Организация проектной деятельности на уроках информатики
статья (информатика и икт) на тему

Колокольцева Ольга Арнольдовна

Доклад на педагогических чтениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Скажи мне и я забуду. 

Покажи мне и я запомню. 

Дай мне действовать самому, и я научусь. 

Китайская мудрость 

Современность остро ставит вопрос о смене педагогической парадигмы, внесении в массовое сознание нового понимания сущности образовательной деятельности. И в этом направлении уже много сделано.

Динамика общественного развития набрала темп. От человека требуется не только способность усваивать и переносить накопленный человечеством опыт в условия его собственной жизнедеятельности, но и готовность пойти на риск, действовать в нестандартных ситуациях. «Сегодня все труднее быть ребенком и становиться взрослым, потому что условия социализации и условия жизни становятся все более импульсивными, нестабильными и необъятными».

Выполняя социальный заказ общества, школе требуются такие методы обучения, организация учебной деятельности, стиль взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса, при которых выпускник современной школы владеет основными умениями:

• Ответственность и адаптируемость  – умение нести ответственность и проявлять гибкость в личной и общественной сферах, в трудовой деятельности; устанавливать высокие стандарты и цели для себя и других и соответствовать им.

Коммуникативные умения  – умение осуществлять эффективные коммуникации в устной, письменной и мультимедийной формах в разнообразных контекстах

Творческий потенциал и любознательность – умение разрабатывать, осуществлять и передавать новые идеи, познавательная активность

Критическое мышление – умение здраво рассуждать в ситуациях сложного выбора, понимать взаимосвязи между системами

Информационные и мультимедийные умения – умение находить, обрабатывать, анализировать, оценивать и использовать информацию, применять мультимедиа для представления информации

Сотрудничество и взаимодействие – умение продуктивно работать в команде, быть лидером; адаптироваться к различным ролям и обязанностям; сопереживать; уважать различные взгляды

Постановка и решение проблемы – умение выявить, проанализировать и решить проблему

Саморазвитие – умение выявлять собственные потребности в сфере обучения, находить требуемые ресурсы, заниматься самообразованием; повышение квалификации

Социальная ответственность – умение учитывать социальные интересы при принятии решений; этичное поведения в личной сфере, на рабочем месте и в коллективе


Мышление педагогов также претерпело изменение. Появились новые педагогические подходы и способы обучения.

В арсенале мировой и отечественной педагогики одним из эффективных методов обучения, способствующих максимальному развитию личности учащегося, является проектно-исследовательский метод обучения.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума. Многие их них можно квалифицировать как образовательные технологии.

Развитие исследования в сфере образования, его применение в качестве основы при построении образовательных технологий дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель проектно-исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.


Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Самое решающее звено этой деятельности - учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Интеллектуальным продуктом исследования является творческая работа учащегося.

При организации проектно-исследовательской деятельности нужно формировать следующие элементы: 

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого инструментария, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Можно оценивать: 

-степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

-степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

-практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

-количество новой информации использованной для выполнения проекта;

-степень осмысления использованной информации;

-уровень сложности и степень владения использованными методиками;

-оригинальность идеи, способа решения проблемы;

-осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

-уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

-владение рефлексией;

-творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

-социальное и прикладное значение полученных результатов.

В своей работе я иду по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок.

Наиболее прочные знания по использованию программных средств учащиеся получают в результате практической работы за компьютером при решении задач. Сейчас появилось большое количество практикумов, задачников, тетрадей по информатике, на ряду с этим я стараюсь разрабатывать свои задания и практические работы. Знания и умения, приобретенные и отработанные в упрощенных условиях, активизируются и соединяются при выполнении самостоятельного итогового проекта. То есть все практические задания — кирпичики, необходимый материал будущих проектов.

За последнее время сложились оптимальные формы и методы организации проектной деятельности учащихся:

  • выполнение проектов в малых группах;
  • закрепление материала по конкретной теме в виде творческого задания и итоговое повторение в форме проекта;
  • использование “типовых” учебных проектов. Примеры!

Особо можно говорить о  применение мультимедиа-проекта в учебном процессе. На мой взгляд, он играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

Работа над мультимедийным проектом осуществляется на уроках информатики во всех классах, где идет преподавание предмета.

Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Следует отметить, что тема проектной работы должна быть практически выполнимой, вызывать живой интерес участников проекта. Приведем примеры некоторых мультимедийных проектов, выполненных учащимися ………

Практика создания творческих проектов с использованием мультимедиа позволяет учащимся осваивать новые задачи, требующие разработку пользовательского интерфейса, ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, вставку видео, графики, анимации, гипертекста. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у учащихся знаний и приемов формируются новые.

Работа над проектом начинается с формулировки проблемы, обоснования ее социальной и практической значимости, а также выдвижения гипотез ее решения. Следующий этап - планирование работы, распределение обязанностей между разработчиками проекта, определение в выборе инструментальных сред для выполнения проекта. При этом учащимся отводится главная роль в планировании и проведении работы, а также в формировании исследовательской группы и выработке систем внутригруппового управления.

Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. Поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудиокассетами по различным учебным предметам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков. (сканирование иллюстраций, интеграция объектов из различных программ и т. д.). Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты на итоговых уроках. Это в свою очередь требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументированно  отстаивать собственную позицию.

Работа над мультимедийным проектом, а она преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

В преподавании информатики и ИТ метод проектов исключительно уместен. В урочную систему могут быть включены элементы проектной деятельности. Совмещение традиционного и личностно-ориентированного типов обучения наиболее полно соответствует современной концепции преподавания информатики в школе, как фундаментальной науки и признания ее высокого развивающего потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ"

В условиях внедрения ФГОС второго поколения, на современном этапе развития информационного общества ценность знания самого по себе как цели образования утрачена. Знание становится не целью, а средство...

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....

Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательной школе.

Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательной школе....

Организация проектной деятельности на уроках информатики

Выступление на семинаре информатиков города по проектной деятельности. Теоретические основы по теме, а также предъявление собственного опыта работы на уроках информатики....