: ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ - * /), знак возведения в степень ^, другие функции.

2. Практическая работа (выполняется самостоятельно под наблюдением учителя, учитель методом наблюдения выясняет характерные затруднения и ликвидирует их)

  1. Откройте табличный процессор Excel
  2. Откройте таблицу Поставки.xls
  3. Используя прием автозаполнение заполните колонки А и В
  4. Увеличьте ширину столбца В в 2 раза
  5. Введите формулу для расчета суммы закупки (Сумма=Количество*Цена), скопируйте ее используя прием автозаполнение
  6. Начертите все границы таблицы (Выделите диапазон ячеек A2:E14 границы  все границы)
  7. Измените цену поставки в сентябре на 11,12, наблюдайте как изменится сумма поставки.

Поставка молока на ММК №1 в 2005 году

Месяц

Количество (в литрах)

Цена

Сумма

1

январь

1234

10,4

12833,6

2

февраль

1345

10,4

13988

3

март

1457

9,6

13987,2

4

апрель

2067

9,8

20256,6

5

май

2456

9,7

23823,2

6

июнь

2789

9,5

26495,5

7

июль

3004

9,5

28538

8

август

2905

9,5

27597,5

9

сентябрь

2890

10,8

31212

10

октябрь

1905

11,6

22098

11

ноябрь

1034

12,2

12614,8

12

декабрь

987

13,25

13077,75

  1. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Дом. задание: конспект в тетради, подготовить данные для табличного документа «Расчет стоимости электроэнергии» - наименование 6 наиболее используемых вами электроприборов, их мощность, приблизительное количество часов работы в месяц (например, телевизор смотрите в среднем 5 часов в день, следовательно в месяц он работает 150 часов, фен – 3 раза в неделю по 0,5 часа, следовательно в месяц он работает 6,5 часов…) На следующем уроке будут рассматриваться вопросы: редактирование и форматирование табличного документа, абсолютная и относительная адресация ячейки.



Предварительный просмотр:

Обозначение объектов табличного документа

Объект

Обозначение имени объекта

Пример

Столбец

одна или две латинские буквы

A

Строка

Число

5

Ячейка

Состоит из имени столбца и имени строки, на пересечении которых она находится

А5

Диапазон (блок) ячеек, ряд

Состоит из имени верхней левой и нижней правой ячеек, разделенных двоеточием

А2:В8

Ячейка может содержать

ТЕКСТ                                      ЧИСЛО                                  ФОРМУЛА

Форматы данных в ячейках электронной таблицы

Формат

Основной вид

Пример

Примечание

Текстовый

Любая последовательность символов

Площадь кв. м.

Числовой

Последовательность цифр без пробелов. Знак минус (-) используется для обозначения отрицательного числа. Запятая (,) используется для отделения десятичной части

-3,1

153,92

Можно установить количество отображаемых десятичных знаков

Дата

ЧЧ.ММ.ГГГГ

(Ч-число, М-месяц, Г-год)

20.01.2004

Другие типы:

Январь 2004

20-Янв-2004

Время

ЧЧ:ММ:СС

(Ч-часы, М-минуты, С-секунды)

14:30:25

Другие типы:

 

Процент

Число%

20%

Процент распознается таблицей как число в промежутке [0,1]

Ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ - * /), знак возведения в степень ^, другие функции.



Предварительный просмотр:

Технологические приемы работы в табличном процессоре EXCEL

Действие

Технология выполнения действия

1

Ввод исходных данных, заголовков столбцов и строк

  1. Щелкнуть мышью в ячейке;
  2. набрать информацию;
  3. нажать Enter или щелкнуть в др. ячейке

2

Ввод формул

  1. Щелкнуть мышью в ячейке;
  2. набрать знак равенства (=);
  3. набрать информацию;
  4. нажать Enter

3

Ввод в формулу относительного адреса ячейки (ссылки)

  1. Установить курсор в нужное место в формуле;
  2. щелкнуть мышью в нужной ячейке (ее адрес появится формуле);

4

Ввод в формулу абсолютного (смешанного) адреса ячейки (ссылки)

  1. Установить курсор в нужное место в формуле;
  2. щелкнуть мышью в нужной ячейке (ее адрес появится формуле);
  3. нажать клавишу F4 (адрес ячейки преобразуется в абсолютный; при дальнейшем нажатии на клавишу F4 адрес преобразуется в смешанный)

5

Изменение формата ячейки

  1. Выделить ячейку или блок;
  2. выполнить команду Формат  Числа;

6

Копирование формулы (Автозаполнение)

  1. Выделить ячейку, в которой записан образец формулы;
  2. навести курсор на маркер автозаполнения в нижнем углу ячейки;
  3. нажав левую кнопку мыши, растянуть рамку на ячейки, в которые надо скопировать формулу

ИЛИ

  1.  Выделить ячейку, в которой записан образец формулы;
  2. выполнить команду Правка  Копировать;
  3. выделить ячейки, в которые надо вставить формулу;
  4. Выполнить команду Правка  Вставить

7

Копирование диапазона

  1.  Выделить диапазон ячеек, в которых записаны образцы формул;
  2. выполнить команду Правка  Копировать;
  3.  выделить диапазон, куда надо вставить формулы;
  4. Выполнить команду Правка  Вставить

ИЛИ

Выполнить аналогичные действия с использованием маркера автозаполнения (см. первый алгоритм действия 6)

8

Правило копирования формул

При копировании формул абсолютные ссылки не меняются, относительные ссылки пересчитываются в соответствии с новым положением ячейки

9

Вставка функций

Выполнить команду Вставка  Функция

10

Ввод в формулу диапазона ячеек (используется в функциях)

Мышью с нажатой кнопкой выделить блок ячеек

11

Создание диаграммы

  1. Выделить блок ячеек с данными, для которых надо создать диаграмму (с заголовками);
  2. выполнить команду Вставка  Диаграмма;
  3. Следовать шагам мастера диаграмм

12

Настройка объектов диаграмм

  1. Щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши;
  2. в контекстном меню выбрать необходимую команду:
  • Формат оси;
  • Формат рядов данных;
  • Формат заголовка;
  • Формат легенды



Предварительный просмотр:

Практическая работа

  1. Откройте табличный процессор Excel.
  2. Откройте таблицу Мои документы\Поставки.xls.
  3. Используя прием автозаполнение заполните колонки А и В.
  4. Увеличьте ширину столбца В в 2 раза.
  5. Введите формулу для расчета суммы закупки. (Сумма=Количество*Цена), скопируйте ее используя прием автозаполнение.
  6. Начертите все границы таблицы (Выделите диапазон ячеек A2:E14 границы  все границы).
  7. Измените цену поставки в сентябре на 11,12, наблюдайте как изменится сумма поставки.

Поставка молока на ММК №1 в 2005 году

Месяц

Количество (в литрах)

Цена

Сумма

1

январь

1234

10,4

12833,6

2

февраль

1345

10,4

13988

3

март

1457

9,6

13987,2

4

апрель

2067

9,8

20256,6

5

май

2456

9,7

23823,2

6

июнь

2789

9,5

26495,5

7

июль

3004

9,5

28538

8

август

2905

9,5

27597,5

9

сентябрь

2890

10,8

31212

10

октябрь

1905

11,6

22098

11

ноябрь

1034

12,2

12614,8

12

декабрь

987

13,25

13077,75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка по информатике 8 класс Тема «Работа с таблицами и списками»

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по информатике, которая может быть использована учителем на уроках информатики для изучения темы «Работа с таблицами и списками» в 8 классах общеобраз...

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока в 5м классе. Тема "Лондон"

Тип урока - системно-обобщающее повторение.Цель урока - развитие навыков диалогической речи.Ученики "путешествуют" по Лондону, в этом им помогает фотографии достопримечательностей на медиаэкране....