«Мышление и его формы. Умозаключение». Практическая работа №7 «Таблицы. Построение диаграмм». 6 класс
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Дать учащимся общее представление об умозаключении как форме мышления. Воспитывать интерес к предмету. Акцентировать внимание учащихся на форме мышления – умозаключении. Сформировать навыки создания таблиц и диаграмм в текстовом процессоре Word.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по информатике 6 класс

Учитель: Кудильчак Галина Георгиевна

ТЕМА УРОКА: «Мышление и его формы. Умозаключение». Практическая работа №7 «Таблицы. Построение диаграмм».

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Дать учащимся общее представление об умозаключении как форме мышления.
  • Воспитывать интерес к предмету.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • учебная:
  • акцентировать внимание учащихся на форме мышления – умозаключении.
  • сформировать навыки создания таблиц и диаграмм в текстовом процессоре Word.
  • развивающая:
  • логическое мышление, внимание, память.
  • развивать кругозор детей.
  • воспитательная:
  • развитие познавательного интереса.

ТИП УРОКА: ознакомление с новым материалом; применение знаний и умений на практике.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. интерактивная доска
  2. презентация
  3. раздаточный материал
  4. песочные часы

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л.  «Информатика: Учебник для 6 класса», Москва, БИНОМ, Лабораторя знаний, 2007г., §2.5, стр.59-61.
  2. Босова Л.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., стр. 222-224.
  3. Босова Л.Л. «Рабочая тетрадь по информатике 6 класс», Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006г.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент. (2 мин)

Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Садитесь.

  1. Изучение новой темы. (7 мин)

В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Большую их часть получаем путём выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Это опосредованные знания. Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.

Дадим ему определение.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений мы по определённым правилам вывода получаем суждение – заключение.

Любое умозаключение состоит из:

· Посылок – исходных суждений, из которых выводится новое суждение.

· Заключения – нового суждения, полученного логическим путём из посылок.

· Вывода – логического перехода от посылок к заключению.

Например: /слайд 4/

Исходное суждение – если все воробьи - птицы

посылка – а все птицы – животные

полученное суждение – заключение – то все воробьи являются животными.

Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. /слайд 5/

Умозаключения делятся на следующие виды: /слайд 6/

Дедуктивные, Индуктивные, По аналогии.

  1. Дедуктивные умозаключения – это такие умозаключения, в которых переход от общего знания к частному является логически необходимым. При этом от истинных посылок оно всегда ведёт к истинному заключению. Итак, дедукция – это переход от общего к частному. Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае. /слайд 7/

(Различают: непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения.

- непосредственное умозаключение - выводится из одной посылки /слайд 8/

- Опосредованное заключение (выводится из нескольких посылок)

  1. Индуктивные – Индукция – переход от частного к общему. Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то делается вывод, что оно справедливо и во всех остальных. /слайд 9/

  1. По аналогии - Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основании сходства в признаках с другим предметом. /слайд 10/

Физкультминутка. (1мин)

3.Закрепление нового материала (3 мин)

1.Что мы понимаем под  умозаключением?

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одной или нескольких утверждений получается новое утверждение.

2.Какие виды умозаключений вам известны?

Дедуктивные, Индуктивные, По аналогии.

4.Задание на дом:

§ 2.5, Р/т № 36–38, стр. 73-74

5.Практическая работа (20 мин)

6.Подведение итогов и выставление оценок (2 мин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мышление и его формы. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Слайд 2

Цель урока: Дать учащимся общее представление об умозаключении как форме мышления. Воспитывать интерес к предмету.

Слайд 3

Задачи: учебная: акцентировать внимание учащихся на форме мышления – умозаключении. сформировать навыки создания таблиц и диаграмм в текстовом процессоре Word . развивающая: логическое мышление, внимание, память. развивать кругозор детей. воспитательная: развитие познавательного интереса.

Слайд 4

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение Исходное суждение - посылка Полученное суждение - заключение Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными.

Слайд 5

Питьевую воду, которую мы берем из непроверенного источника, необходимо кипятить. В походе нет возможности проверить качество воды в обнаруженном источнике. Следовательно, в походе необходимо кипятить воду. Оформление умозаключений

Слайд 6

Виды умозаключений ДЕДУКТИВНЫЕ ИНДУКТИВНЫЕ ПО АНАЛОГИИ

Слайд 7

Дедукция – переход от общего к частному. Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае. Все перепончатокрылые – насекомые. Все пчелы – перепончатокрылые. Все пчелы – насекомые. Различают непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения.

Слайд 8

Если у человека повышена температура, то он болен. У этого человека температура не повышена. Этот человек не болен . Непосредственное умозаключение (выводится из одной посылки) Опосредованное заключение (выводится из нескольких посылок) Всякая клубника – ягода . Некоторые ягоды – клубника .

Слайд 9

Индукция – переход от частного к общему. Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то делается вывод, что оно справедливо и во всех остальных. Все моржи – водные млекопитающие. Все ушастые тюлени – водные млекопитающие. Все настоящие тюлени – водные млекопитающие. Моржи, ушастые тюлени, настоящие тюлени представляют семейство ластоногих. Все ластоногие – водные млекопитающие.

Слайд 10

Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основании сходства в признаках с другим предметом. Сходство ландшафта местности, где была найдена нефть, с ландшафтом местности, где идет геологоразведка, позволяет высказать предположение, что и во втором случае в недрах имеется нефть.

Слайд 11

Закрепление материала Что мы понимаем под умозаключением? Какие виды умозаключений вам известны? Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одной или нескольких утверждений получается новое утверждение Дедуктивные, Индуктивные, По аналогии.

Слайд 12

Задание на дом: § 2.5 Р/т № 36–38, стр. 73-74

Слайд 13

Практическая работа.



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Задание №1

  1. Откройте текстовый файл Задача 4.doc (Рабочий стол \ Информатика 6класс \ Заготовки):

Тихий океан имеет площадь 179 млн км2, Атлантический - 93 млн км2, Индийский - 75 млн км2 и Северный Ледовитый - 13 млн км2.

2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:

Океан

Тихий

Атланти-ческий

Индийский

Северный Ледовитый

Площадь (млн. км2)

179

93

75

13

  1. По таблице постройте круговую диаграмму «Площади океанов». Предусмотрите вывод названия диаграммы, легенды и выраженный в процентах вклад каждого океана в воды Мирового океана (команда Параметры диаграммы).

  1. Сохраните файл в собственной папке под именем Океаны и закройте программу.

Задание №2

  1. Откройте текстовый файл Задача5. doc (Рабочий стол \ Информатика 6класс \ Заготовки):

Суша на Земле распределена следующим образом: леса занимают площадь 57 млн км2, степи - 24 млн км2, тундры, пустыни и болота - 54 млн км2 и пашня - 15 млн км2.

  1. На основании этой информации создайте и заполните таблицу и постройте диаграмму. Тип диаграммы выберите самостоятельно.

Суша

леса

степи

тундры, пустыни и болота

пашня

Площадь (млн км2)

57

24

54

15

Суша

Площадь (млн км2)

леса

57

степи

24

тундры, пустыни и болота

54

пашня

15

  1. Сохраните файл в собственной папке под именем Суша и закройте программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная практическая работа по теме «Построение диаграмм различных типов»

Проверочная практическая работа по теме «Построение диаграмм различных типов» 10 классРабота предназначена для выполнения в электронных таблицах....

«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»

Конспект открытого урока«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»Тип урока: урок-практикум....

Практическое задание №16 Тема: Построение диаграмм.

Практическое задание №16Тема: Построение диаграмм. ...

Практическая работа по информатике "Построение диаграмм в MS Excel"

Практическая работа по информатике "Построение диаграмм"...

Интегрированный урок по теме "«Наука. Научный комплекс. Электронные таблицы. Построение диаграмм»

Интегрированный урок географии и информатики в 9 классе по теме "«Наука. Научный комплекс. Электронные таблицы. Построение диаграмм»...

Практическая работа по географии в 6 классе «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды».

Программная практическая работа для анализа графика ветра, диаграмм облачности и осадков с вопросами для выводов....

Практическая работа на тему "Построение графиков и диаграмм"

Практическая работа на тему "Построение графиков и диаграмм" нацелена на закрепление  и усовершенствованние полученных знаний  работы в программе Microsoft Excel...