Рабочая программа по Информатике и ИКТ 9 кл
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему

Тарасова Ольга Сергеевна

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 9 кл   для обучающихся по учебнику Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_i_ikt_8_klass.doc151 КБ
Microsoft Office document icon informatika_i_ikt_9_klass.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы  - 8 класс

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса МОУ «Гимназия» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям  и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой. и А.Ю. Босовой.  

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели курса

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

Задачи курса:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;
  • уверенное оперирование понятиями и методами информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
  • эффективная работа с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;
  • обеспечение  индивидуальной информационной среды и защиты значимой информации, обеспечение личной  информационной безопасности.

Количество учебных часов:

Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год. Контрольных работ – 4.

В ходе обучения учащиеся должны знать как:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.
  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Уметь:

  • кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • упорядочивать информацию в личной папке;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
  • сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);


Список литературы.

Учебно – методические средства обучения и контроля.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • Л.Л. Босова., А.Ю.Босова  «Информатика и ИКТ»  учебник для  8 класса,  – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
  • рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г;
  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

Дополнительно

  1. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Информатика. Задачник – практикум в 2 т.  7 – 11 классы. М:, Бином Лаборатория Базовых знаний, 2012 г.
  2. Щикот С.Е. Комплексные тестовые упражнения по информатике. Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
  3. Е.М. Зорина ГИА 2013 Информатика – тематические тренировочные задания. М: Эксмо 2012г.
  4. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО
  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
  4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                        «Информатика и ИКТ» 8 класс

2013-2014 учебный год

1 полугодие

урока

Дата проведения
урока

Тема урока

Кол-во час

Коррекция
учебного
материала

Формирование
основных понятий

Виды деятельности

Примечание

(ЦОР)

Домашнее задание

1

2.09

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Информация и её свойства

1

Информация, сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал. Виды информации, свойства информации

Беседа, лекция,

Презентация 1.1

Введение
§1.1.

2

9.09

Представление информации

1

Знак, знаковая система, естественные языки. формальные языки, формы представления информации

Беседа, лекция,
тренир. упр.

Презентация 1.2

§1.2.

3

16.09

Дискретная форма представления информации. Двоичное кодирование.

1

Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода

лекция, тренир. упр

Презентация 1.3

§1.3.

4

23.09

Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации.

1

Бит, информационный вес символа, информационный объём сообщения,

Беседа, лекция,
тренир. упр., решение задач

Презентация 1.4

§1.4.

5

30.09

Информационные процессы. Обработка информации.

1

Информационные процессы, информационная деятельность, сбор информации, обработка информации, хранение информации, носитель информации, передача информации, источник, канал связи, приёмник

лекция,
тренир. упр.

Презентация 1.5

§1.5.1-1.5.3

6

7.10

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

1

Беседа, лекция,
тренир. упр., решение задач

Презентация 1.5

§1.5.4-1.5.6

7

14.10

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

WWW – Всемирная паутина,
Web-страница, Web- сайт, браузер, поисковая система, поисковый запрос.

Беседа, лекция,
тренир. упр.

Презентация 1.6

§1.6

8

21.10

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №1: «Информация и информационные процессы».

1

повторение
контр раб 

9

11.11

Основные компоненты компьютера и их функции

1

Компьютер, процессор, память, устройства ввода информации, устройства вывода информации

Анализ К.р

 Лекция , работа с учебником

Презентация 2.1

§2.1.1- 2.1.2

10

18.11

Персональный компьютер.

1

Персональный компьютер, системный блок, материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жёсткий диск, внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки.
Компьютерная сеть, сервер, клиент

Лекция
работа с учебником.

Презентация 2.2

§2.2,

11

25.11

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

Программа, программное обеспечение, системное ПО, прикладное ПО, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа, приложения общего назначения, приложения специального назначения

Лекция
работа с учебником.

Презентация 2.3

§2.3.1 – 2.3.2

12

2.12

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

Лекция
работа с учебником.

Презентация 2.3

§2.3.3- - 2.3.4

13

9.12

Файлы и файловые структуры

1

Логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла

Лекция
практ раб.

Презентация 2.4

§2.4

14

16.12

Пользовательский интерфейс

1

Пользовательский интерфейс, командный интерфейс, графический интерфейс, основные элементы графического интерфейса, индивидуальное информационное пространство

Лекция
работа с учебником.

Презентация 2.5

§2.1 - 2.5

15

23.12

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №2: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

Повторение
контрольная работа


2 полугодие

урока

Дата проведения
урока

Тема урока

Кол-во час

Коррекция
учебного
материала

Формирование
основных понятий

Виды деятельности

Примечание

(ЦОР)

Домашнее задание

16

13.01

Формирование изображения на экране компьютера

1

Пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая  модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана.

лекция,
практ. раб

Презентация 3.1

§3.1

17

20.01

Компьютерная графика

1

Графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, форматы графических файлов

лекция,
практ. раб

Презентация 3.2

§3.2.1 -  3.2.4

18

27.01

Создание графических изображений

1

Графический редактор: растровый и векторный, интерфейс графических редакторов, палитра и инструменты графических редакторов, графические примитивы.

лекция,
практ. раб

Презентация 3.3

§3.3

19

3.02

Обобщение и систематизация основных понятий темы Контрольная работа №3: «Обработка графической информации».

1

Повторение,

Контр.раб.

§3.1-§3.3

20

10.02

Текстовые документы и технологии их создания

1

Документ, текстовый документ, структурные элементы  и технология подготовки текстовых документов, текстовый редактор, текстовый процессор

Анализ контр. раб

лекция,
тренир. упр.

Презентация 4.1

§4.1

21

17.02

Создание текстовых документов на компьютере

1

Набор текста, клавиатурный тренажёр, редактирование текста, режим  вставки/замены, проверка правописания, поиск и замена, фрагмент, буфер обмена

лекция,
практ. раб.

Презентация 4.2

§4.2

22

24.02

Прямое форматирование

1

Форматирование, шрифт, размер, начертание, абзац, выравнивание, отступ первой строки, межстрочный интервал, стиль, параметры страницы.

лекция,
практ. раб.

Презентация 4.3

§4.3

23

3.03

Стилевое форматирование

1

лекция,
практ. раб.

Презентация 4.3

§4.3

24

10.03

Визуализация информации в текстовых документах

1

Нумерованные, маркированные, многоуровневые списки, таблица, графические изображения

лекция,
практ. раб.

Презентация 4.4

§4.4

25

17.03

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

Программы распознавания документов, компьютерные словари, программы переводчики.

Лекция
работа с учебником,
тренир. упр.

Презентация 4.5

§4.5

26

31.03

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

Кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, информационный объём текста

Лекция
работа с учебником.

Презентация 4.6

§4.6

27

7.04

Оформление реферата «История вычислительной техники»

1

Практ. раб.

§4.1-§4.6

28

14.04

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №4: «Обработка текстовой информации».

1

Повторение,
контр. раб.

29

21.04

Технология мультимедиа.

1

Технология мультимедиа, мультимедийные продукты, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения

Анализ конт. раб

лекция,
практ. раб.

Презентация 5.1

§5.1

30

28.04

Компьютерные презентации

1

Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон презентации, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффект анимации

лекция,
практ. раб.

Презентация 5.2

§5.2

31

5.04

Создание мультимедийной презентации

1

Практич. раб.

32

12.04

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».

1

Повторение

§5.1 - §5.2

33

19.05

Основные понятия курса. Проверочная работа

1

тестирование

34

26.05

Резервный урок

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса МОУ «Гимназия» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,  примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям  и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели курса:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи курса:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Количество учебных часов:

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часов в год. Контрольных работ – 5.

 В ходе обучения учащиеся должны:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
  • определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;
  • анализировать логическую структуру высказываний;
  • анализировать простейшие электронные схемы.
  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.
  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Уметь:

 

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения.
  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать однотабличные базы данных;
  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
  • сортировка элементов массива  и пр.
  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
  • строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.
  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-странички,  включающей графические объекты;
  • проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.

Список литературы.

Учебно – методические средства обучения и контроля.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ»  Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
  • рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г;
  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

Дополнительно

  1. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Информатика. Задачник – практикум в 2 т.  7 – 11 классы. М:, Бином Лаборатория Базовых знаний, 2012 г.
  2. Щикот С.Е. Комплексные тестовые упражнения по информатике. Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
  3. С.М. Авдошин и др. Учебно-справочные материалы для 9 класса. Информатика ГИА. Итоговый контроль  Москва-Санкт-Петербург: Просвещение, 2012г.
  4. Е.М. Зорина ГИА 2013 Информатика – тематические тренировочные задания. М:Эксмо 2012г.
  5. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО
  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
  4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Информатика и ИКТ» 9 класс (б,в,с)

2013-2014 учебный год

1 полугодие

урока

Дата
проведения
урока

Тема урока

Кол-во час

Коррекция
учебного
материала

Формирование
основных понятий

Виды деятельности

Примечание

(ЦОР)

Домашнее задание

1,2

4.09

Техника безопасности и организация рабочего места
Цели изучения курса информатики и ИКТ.

Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления.

2

Информатика; ИКТ; информационное общество

Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления;

Беседа, лекция,
тренир. упр
.

презентация «Информатика и ИКТ»

презентация «Системы счисления»

§1.1  (п до 1.1.3)

3,4

11.09

Двоичная арифметика Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

2

Двоичная арифметика; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления

Беседа, лекция,
тренир. упр
.
Индивидуальный, фронтальный опрос

презентация «Системы счисления»

§1.1  (п1.1.3-1.1.4, 1.1.6.)

5,6

18.09

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

2

Способы перевода из2 с.с. в 8-ю и 16 с.с и обратно

Беседа, лекция,
тренир. упр
.

Индивидуальный, фронтальный опрос

тест (10 мин)

презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.1.1.5)

7,8

25.09

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел

2

Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком
Представление вещественных чисел; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок

Тренир. упр
Тест по теме «Системы счисления»

презентация «Представление информации в компьютере»

§1.2

9,10

2.10

Высказывание.  Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений.

2

Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики

Беседа, лекция,
тренир. упр
.

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3.1, 1.3.2

11,12

9.10

Построение  таблиц истинности для логических выражений.

Свойства логических операций

2

лекция,
тренир. упр
.

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3.3, 1.3.4

13,14

16.10

«Логические законы и правила преобразования логических выражений»
Решение логических задач.

2

Индивидуальный, фронтальный опрос

презентация «Элементы алгебры логики

§1.3.4, 1.3.5

15,16

23.10

Логические элементы

Обобщение и систематизация основных понятий темы

Контрольная работа №1: «Математические основы информатики».

2

Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема

Тренир. упр
повторение
контр раб

презентация «Элементы алгебры логики

§1.3. 6

17,18

6.11

Моделирование как метод познания

Классификация  информационных моделей

2

Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей

Словесные модели, математические модели, компьютерные модели

Анализ К.р
лекция

презентация «Моделирование как метод познания»

§2.1.1- 2.1.3

19,20

13.11

Знаковые модели (словесные, математические, компьютерные математические

2

Лекция
практическая раб

Презентация «Знаковые модели»

§2.2,

21,22

20.11

Графические информационные модели.

2

Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево

Лекция
практическая раб

Презентация «Графические модели»

§2.3

23,24

27.11

Табличные информационные модели.

2

Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект»

Лекция
практическая раб

Презентация «Табличные информационные модели»

§2.4

25,26

4.12

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

2

Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ

лекция,
тренир. упр
.

Презентация 

«База данных как модель предметной области»

§2.5.1. 2.5.2

27,28

11.12

Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

2

СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет

Лекция
практическая раб

Презентация «Система управления базами данных»;

§2.6.1 -2.6.4

29,30

18.12

Обобщение и систематизация основных понятий темы.

Контрольная работа №2: «Моделирование и формализация».

2

Повторение, контрольная раб.

31,32

25.12

Алгоритмы и исполнители
Способы записи алгоритмов

2

Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма

Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык

Анализ К.р

лекция,
тренир. упр
., решение задач

Презентация «Алгоритмы и исполнители»

Презентация «Способы записи алгоритмов»

§3.1, 3.2


2 полугодие

урока

Дата
проведения
урока

Тема урока

Кол-во час

Коррекция
учебного
материала

Формирование
основных понятий

Виды деятельности

Примечание

(ЦОР)

Домашнее задание

33,34

15.01

Объекты алгоритмов.

Алгоритмическая конструкция «следование». «ветвление».

Полная и  сокращённая форма ветвления. Практическая работа «Построение алгоритмической конструкций «следование», «ветвление»

2

Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица. Следование, линейные алгоритмы. Ветвление, разветвляющийся алгоритм.

Повторение, циклические алгоритмы

лекция,
практич. работа

Презентация «Объекты алгоритмов.

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление

§3.2 -§3.4.2

35,36

22.01

 Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений.

 Практическая работа  «Построение циклических алгориммов»

2

лекция,
практич. работа

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4.3

37,38

29.01

Конструирование алгоритмов.

Алгоритмы управления.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Практическая работа «Построение алгоритмов управления»

2

Последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм Управление, алгоритм управления, обратная связь

лекция, беседа -повторение

практич. работа

Презентации
«Конструирование алгоритмов» , «Алгоритмы управления»

§3.4 -§3.6

Повт. Гл 3

39,40

5.02

Контрольная работа №3 «Основы алгоритмизации»

Общие сведения о языке программирования Паскаль

2

Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания

Контр. раб

лекция.

«Общие сведения о языке программирования Паскаль

§4.1

41,42

12.02

Организация ввода и вывода данных. Программирование как этап решения задачи на компьютере. Программирование линейных алгоритмов.

2

Оператор вывода writer, формат вывода, оператор ввода read.

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование

Аеализ  конт раб.

Лекция, тренир. упр

Презентация «Организация ввода и вывода данных»

Презентация «Программирование как этап решения задачи на компьютере»

§4.2 - 4.4

43,44

19.02

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа: разветвляющиеся алгоритмы

2

Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных

лекция,
практич. работа

Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

§4.5

45,46

26.02

Программирование циклов. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа: циклические алгоритмы

2

While (цикл –ПОКА),  repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром)

лекция,
практич. работа

Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6

47,48

5.03

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Вычисление суммы элементов массива Практическая работа: обработка массива

2

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

лекция,
практич. работа

Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7

49,50

12.03

Сортировка и  последовательный поиск в массиве. Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль Практическая работа: сортировка в массиве

2

лекция,
практич. работа

Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

Презентация «Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

§4.7, 4.8

51,52

2.04

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа№4«Начала программирования».

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

2

Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга

повторение

интерактивный тест «Начала программирования» или тест к главе 4

Презентация «Электронные таблицы»

§5.1

53,54

9.04

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работ: вычисления в таблицах

2

Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция

Анализ к.р.

лекция,
практич. работа

Презентация «Организация вычислений»

§5.2 (п.1)

55,56

16.04

Встроенные функции. Логические функции. Сортировка и поиск данных. Практическая работа  «Использование встроенных функций, сортировка и поиск данных»

2

Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция, сортировка, поиск (фильтрация).

лекция,
практич. работа

Презентация «Организация вычислений»

§5.2 (п.2,3)

57,58

23.04

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа:  «Построение диаграмм и графиков»

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

2

диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории

лекция,
практич. работа

обобщение и закрепление

основных понятий,
проверочная работа.

Презентация «Средства анализа и визуализации данных»

§5.3

59,60

30.04

Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

2

Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть

Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР

лекция

Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети» Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет»

§6.1 - §6.2

61,62

7.05

Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

2

Всемирная паутина, универсальный указатель  ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль

лекция

Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернет»

§6.3

63,64

14.05

Технологии создания сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Практическая работа «Оформление и размещение сайта в Интернете»

2

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

лекция,
практич. работа

Презентация «Создание Web-сайта

§6.4

65,66

21.05

Обобщение и систематизация основных понятий . Контрольная работа №5 «Коммуникационные технологии».

2

Контр. раб

67,68

Резервный урок

2

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...