Построение графиков функции в табличном редакторе Excel
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Семенова Ирина Викторовна

Материал представляет собой разработку урока по теме "Построение графиков функции в табличном редакторе Excel". В Приложении 1 - дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, в Приложении 2 -  Проверочная работа по данной теме с элементами исследовательско-поискового метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Построение графиков в табличном редакторе

MS EXCEL»

Цели урока:

1. Образовательные

  • Практическое применение усвоенного материала;
  • Знание общих принципов работы табличного процессора Excel
  • Умение составить программу для решения конкретной задачи;
  • Приобретение навыков в составлении таблиц разного типа
  • Построение графиков алгебраических функций.

2. Развивающие

  • Развитие исследовательской и познавательной деятельности
  • Воспитать творческий подход к работе, желание экспериментировать.

3. Воспитательные

  • Формирование аккуратности при работе с компьютером.
  • Умение выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать ее и оформить.
  • Умение применять знания для решения различного рода задач.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.): постановка темы.

2.
Проверка знаний - общего вида алгебраических функций: линейная, квадратичная и обратная;              

                                  - принципов работы табличного процессора, правил записи содержимого ячеек, эффектов оформления (5 мин.).

3.
Постановка целей урока и знакомство с формой занятия (2 мин.).

4.
Изучение нового материала - Каждый ученик выполняет общую задачу: работает с электронной таблицей, по указанному алгоритму выполняет построение графиков, проверяет правильность математических расчетов. (15 мин) - Приложение 1

5. Закрепление материала и решение задач на построение  и исследование поведения функции (12 мин) -  Приложение 2

5. Проверка выполнения заданий.

6. Домашнее задание (2 мин.): в тетради описать основные шаги построения нескольких графиков на одном листе диаграммы.


7. Подведение итогов урока, выставление оценок (4 мин.)
 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Построение графиков в табличном редакторе MS EXCEL » учитель информатики МБОУ «СОШ №2» г. Новокузнецка Семенова Ирина Викторовна

Слайд 2

Цели урока: Образовательные Знание общих принципов работы табличного процессора Excel ; Умение составить программу для решения конкретной задачи; Приобретение навыков в составлении таблиц разного типа; Построение графиков алгебраических функций. Развивающие Развитие исследовательской и познавательной деятельности; Воспитание творческого подхода к работе. Воспитательные Умение выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать ее и оформить. Умение применять знания для решения различного рода задач.

Слайд 3

Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=ax² + bx+c , где х - независимая переменная , a , b и с -некоторые числа (причём а≠0).

Слайд 4

Графиком квадратичной функции является парабола , ветви которой направлены вверх (если а >0 ) или вниз (если а < 0). Например: у= 2 х ² +4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=2, а > 0 ). у= -7 х ² -х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-7, а < 0 ). у 0 х у 0 х

Слайд 5

Чтобы построить график функции надо: Заполнить таблицу значений функции: Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой. В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х. Например, следующим образом: *- посчитать значение функции в выбранных значениях х. Пример: у = х ² -2х-3 А(1;- 4) – вершина параболы х =1 – ось симметрии параболы. Составим таблицу значений функции: Х m -2 m -1 m m +1 m +2 у * * n * * Х - 1 0 1 2 3 у 0 - 3 - 4 - 3 0

Слайд 6

У 4 у = х ² -2х-3 3 2 1 -4 -3 -2 -1 0 -1 1 2 3 4 5 6 х -2 -3 -4 -5 Чтобы построить график функции надо: 4. Построить график функции: - отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией. х -1 0 1 2 3 у 0 -3 -4 -3 0

Слайд 7

Сформулируйте определение квадратичной функции. Что представляет собой график квадратичной функции? Куда могут быть направлены ветви параболы и от чего это зависит? В какой последовательности нужно строить график квадратичной функции? Попробуйте ответить на контрольные вопросы:



Предварительный просмотр:

Построение графика    у =

в ячейке А4 напишите  х;

ячейки  А5:А25  заполните рядом чисел от -2 с шагом 0,2;

в ячейку В4 запишите у1;

в ячейку В5 запишите формулу  вычисления значения функции   = 0,5*А5+1  

и растяните ее вниз;

постройте график:  

  • выделите диапазон В5:В25;
  • запустите мастер диаграмм
  • 1 шаг – вкладка Нестандартные, тип Гладкие графики;
  • 2 шаг – вкладка Ряд, подписи оси Х А5:А25;
  • 3 шаг – уберите легенду;
  • 4 шаг – разместите диаграмму на этом же листе.

Составим формулу в общем виде:

  • заполните ячейки А1:В3                      А          В

                                                               1    а=         0,5      

                                                               2    в=         1

                                                               3    с=

  • дайте имена ячейкам В1  - а1,  В2  - в1;
  • измените формулу в диапазоне В5:В25        = а1*А5+в1;
  • проверьте работу формулы, изменив значения коэффициентов. А          В

                                                                                                             1    а=         -2     

                                                                                                             2    в=         1

Добавление графика квадратичной функции:

В столбце С создайте формулу для построения квадратичной функции и добавьте

этот график в ту же диаграмму:   С1: -1; С2: 0,5; С3: 2;  С4: у2 и т. д.

  • выделите область диаграммы;
  • выполните Диаграмма - Добавить данные…
  • в окне Новые данные введите диапазон С5:С25, выделив его мышкой, Ok.

Добавим график функции  у = 

введите в ячейку D1 (имя - а3): 4 ;

аналогично постройте ряд значений у3 и постройте график обратной функции

Построение графика    у =

в ячейке А4 напишите  х;

ячейки  А5:А25  заполните рядом чисел от -2 с шагом 0,2;

в ячейку В4 запишите у1;

в ячейку В5 запишите формулу  вычисления значения функции   = 0,5*А5+1  

и растяните ее вниз;

постройте график:  

  • выделите диапазон В5:В25;
  • запустите мастер диаграмм
  • 1 шаг – вкладка Нестандартные, тип Гладкие графики;
  • 2 шаг – вкладка Ряд, подписи оси Х А5:А25;
  • 3 шаг – уберите легенду;
  • 4 шаг – разместите диаграмму на этом же листе.

Составим формулу в общем виде:

  • заполните ячейки А1:В3                      А          В

                                                               1    а=         0,5      

                                                               2    в=         1

                                                               3    с=

  • дайте имена ячейкам В1  - а1,  В2  - в1;
  • измените формулу в диапазоне В5:В25        = а1*А5+в1;
  • проверьте работу формулы, изменив значения коэффициентов. А          В

                                                                                                             1    а=         -2     

                                                                                                             2    в=         1

Добавление графика квадратичной функции:

В столбце С создайте формулу для построения квадратичной функции и добавьте

этот график в ту же диаграмму:   С1: -1; С2: 0,5; С3: 2;  С4: у2 и т. д.

  • выделите область диаграммы;
  • выполните Диаграмма - Добавить данные…
  • в окне Новые данные введите диапазон С5:С25, выделив его мышкой, Ok.

Добавим график функции  у = 

введите в ячейку D1 (имя - а3): 4 ;

аналогично постройте ряд значений у3 и постройте график обратной функции



Предварительный просмотр:

Исследуйте поведение графика функции у = х2 + b на отрезке [-4;4] при изменении значений коэффициента b.

указание: формула функции создана с помощью редактора формул

Исследуйте поведение графика функции при изменении значения коэффициента a, m и n.

указание: формула функции создана с помощью редактора формул

Исследуйте поведение графика функции у = kx2 на отрезке [-4;4] при изменении значения коэффициента k.

указание: формула функции создана с помощью редактора формул

Исследуйте поведение графика функции при изменении значения коэффициента a, m и n.

указание: формула функции создана с помощью редактора формул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом."

Конспект бинарного урока по алгебре и информатике.. Данный урок позволяет проверить знания учащихся по теме"Функция. График функции. Описание свойств функции, заданной графически". По информатике на у...

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Построение графиков в табличном редакторе Excel

На данном уроке учащиеся учатся строить графики математических функций в среде табличного процессора Excel....

«Построение графиков функций в приложении MS Excel»

Презентация  к уроку информатики. 9 класс....

Построение графиков функций в электронной таблице EXCEL

Урок предназначен для закрепления и формирования  практических навыков при работе с графиками в электронной таблице. Актуализирования теоретических знаний и отработки  навыков на практически...

Построение графика функции в табличном процессоре MS Excel

Данная презентация может использоваться на урках  математики и информатики...