Учебная программа по информатике для 8-9 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Малютина Елена Владимировна

Учебная программа по информатике для 8-9 класса общеобразовательной школы. Программы на основе учебников и программ И.Г.Семакина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semakin_8-9.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление

Пояснительная записка        

Учебно-тематическое планирование        

8 класс        

9 класс        

Содержание образовательной программы        

8 класс        

9 класс        

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе        

Учебно-методическое обеспечение, аппаратно-программная поддержка курса        

Интернет-ресурсы        

Приложения        

8 класс        

Домашние задания        

Практические задания для выполнения на компьютере        

Итоговое тестирование по  разделу « Первое знакомство с компьютером»        

9 класс        

Домашние задания        

Практические задания для выполнения на компьютере        

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»        

Темы творческих заданий, проектов        


Пояснительная записка

Основная цель курса:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью  компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.

Основная задача курса:

 подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Курс рассчитан в соответствии с федеральным компонентом Базисного учебного плана на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы в объёме 105 учебных часов.

Формы проведения занятий:

Классно-урочная

Методы:

Практические методы, самостоятельная работа.

Курс реализуется  с использованием проектной технологии обучения.

Формы контроля знаний:

Контроль усвоения материала осуществляется путём устного, письменного опроса (тестирование), а также выполнения практических и творческих работ.

Учащиеся приобретают базовые знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в современной среде компьютеров и программ, которые должны стать базой для дальнейшего образования.

Изучение темы или блока тем заканчивается разработкой проекта или выполнением творческого задания. Это позволяет учащимся с разным уровнем подготовки проявить себя. Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.

Выполнение практических работ и домашних заданий организуется дифференцированно. Подбор заданий разного уровня сложности из «Практикума» к каждому уроку позволяет получать базовые знания, может быть рассчитан на профильно-ориентированые курсы, а так же использоваться при углублённом варианте изучения предмета.

Контроль усвоения материала осуществляется путём устного, письменного опроса (тестирование), а также выполнения контрольных, практических и творческих работ. Возможна вариативность обучения: содержание учебной программы, учебника и задачника-практикума позволяет изучать курс по углублённому варианту.      

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.


Учебно-тематическое планирование

по информатике

Классы ___8_________________

Учитель         Малютина Е.В.

Количество часов

Всего  35час; в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков 1, зачетов ____, тестов 11. практических работ 13

Классы ___9________________

Учитель         Малютина Е.В.

Количество часов

Всего  70 час; в неделю 2 час

Плановых контрольных уроков ____, зачетов ____, тестов 7. практических работ 32

Планирование составлено на основе

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

Учебник

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7-9 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
  2. Электронный учебник ЦОР Семакин

Дополнительная литература

  1. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Семакина, И. Хеннера. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
  2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001-2005.
  3. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
  4. Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ /Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

8 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Техника безопасности и санитарные нормы

1

Информационные процессы

1.

Человек и информация

5

тесты

1.1

Информация и знания.

 Восприятие и представление информации

1

Тест № 1

1.2

Информационные процессы

1

СР № 1,

1.3

Измерение информации

2

Тест № 2

Итоговое тестирование к разделу 1  Человек и информация

1

Итоговый  тест № 1

2.

Первое знакомство с компьютером

7

тесты

2.1

Назначение и устройство компьютера.

 Компьютерная память

1

2.2

Как устроен ПК .

 Основные характеристики

1

Тест № 3

2.3

ПО компьютера .

 О системном ПО и системах программирования

1

2.4

Пользовательский интерфейс

1

Тест № 5

2.5

О файлах и файловых структурах

2

Тест № 4

Итоговое тестирование к разделу 2 Первое знакомство с компьютером .

1

Итоговый тест № 2

3.

Текстовая информация и компьютер

9

ПЗ,  ПР, тесты

3.1

Тексты в компьютерной памяти

1

Тест № 6 представление символьной информации

3.2

Текстовые редакторы.

 Работа с текстовым редактором

1 Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

2  Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

3 Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены.

4  Работа с таблицами

4

Практические задания

№ 4

 №5

№6

№7

3.3.

Дополнительные возможности текстовых процессоров

2

Кроссворд  по  теме:  «Текстовый редактор»

Системы перевода и распознавания текста.

Итоговое практическое задание №8

1

Практическая работа № 8

Итоговое тестирование по теме «Текстовые редакторы и текстовая информация»

1

Итоговый Тест № 3

4.

Графическая информация и компьютер

6

ПЗ, ПР тест

4.1

Компьютерная графика.

1

4.2

Работа с графическим редактором растрового типа

1

Практическое  задание №  11

4.3

Как кодируется изображение

1

Практическое задание №10

4.4

Растровая и векторная графика

1

Практическое  задание №  12

4.5

Технические средства компьютерной графики

1

Практическое  задание № 9

Итоговое тестирование к разделу 4

1

Итоговый Тест № 4

5.

Технология мультимедиа

5

5.1

Что такое мультимедиа

1

5.2

Аналоговый и цифровой звук.

Технические средства мультимедиа

1

Сам раб № 2

5.3

Компьютерные презентации

2

Практическое  задание  №  13

Итоговое задание к разделу 5

1

Итоговое  задание  на разработку презентации, включающую статические слайды

Итоговое тестирование по курсу 8 класса

1

Тест № 9

Итого:

35

9 класс

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Соответствие

с ЦОР

Информационные процессы

1.

Передача информации в компьютерных сетях

10

1.1  

Как устроена компьютерная сеть. Аппаратное и программное обеспечение сетей

2

Практическое  задание  №  1

Урок 1-2

1.2  

Электронная почта и другие услуги сетей

2

Практическое  задание  №  2

Урок 3-4

1.3  

Интернет и всемирная паутина

2

Практическое  задание  №  3

Урок 5-6

1.4  

Способы поиска в Интернете

2

Практическое  задание  №  4,5

Урок7-8

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

1

Практическое  задание  №  6

Урок9

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

Итоговый   тест   к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»

Урок 10

2.

Информационное моделирование

5

2.1  

Что такое моделирование.  Графические информационные модели

1

Урок 11

2.2  

Табличные модели

1

Интерактивный  задачник, раздел  «Табличные  модели»

Урок 12

2.3  

Информационное моделирование

2

Практическое  задание  №  7

Урок13-14

Итоговое тестирование по теме  «Информационное моделирование».

1

Итоговый  тест    к разделу  2 «Информационное моделирование»

Урок 15

3.

Хранение и обработка информации в базах данных

12

 

3.1  

Основные понятия.

1

Урок 16

3.2  

Что такое система управления базами данных.

1

Практическое  задание  № 8

Урок 17

3.3

Создание и заполнение баз данных

2

Практическое  задание  № 9

Урок 18-19

3.4

Условия выбора и простые логические выражения

2

Практическое  задание  № 10

Урок 20-21

3.5  

Условия выбора и сложные логические выражения

2

Практическое  задание  № 11

Урок 22-23

3.6  

Сортировка, удаление и добавление записей

2

Практическое  задание  № 12

Урок 24-25

Итоговая работа по базам данных

1

Практическое  задание  № 13

Урок 26

Итоговый тест по теме  «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

Итоговый  тест  к  главе 3    «Хранение  и  обработка  информации  в  базах  данных»

Урок 27

Информационные технологии

4.

Табличные вычисления на компьютере

10

4.1

Двоичная система счисления

1

Урок 28

4.2

Числа в памяти компьютера

1

Урок 29

4.3

Что такое электронная таблица.

 Правила заполнения таблицы

2

Практическое  задание  № 14

Урок 30-31

4.5

Работа с диапазонами. Относительная Адресация

2

Практическое  задание  № 15

Урок 32-33

4.6

Деловая графика. Условная функция.

Логические функции и абсолютные адреса

2

Практическое  задание  № 16

Урок 34-35

4.7

Электронные таблицы и математическое моделирование.

Имитационные модели в электронных таблицах

1

Урок 36

Итоговый тест по теме « Табличные вычисления на компьютере»

1

Итоговый  тест  к  главе 4  «Табличные вычисления на компьютере».

Урок 37

5.

Управление и алгоритмы

11

5.1

Управление и кибернетика.

Определение и свойства алгоритма

1

Урок 38

5.2

Графический учебный исполнитель Практическая работа. Работа с учебным исполнителем алгоритмов.

2

Задача  в  среде  исполнителя  «Стрелочка»  по  теме  «Линейные  алгоритмы»(экзамен)

Урок 39-40

5.3

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

2

Задача  в  среде  исполнителя  «Стрелочка»  по  теме  «Вспомогательные  алгоритмы»

(экзамен)

Урок 41-42

5.4

Управление с обратной связью.

Циклические алгоритмы.

2

Задача  в  среде  исполнителя  «Стрелочка»  по  теме  «Циклические  алгоритмы»

Урок 43-44

5.5

Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

2

Задача  в  среде  исполнителя  «Стрелочка»  по  теме  «Алгоритмы  с  ветвлением»  

Урок 45-46

Зачетное задание по алгоритмизации.

1

Урок 47

Тест по теме  «Управление и алгоритмы»

1

Итоговый  тест   к   главе 5 «Управление и алгоритмы»

Урок 48

6.

Программное управление работой компьютера

12

6.1

Что такое программирование.

Алгоритмы работы с величинами

1

Урок 49

6.2

Линейные вычислительные алгоритмы.

Знакомство с языком Паскаль

1

Практическое  задание  № 19

Урок 50

6.3

Разработка линейных алгоритмов

1

Практическое  задание  № 20

Урок 51

6.4

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

Программирование ветвлений на Паскале

1

Практическое  задание  № 21,22

Урок 52-53

6.5

Программирование диалога с компьютером

Логические операции на Паскале

2

Практическое  задание  № 22,23

Урок 54-55

6.6

Программирование циклов.

Алгоритм Евклида.

2

Практическое  задание  № 24,25

Урок 56

6.7

Таблицы и массивы. Одномерные массивы в Паскале.

Массивы в Паскале.

2

Практическое  задание  № 26, 27

Урок 57-58

6.8

Одна задача обработки массивов.

1

Практическое  задание  № 32

Урок 59

Тест по теме « Программное управление работой компьютера»

1

Итоговый  тест   к  главе  6  «Программное управление работой компьютера»

Урок 60

7.

Информационные технологии  и общество

         4

7.1  

Предыстория информатики.

История чисел и систем счисления.

1

Урок 61

7.2

История ЭВМ.

 История программного обеспечения.

1

Урок 62

7.3

Информационные ресурсы современного общества.

Проблемы формирования информационного общества.

1

Урок 63

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

Тест №7 по теме «Информационные технологии и общество».

Урок 64

Подготовка к  итоговому тестированию по курсу 9 класса.

2

Урок 65-66

Итоговое тестирование по курсу 9 класса.

1

Урок 67

Резерв

3

Урок 68-70

ИТОГО

70

Содержание образовательной программы

8 класс

Введение в предмет – 1ч

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном кабинете. Правила техники безопасности: общие, перед началом работы на персональном компьютере, во время работы, по окончанию работы. Гигиена. Эргономика. Технические условия эксплуатации компьютерной техники. Понятия вещества, энергии, информации.

Информатика как наука. Компьютер - универсальное техническое средство для работы с информацией. Информационно-компьютерные технологии - важная составляющая жизни современного общества.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

- уметь включать и выключать компьютер.

- знать технику безопасности работы за компьютером, соблюдать ТБ.

- знать правила поведения в компьютерном классе и соблюдать.

Раздел 2   Человек и информация – 5 часов.

 

 Тема 1. Информация. Информационные объекты - 1 ч.

Основные подходы к определению понятия «информация». Информативность сообщения.  Свойства, виды и формы информации. Дискретность и непрерывность. Восприятие информации. Информация и письменность. Естественные и формальные языки. Формы представления информации.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-        знать что такое информация;

-        знать подходы к определению информации;

-        знать свойства информации;

-        знать способы получения, хранения, использования информации.

-        уметь выделять подходы к определению информации;

-        уметь определять вид, форму представления и носителя информации.

Практическая работа: упражнения и задачи «Что такое информация?»

Тема 2. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации - 1ч.

Носители информации. Основные информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации. Поиск информации. Информационные процессы в живой природе. Схема передачи информации. Обработка и хранение информации. Информационное общество. Информационные революции. Информационный кризис. Информационные технологии.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

     - знать что такое информационный процесс;

     -  знать  основные информационные процессы;

     - знать виды информационных процессов в природе, технике, обществе;

     - знать способы получения, обработки, хранения  и использования информации;

-        уметь приводить примеры информационных процессов в природе, технике, обществе;

-        уметь определять участника и носителя информации.

Практическая работа: упражнения по теме «Информационные процессы».

Тема 3. Измерение количества информации: алфавитный и содержательный подходы.

Единицы измерения. - 2 ч.

Количество информации. Бит. Байт. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита. Информационный вес символа. Информационный объем текста и единицы информации. Содержательный подход к измерению количества информации.

Неопределенность знания. Формула Шеннона. Равновероятные и неравновероятные события. Подсчет количества информации.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать единицы измерения информации;

-        знать алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита.

-        знать информационный вес символа;

-        знать содержательный подход к измерению количества информации.

-        уметь преобразовывать единицы измерения информации;

-        уметь решать задачи на определение количества информации, используя различные подходы.

Практическая работа: упражнения на преобразование единиц измерения информации.

Контрольная работа     «Информация и информационные процессы» - 1 ч.

 Раздел  3.  Первое знакомство с компьютером - 7 часов.

Тема 1 . Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память – 1 ч

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

 

-         знать основные компоненты компьютера;

-        знать функции процессора, устройств ввода и вывода информации, оперативной и долговременной памяти

-        уметь соединят блоки и устройства компьютера, выключать компьютер ;

-        уметь подключать внешние устройства.

-        понимать сигналы о готовности и неполадке;

Практическая работа: соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера.

Тема 2. Как устроен ПК. Основные характеристики -1 ч.

Что такое ПК. Основные устройства ПК. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Характеристики микропроцессора: тактовая частота и разрядность. Объем внутренней (оперативной) памяти; характеристики устройств внешней памяти.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать как устроен ПК;

-         знать и различать все основные устройства ПК;

-         знать магистральный принцип взаимодействия устройств ПК;

-         знать основные характеристики микропроцессора,;

-         знать единицы измерения тактовой частоты и разрядности;

-         уметь давать полную характеристики внутренней и внешней памяти;

-         уметь получать информацию о характеристиках компьютера.

 Тема 3. ПО компьютера. О системном ПО и системах программирования. – 1 ч.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать что такое По;

-         знать типы ПО;

-         знать состав прикладного ПО;

-         знать что такое  операционная система;

-         знать что такое интерактивный режим;

-         знать что такое сервисные программы;

-         знать что такое системы программирования и для чего они предназначены.

Тема 4. Пользовательский интерфейс – 1 ч.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Контекстное меню.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-      знать понятие пользовательского интерфейса;

-      иметь представление об объектно-ориентированном интерфейсе;

-      знать набор свойств документа в файловой структуре;

-      уметь выполнять действия, которые можно выполнять над объектами  ОС;

-      уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

-      уметь запускать на исполнение программы из программных файлов;

-      уметь ориентироваться в среде пользовательского интерфейса ОС.

Практическая работа: оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической оболочки).

Тема 5. О файлах и файловых структурах – 2 ч

Данные и программы. Файлы и файловая система, имя файла, логические диски, файловая структура диска , путь к файлу, полное имя файла, таблица размещения файлов на диске.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-      знать что такое файлы и файловая система;

-      знать что такое полное имя файла

-      знать что такое файловая полное имя файла структура диска

-      знать что такое таблица размещения файлов на диске

-      уметь графически изображать файловую структуру;

-      уметь указывать правильный путь к файлу.

Практическая работа: планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом,, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Итоговое тестирование по теме Первое знакомство с компьютером . -1ч

Раздел 4. Обработка текстовой информации - 9 часов.

Тема 1.  Тексты в компьютерной памяти – 1 ч

Компьютерный документ, тексты в памяти компьютера, гипертекст. Кодирование текстовой информации

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-      знать что такое преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным,

-      знать как представляются тексты в памяти компьютера;

-      знать что такое гипертекст

-      уметь пользоваться таблицей кода ASCII

-      уметь кодировать текстовую информацию по таблице кодов.

Тема 2. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. – 4 ч

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текста.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-      знать что такое текстовый редактор и текстовый процессор;

-      знать что такое структурные единицы текста;

-      знать что такое среда текстового редактора;

-      уметь редактировать текст;

-      уметь форматировать текст ;

-      уметь работать с фрагментами текста, с окнами, осуществлять поиск  и замену фрагмента;

-    уметь делать автоматическую проверку правописания; осуществлять файловые операции, печатать документ.

Практическая работа № 4 « Набор и редактирование текста»

Практическая работа № 5 « Форматирование текста»

Практическая работа № 6« Работа с фрагментами через буфер обмена»

Практическая работа № 7 «Работа с таблицами»

Тема 3.  Дополнительные возможности текстовых процессоров – 2 ч

Стили и шаблоны. Работа со списками. Включение таблиц в текстовый документ.

Включение в текстовый документ графических объектов и формул. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать что такое стили и шаблоны;

-      уметь работать со списками;

-      уметь включать таблицы в текстовый документ;

-      уметь включать в текстовый документ графически объекты и формулы.

Практическая работа «вставка в документ формул. Создание и форматирование списков»

Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Тема 4. Системы перевода и распознавания текста.- 1ч

Компьютерные словари и системы перевода текстов. Работа программы переводчик. Распознавание текста. Ввод в компьютер печатного и рукописного текста

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать как работают программы- переводчики

-         знать что такое распознавание текста

-         знать как ввести в компьютер печатный и рукописный текст

-      уметь сканировать и распознавать текстовый документ.

-      уметь вводить в компьютер печатного и рукописного текста

Практическая работа  «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.»

Итоговое тестирование по теме «Текстовые редакторы и текстовая информация»- 1 ч .

Раздел 5.  Технология обработки графической информации - 5 часов.

Тема 1. Компьютерная графика .– 1 ч

 Области применения компьютерной графики. История компьютерной графики. Научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика. Компьютерная анимация.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать История компьютерной графики;

-         знать Области применения компьютерной графики

-     уметь различать такие понятия как научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика.

-         знать что такое Компьютерная анимация

Тема 2. Работа с графическим редактором растрового типа – 1 ч

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения. Интерфейс графических редакторов.

Возможности графического редактора.

Среда графического редактора.

Режимы работы графического редактора

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать Возможности графического редактора

-         знать Режимы работы графического редактора

-         знать как кодируется изображение

-      уметь работать в среде графического редактора

-      уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора .

-      уметь использовать примитивы и шаблоны, геометрические преобразования.

Практическая работа № 11 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов, геометрических преобразований» Создание изображения в растровом графическом редакторе

Тема 3. Как кодируется изображение.- 1 ч

 Кодирование цветов пикселей. Объем видеопамяти.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-         знать что такое код пикселя;

-         знать способы кодирования цветов;

-   иметь представление о двоичном коде восьмицветной, шестнадцатицветной палитры.

-      уметь вычислять объем видеопамяти.

Практическое задание № 10 «Работа с конструктором цветов».

Тема 4. Растровая и векторная графика – 1 ч.

Растровая и векторная графика. Два принципа представления изображения, растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

 

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-       знать два принципа представления изображения

-      уметь различать векторную и растровую графики.

Практическое задание № 12 «Создание изображения в векторном графическом редакторе».

Тема 5  Технические средства компьютерной графики – 1 ч

Монитор. Принципы работы монитора. Как получается цветное изображение на экране.

Жидкокристаллические мониторы. Видеопамять и дисплейный процессор. Устройства ввода изображения в компьютер

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-       знать что такое пиксель, растр.

-       знать принцип работы ЭЛТ- монитора, ЖК- монитора.

-       знать какие устройства входят в в состав видеоадаптера;

-       знать для чего нужна видеопамять;

-       знать что такое видеодисплейный процессор;

-       знать устройства ввода изображения в компьютер;

-      уметь работать со сканером.

-      уметь обрабатывать отсканированное изображение

Практическое задание № 9 «Работа со сканером. Обработка отсканированного изображения»

Итоговое тестирование по теме Графическая информация и компьютер – 1 ч

Итоговый тест № 4

Раздел 6.  Технология мультимедиа - 5 часов.

Тема 1 Что такое мультимедиа-1ч

Что такое мультимедиа. Области использования мультимедиа. Представление результатов компьютерного моделирования. Реклама.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-       знать что такое мультимедиа

-       знать чем отличается мультимедийная обучающая программа от учебного фильма.

-       знать области использования мультимедиа.

Тема 2  Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа.- 1 ч

История звукозаписывающей техники. Аналоговое представление звука. Цифровое представление звука. АЦП и ЦАП. Система ввода/вывода звука. Устройства для работы с видеокамерами. Устройства хранения мультимедийной информации. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-       знать об аналоговом представлении звука.

-       знать о процессе цифрового представления звука.

-       знать что такое АЦП и ЦАП

-      знать о системе ввода/ вывода звука

-       знать о назначении оптических дисков.

 Самостоятельная работа № 2

Тема 3   Компьютерные презентации.- 2 ч

Дизайн презентации и макеты слайдов. Виды презентаций. Этапы создания презентаций.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

-       знать что такое презентация.

-       знать какие бывают презентации.

-       знать что такое сценарий презентаций.

-      уметь создавать сценарии несложных презентаций.

-      уметь создавать презентации на основе заданных шаблонов.

Практическая работа № 13

Итоговое тестирование по курсу 8 класса – 1 ч.

9 класс

Передача информации в компьютерных сетях (10часов (4+6))

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

Знать:

  • Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
  • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
  • Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

Уметь: 

  • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
  • Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы;
  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • Работать с одной из программ-архиваторов.

Информационной моделирование (5 часов (4+1))

Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

Знать:

  • Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;
  • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

Уметь: 

  • Приводить примеры натуральных и информационных моделей;
  • Ориентироваться в таблично-организованной информации;
  • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов (6+6))

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой Д; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей. Знакомства с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

Знать:

  • Что такое БД, СУБД, информационная система;
  • Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
  • Что такое логическая величина, логическое выражение;
  • Что такое логическая операция, как они выполняются;

Уметь: 

  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • Организовывать поиск информации в БД;
  • Редактировать содержимое полей БД;
  • Сортировать записи в БД по ключу;
  • Добавлять и удалять записи в Д;
  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Табличные вычисления в компьютере (10 часов (5+5))

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

Знать:

  • Что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • Графические возможности табличного процессора;

Уметь: 

  • Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Управление и алгоритмы (11 часов (4+7))

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

Знать: 

  • Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • В чём состоят основные свойства алгоритма;
  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

Уметь: 

  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Программное управление работой компьютера (12 ч (5+7))

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их  классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

Знать: 

  • Основные виды и типы величин;
  • Назначение языков программирования;
  • Что такое трансляция;
  • Назначение систем программирования;
  • Правила оформления программы в «Паскаль»;
  • Правила представления данных и операторов на Паскале;
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

Уметь: 

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Информационные технологии и общество (4 ч (4+0))

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:

Знать: 

  • Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • Историю способов записи чисел (систем счисления);
  • Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • В чём состоит проблема безопасности информации;
  • Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;

Уметь: 

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.  

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения курса ученик должен:

Знать:

  • Виды информационных процессов.
  • Единицы измерения и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации.
  • Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций.
  • Программный принцип работы компьютера.
  • Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • Выполнять базовые операции над объектами, проверять свойства этих объектов, выполнять и строить простые алгоритмы.
  • Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс, предпринимать меры антивирусной безопасности.
  • Оценивать числовые параметры информационных объектов, скорость передачи информации.
  • Создавать информационные объекты: структурировать текст, создавать и использовать различные формы представления информации (формулы, графики, диаграммы, таблицы).
  • Создавать рисунки, чертежи, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
  • Искать информацию с применением правил поиска в базах данных. Компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий по различным учебным дисциплинам.
  • Пользоваться компьютером и его периферийным оборудованием, соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, эргономики, ресурсосбережения, производственной санитарии и личной гигиены.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учебно-методическое обеспечение, аппаратно-программная поддержка курса

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7-9 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

2.Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Семакина, И. Хеннера. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

3.Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001-2005.

4.Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

5.Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ /Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  • Текстовый редактор Microsoft Word. Дистрибутив Microsoft Office. 
  • Электронные таблицы Microsoft Excel. Дистрибутив Microsoft Office.
  • Система управления базами данных Microsoft Access. Дистрибутив Microsoft Office.
  • Растровый графический редактор Paint. Операционная система Windows.
  • Программа разработки анимации Macromedia Flash. Windows-CD.
  • Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint. Дистрибутив Microsoft Office.
  • Браузер Internet Explorer. Операционная система Windows.
  • Система программирования ABC Pascal.
  • Электронный учебник ЦОР Семакин

Интернет-ресурсы

  1. Материалы сайта "Информатика и информационные технологии" http://iit.metodist.ru.
  2. Кодификатор элементов содержания ЕГЭ по информатике (http://www.ege.ru).


Приложения

8 класс

Домашние задания

Домашнее задание №1

Тема: Введение. Техника безопасности и санитарные
нормы работы на ПК

1. Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий?

Архитектор:

Врач:

Учитель:

Бизнесмен:

Бухгалтер:

Композитор:

Секретарь:

Писатель:

Художник:

Модельер:

 

2. В чём отличие программиста и пользователя?

3. Каково основное предназначение компьютера?

4. Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека?

Домашнее задание №2

Тема: Восприятие и представление информации

1. С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом) в приведённых ниже примерах:

а) мальчик ест арбуз;

б) девочка собирает в поле букет цветов;

в) мужчина выбирает книгу в магазине;

г) слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля;

д) волк охотится за зайцем;

е) спортсмен ныряет в воду.

 

а)

б)

в)

г)

д)

е)

2. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?

Продавец:

Машинист:

Ученик:

3. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают?

а)  б)   в)   г)   д)  е)     ж)

Знаки относятся к…

Обозначения знаков:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

4. Предположим, что на «марсианском» языке выражение «lot do may» означает «кот съел мышь»; «may is» – «серая мышь»; «ro do» – «он съел». Как написать на марсианском языке «серый кот»?

5. Выразите в виде предложения на русском языке смысл математического выражения:

Домашнее задание №3

Тема: Информационные процессы

1. Опишите, какая последовательность действий с информацией будет выполнена ребятами в каждом из перечисленных ниже случаев:

а) Ваня решает у доски задачу;

б) Оля слушает по радио новости;

в) Дима учит правило;

г) Саша и Вова разговаривают по телефону;

д) Женя отправляет SMS-сообщение;

е) Лена рисует план квартиры.

 

а)

б)

в)

г)

д)

е)

2. Приведите 3-4 примера профессий людей, чья деятельность, в основном, связана с обработкой полученной информации.

3. Дана зашифрованная пословица.

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7, а чтобы полить огород – 10,4,5,1,6.

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу.

Самый колючий зверь в лесу – это 12,13.

А теперь расшифруйте пословицу:

1,2,3,4,5,1,6

7,8,9,10,11

9,4,7,4,13,12,14

4. Угадайте правило шифрования и расшифруйте слова:

ткафетра, ткнитсни, тицратна, ланигиро.

5. Что (кто) в приведённых ниже примерах является источником, что (кто) - приёмником информации, а что (кто) – информационным каналом?

а) Ученик отвечает у доски.

б) Боря читает статью в журнале.

в) Оля слушает песню по радио.

г) Гена говорит с мамой по телефону.

д) Водитель автобуса объявляет остановку.

а)

б)

в)

г)

д)


Практические задания для выполнения на компьютере

Практическое задание №1

Тема: Работа с клавиатурным тренажёром

Русская раскладка клавиатуры

  1. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» (по указанию преподавателя) и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «фываолдж».
  2. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

вода дважды выводы вдова жажда жало уж ждал

3. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «митьепнр».

  1. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

томаты фильм фитиль пони привет монета рота норма

5. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «укгшчсбю».

6. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

шишка гуашь ловушка коршун юрист парашют бюджет

7. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «йцщзяэхъё».

8. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

щавель цензура щупальца хохот подъезд эмоция щётка

Английская раскладка клавиатуры

1. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» (по указанию преподавателя) и выполнить упражнения по работе с английской раскладкой клавиатуры на использование символов «asdfjkl;».

2. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

falls asks fad sad; add skald dad;

3. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «vbnmtgyh».

4. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

lambada bank dvd slang shaggy thanks many

5. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «eruiqwop».

6. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

suit remain during number quake power point whole

7. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование символов «xc.,z?[]».

8. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:

cash copy cap accept zip why? www.psu.ru [zoom]

Практическое задание №2

Тема: Подключение внешних устройств к персональному компьютеру

  1. Выключить компьютер (обязательно вынуть вилку шнура питания из розетки).
  2. Выключить монитор.
  3. Отсоединить монитор от компьютера.
  4. Отсоединить мышь и клавиатуру.
  5. Отсоединить все остальные имеющиеся внешние устройства и кабели (принтер, сканер, колонки, сетевой кабель и т.д.).
  6. Подключить к компьютеру монитор.
  7. Подключить к компьютеру мышь и клавиатуру.
  8. Подключить к компьютеру прочие внешние устройства и кабели (принтер, сканер, колонки, сетевой кабель и т.д.)
  9. Подключить шнур питания компьютера к сети.

10. Включить компьютер и монитор.

Практическое задание №3

Тема: Файловая система

1 уровень сложности (создание, копирование, удаление, перемещение, переименование папок и файлов)

  1. Создать в папке «Мои документы» папку MyFiles.
  2. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать в нём свою визитную карточку (фамилию, имя, отчество, адрес, телефоны).
  3. Сохранить набранный текст в папке MyFiles под именем vizitka.
  4. Создать в папке «Мои документы» папку NewFolder.
  5. Скопировать в папку NewFolder файл vizitka.txt из папки MyFiles.
  6. Переименовать файл vizitka.txt из папки NewFolder в файл card.txt.
  7. Скопировать файл card.txt в папку MyFiles.
  8. Переместить папку NewFolder в папку MyFiles.
  9. Определить время создания файла vizitka.txt и его размер в байтах.

10Удалить папку MyFiles.

2 уровень сложности (шаблоны имён файлов, поиск файлов на диске, сортировка содержимого папки)

  1. Создать в папке «Мои документы» папку Pictures.
  2. Найти на диске C: любые пять файлов с расширением .jpg (использовать поиск файлов по шаблону).
  3. Скопировать все найденные файлы в папку Pictures.
  4. Отсортировать скопированные файлы по убыванию размера файла (при этом размер каждого файла должен отображаться на экране).
  5. Определить размер папки Pictures.
  6. Переименовать все файлы, назвав их foto1.jpg, foto2.jpg, foto3,jpg, foto4.jpg, foto5.jpg.
  7. Отсортировать содержимое папки Pictures по именам файлов.
  8. Удалить папку Pictures.
  9. Найти на диске C: все файлы, имя которых начинается на букву p и заканчивается буквой t.

Итоговое тестирование по  разделу « Первое знакомство с компьютером»

  1. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:

А. размера экрана дисплея

Б. тактовой частоты процессора

В. Напряжения питания

Г. Быстроты нажатия клавиш

2. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека:

А. принтер

Б. монитор

В. Системный блок

Г. Модем

3. Файл –– это…

А. единица измерения информации

Б. программа в оперативной памяти

В. Текст, распечатанный на принтере

Г. Программа или данные на диске

4. В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит:

А. проекционная модель

Б. CD-ROM и звуковая плата

В. Модем

Г. Плоттер

5. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT. Какое расширение файла:

А.  C:\DOC\PROBA.TXT

Б. DOC\PROBA.TXT

В. PROBA.TXT

Г. TXT

6. Файловую систему изображают в виде дерева, где ветви –– это каталоги (папки), листья –– это файлы (документы). Что может располагаться в корневом каталоге, то есть на стволе дерева:

А. каталоги и файлы

Б. только каталоги

В. Только файлы

Г. Ничего

7. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией:

А. CD-ROM дисковод

Б. Жёсткий диск

В. Дисковод гибких дисков

Г. Микросхемы оперативной памяти

8. В целях сохранения информации гибкие диски необходимо оберегать от:

А. холода

Б. загрязнений

В. Магнитных полей

Г. Перепада атмосферного давления

9. 24-скоростной CD-ROM дисковод

А. имеет 24 скорости вращения дисков

Б. Имеет в 24 раза большую скорость вращения диска, чем односкоростной CD-ROM

В. Имеет в 24 раза меньшую скорость вращения диска, чем односкоростной CD-ROM

Г. Читает только специальные 24-скоростные CD-ROM диски

10. Какое действие не рекомендуется производить при включенном компьютере:

А.вставлять/вынимать дискету

Б. отключать/подключать внешние устройства

В. Перезагружать компьютер кнопкой RESET

Г. Перезагружать компьютер, нажимая на клавиши CTRL+ALT+DEL

11. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT. Каково полное имя файла:

А.  C:\DOC\PROBA.TXT

Б. DOC\PROBA.TXT

В. PROBA.TXT

Г. TXT

12. В целях сохранения информации CD-ROM диски необходимо оберегать от:

А. холода

Б. загрязнений

В. Магнитных полей

Г. Перепада атмосферного давления

13. 7. Какое устройство обладает наименьшей скоростью обмена информацией:

А. CD-ROM дисковод

Б. Жёсткий диск

В. Дисковод гибких дисков

Г. Микросхемы оперативной памяти

14. Процессор обрабатывает информацию:

А. В десятичной системе счисления

Б. В двоичном коде

В. На языке Бейсик

Г. В текстовом виде

15. Информационная ёмкость 3-дюймовой дискеты:

А. 650 Мбайт

Б. 1,44 Мбайт

В. 1 Гбайт

Г. 640 Кбайт


9 класс

Домашние задания

Домашнее задание №1

Тема: Как устроена компьютерная сеть

  1. Какой тип сетей (глобальные или локальные) будет использоваться для выполнения указанных ниже действий?

а) вывод документа на сетевой принтер, расположенный в соседней комнате вашей организации;

б) отправка электронного письма другу из Германии;

в) копирование файла со своего рабочего компьютера на сервер организации;

г) обновление антивирусных баз с сайта разработчика;

д) сетевая компьютерная игра с соседом по подъезду;

е) поиск в Интернет информации о погоде.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

2. Какие функции выполняет сервер локальной сети?

3. Укажите все возможные варианты прохождения сообщения от абонента A1 до абонента A2 для приведённой ниже архитектуры глобальной сети:

4. Придумайте другие варианты соединения в сеть четырёх компьютеров-серверов и зарисуйте их.

Домашнее задание №2

Тема: Электронная почта и другие услуги сетей

1. Перечислите преимущества электронной почты перед обычной (не менее трёх).

2. Могут ли существовать

а) два ящика с одинаковыми именами на одном почтовом сервере,

б) два ящика с одинаковыми паролями на одном почтовом сервере,

в) два ящика с одинаковыми именами на разных почтовых серверах,

г) два ящика с одинаковыми именами и паролями на разных почтовых серверах?

а)

б)

в)

г)

3. Из приведённого ниже списка выберите почтовые ящики с одинаковыми доменными именами:

petrov@perm.ru,

simonov@perm.raid.ru 

simonov@perm.ru 

alex@school1.perm.ru

sedova@perm.ru

den@perm1.ru

4. Перечислите компоненты электронного письма.

5. В чём отличия телеконференции от электронной почты?

6. Что располагается на FTP-серверах?

Домашнее задание №3

Тема: Интернет и всемирная паутина

1. Каково основное предназначение WWW?

2. Перечислите основные элементы Web-страницы.

3. В чём основное отличие гипертекстовых документов от обычных?

4. Какое программное обеспечение необходимо иметь на компьютере, чтобы иметь возможность использовать услугу WWW?

5. Как визуально можно определить, является графическое изображение гиперссылкой, не щёлкая по нему мышью?

6. Что такое Web-сервер?

7. Какие из приведённых ниже адресов сайтов не могут существовать (не соответствуют правилам формирования имён):

а) http://www.rambler.ru

б) http://www:home.com

в) http:/www.yandex.ru

г) http://uniserv.math.psu.ru

д) http//:www.lotus.com

ж) http://ru.net


Практические задания для выполнения на компьютере

Практическое задание №1

Тема: Как устроена компьютерная сеть

1. Создать в указанном преподавателем каталоге папку с именем SETI.

2. Запустить программу Блокнот и набрать в нём следующую информацию о себе: фамилия, имя, школа, класс, дата рождения, домашний адрес, домашний телефон.

3Сохранить набранную информацию в папке SETI под именем aboutN.txt (N – номер вашего компьютера!!).

4. Сделать к созданной вами папке полный доступ для всех пользователей.

5. Используя сетевое окружение, зайти на один из соседних компьютеров (по указанию преподавателя) и сделать папку SETI сетевым диском.

6. Скопировать файл aboutN.txt на созданный сетевой диск.

7. Скопировать файл aboutN.txt в папку SETI на все остальные компьютеры (без создания сетевых дисков).

8. Отключить сетевой диск.

9. Удалить папку SETI со своего компьютера (после разрешения преподавателя).

Практическое задание №2

Тема: Электронная почта

Задание 1 (работа с почтовой программой)

1. Запустить почтовую программу.

2. Создать сообщение, содержащее информацию о вас (фамилия, имя, школа, класс, хобби) и два любых вопроса адресатам .

3Отправить сообщение по указанным преподавателем адресам (не менее пяти).

  1. Получить отправленные вам сообщения.

5Прочитать полученные сообщения и  ответить на  каждое из них.  Ко всем сообщениям присоединить графический файл (по указанию преподавателя).

6Получить и прочитать отправленные вам сообщения и просмотреть графические файлы.

7. Очистить папки «Входящие» и «Отправленные» (с разрешения преподавателя).

Задание 2 (работа с бесплатным почтовым сервером)

  1. Зайти на сайт http://www.mail.ru
  2. Создать на данном почтовом сервере собственный электронный ящик и зайти в него.

3. Создать сообщение, содержащее информацию о вас (фамилия, имя, школа, класс, хобби) и два любых вопроса адресатам.

4Отправить сообщение по трём адресам ваших одноклассников (по указанию преподавателя).

  1. Получить отправленные вам сообщения.

6Прочитать полученные сообщения и  ответить на  каждое из них.  Ко всем сообщениям присоединить графический файл (по указанию преподавателя).

7Получить и прочитать отправленные вам сообщения и просмотреть графические файлы.

8. Очистить папки «Входящие» и «Отправленные» (с разрешения преподавателя).

Практическое задание №3

Тема: Интернет и всемирная паутина

  1. Зайти на сайт http://www.gismeteo.ru и узнать погоду на ближайшие трое суток в вашем населённом пункте.
  2. Зайти на сайт телеканала РТР http://www.rutv.ru и найти телепрограмму на текущий день.
  3. Зайти на сайт Лаборатории Касперского http://www.kaspersky.ru/ и найти описания вредоносных программ (их классификацию).
  4. Зайти на сайт Российских железных дорог http://www.rzd.ru и найти информацию о расписании и наличии билетов на завтрашний день на поезда, идущие по маршруту Пермь-Москва.
  5. Зайти на сайт газеты «Из рук в руки» http://www.irr.ru/ вашего населённого пункта и найти информацию обо всех продаваемых автомобилях Ford Focus (год выпуска – любой).

6. Зайти на сервер Пермского государственного университета http://www.psu.ru и узнать об условиях приёма на механико-математический факультет

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

  1. Модем –– это … согласующее работу … и телефонной сети. Вместо многоточий вставить соответствующие слова:

А. устройство, программа

В. программа, компьютера

С. Программное обеспечение, компьютера

D. устройство, дисковода

Е. устройство, компьютера

  1. Почтовый ящик абонента электронной почты –– это:

А. часть оперативной памяти на сервере

В. Часть внешней памяти на сервере

С. Часть оперативной памяти на рабочей станции

D. часть внешней памяти на рабочей станции

Е.номер телефона, с которым связан модем

  1. Чтобы соединить два компьютера по телефонным линиям, необходимо иметь:

А. модем на одном компьютере

В. Модем и специальное программное обеспечение на одном компьютере

С. По модему на каждом компьютере

D. По модему на каждом компьютере и специальное программное обеспечение

Е. по два модема на каждом компьютере (настроенных на приём и передачу) и специальное программное обеспечение

  1. Протокол связи –– это:

А. список абонентов компьютерной сети

В. Программа, приводящая полученное сообщение к стандартной форме

С. Соглашение о единой форме представления и способа пересылки сообщений

D. список обнаруженных ошибок в передаче сообщений

Е. маршрут пересылки сообщений

  1. Rambler.ru является:

А. Web-сайтом

В. Браузером

С. Программой, обеспечивающей доступ в Интернет

D. поисковым сервером

Е. редактором HTML-документов

  1. Для просмотра World Wide Web требуется:

А. знание IP-адресов

В. Текстовый редактор

С. URL (универсальный указатель ресурсов)

D. специальная программа с графическим интерфейсом –– браузер

Е.только подключение к Интернету

  1. Взаимодействие браузера с Web-сервером производится по протоколу:

А. TCP

B. HTTP

C. FTP

D. POP3

E. IP

  1. Браузеры являются:

А.  серверами Интернета

В. Почтовыми программами

С.средствами создания Web-страниц

D. средствами просмотра Web-страниц

Е. средством ускорения работы коммуникационной сети

  1. Что необходимо для подключения домашнего компьютера к глобальной сети Интернет?
  1. сетевая плата, 2.сетевой адаптер, 3.модем, 4.телефон, 5.сетевое программное обеспечение

А. 3,4,5

В. 1,3,4

С. 2,3,4,5

D. 1,4, 5

Е. 2,3,5

     10. По каналу связи за 1/3 часа было передано 3000 Кбайт информации. Определите скорость передачи информации.

А. 1000Кбайт/мин

В. 1000 байт/мин

С. 2,5 Кбайт/с

D. 2,5 байт/мин

Е. 5 Кбайт/с

11. Организация, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам Интернета –– это:

А. провайдер

В. Web-сервер

С. Браузер

D. студия Web-дизайна

Е. Web-узел

12. Адресом электронной почты в сети Интернет может быть:

А. www.psu.ru

B. 2:5020/23.77

C. victor@

D. xizOI23@DDOHRZ21.uk

E. nT@@mgpu.nisk.ni

13. Среди утверждений:

1. Выделенным сервером локальной сети называют компьютер, магнитный диск которого доступен пользователям других компьютеров

2. Работу компьютера в сети через телефонный канал связи обеспечивает сетевая карта

3. Локальные и глобальные сети различаются по географическому принципу (по удалённости)

Верными являются:

А. 1,2,3

В. 1,2

С. Нет верных утверждений

D. 1,3

Е. 2

14. Заданы имя почтового сервера (alfa-centavra), находящегося в России, и имя почтового ящика (Alex). Определите электронный адрес:

А. alfa-centavra@ Alex.ru

B. . alfa-centavra@ Alex.Russia

C. alfa-centavra Alex@ru

D. Alex.alfa-centavra@ ru

E. Alex@alfa-centavra. Ru

15. Чтобы обращаться к серверам Интернет, необходимо и достаточно:

А. Установить браузер на компьютер

В. Подсоединить модем к компьютеру

С. Подключить компьютер к этой глобальной сети и установить специальное программное обеспечение

D. реализовать протоколы Интернета

Е. стать зарегистрированным пользователем Интернета.


Темы творческих заданий, проектов

Текстовая информация и компьютер

  1. Оформить грамоту победителю олимпиады.
  2. Оформить титульную страницу книги.
  3. Оформить рекламное объявление.
  4. Оформить афишу.
  5. Разработать гипертекстовый документ по теме школьного предмета. Составьте не менее трёх тестирующих вопросов.
  6. Разработать гипертекстовый документ «Видеотека», «Домашняя библиотека», «Записная книжка».
  7. Разработать проект «Моё портфолио».

Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа.

  1. Разработать презентацию на тему «Музеи России».
  2. Разработать презентацию по теме школьного предмета. Составьте не менее трёх тестирующих вопросов.
  3. Разработать презентацию для сопровождения доклада на школьной конференции.
  4. Создание иллюстраций в растровом графическом редакторе.
  5. Создание иллюстраций в векторном графическом редакторе.

Табличные вычисления на компьютере.

  1. Разработка электронной таблицы «Семейный бюджет», «Продукты для похода», «Расписание движения поездов», «Изменение цен на нефть», «Компьютерный магазин», «Моя успеваемость по школьным предметам».
  2. Разработка тестов в среде электронных таблиц.
  3. Разработка электронного классного журнала.
  4. Моделирование ситуаций («Обои и комната»).

Хранение и обработка информации в базах данных

  1. Спроектировать и создать БД «Коллекция», «Ученик», «Поликлиника», «Отдел кадров». Сформулировать 3-4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку по различным полям).
  2. Спроектировать БД на свободную тему. Создать форму для заполнения. Сформулировать 3-4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку по различным полям).

Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера.

  1. Придумайте не менее трёх заданий для графического исполнителя, в которых необходимо использовать вспомогательные алгоритмы.
  2. Придумайте не менее трёх заданий для графического исполнителя, в которых необходимо использовать вспомогательные алгоритмы, ветвления и /или циклы.
  3. Написать программу игры Баше.
  4. Разработать систему команд исполнителя «Художник».Написать программу, имитирующую исполнителя «Художник».
  5. Разработать систему команд исполнителя «Робот», который умеет писать почтовые индексы. Написать программу, имитирующую исполнителя «Робот».
  6. Разработать программу на языке Паскаль для практического применения на уроках математики, физики (табулирование функции, исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту и др.).
  7. Разработать тестовую программу на языке Паскаль.

Компьютерные сети

  1. Найти ответы на вопросы, используя поисковый сервер. Указать источник информации.
  2. Разработать сайт школы, спортивного клуба, школьного музея, личный сайт.

Информационные технологии и общество

Подготовить сообщение по теме:

  1. Правовая защита программных средств
  2. Профессиональное использование прикладных программ
  3.  Средства информатизации
  4. Национальные информационные ресурсы России
  5. История глобальных компьютерных сетей
  6. Технические и программные средства глобальных сетей
  7. Составьте иллюстрированный реферат объёмом 5-10 страниц, материалы для            которого извлеките из Интернета. Укажите список URL-адресов всех использованных документов. Тему реферата  согласуйте с учителями-предметниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы

материал содержит рабочую программу по  нформатике и ИКТ для 10-11 классов...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Учебная программа по информатике для 10-11 класса

Учебная программа по информатике для 10-11 класса общеобразовательной школы, профиль универсальный. Программа составлена на основе учебника и программ И.Г.Семакина....

учебная программа по информатике с 5-11 класс

новая программа по информатике за 2013-2014 учебный год на двух языках...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...