Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 6 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.
Ожидаемые образовательные результаты
Рабочая программа курса «Информатика» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Учащиеся должны знать/понимать:
- требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях, назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
- основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
- виды систем счисления;
- правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
- способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
- как человек познает мир через органы чувств;
- об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
- как образуются понятия;
- отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
- различия общих и единичных понятий, примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
- возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
- как определяется понятие; понятие классификации, признака классификации;
- понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их получения;
- определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
- представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
- способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;
- правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
- правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;
- понятие цикла, его разновидности.
уметь:
- соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
- приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD;
- приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD;
- переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;
- объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;
- кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;
- приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;
- приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
- различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
- приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;
- приводить примеры данных логических отношений;
- составлять план преобразования информации различными способами;
- приводить примеры классификаций по определенному признаку;
- приводить примеры различные виды суждений;
- приводить примеры умозаключений;
- приводить примеры алгоритмов;
- составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
- составлять циклические алгоритмы;
- работать в программе PowerPoint.
Изучение информатики в 6 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе; информационная компетентность самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; у чебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно - познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания; ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ 20%от34 часов | Использование проектной деятельности 30%от34 часов | Использование исследователь- ской деятельности 20%от34 часов |
1. | Компьютер и информация | 11 | 7 | 1 | 2 |
2. | Человек и информация | 11 | 11 | 1 | 2 |
3. | Элементы алгоритмизации | 12 | 4 | 1 | |
Итого: | 34 | 22 | 2 | 5 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I четверть | ||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (мини-лекция, практикум, ИД) | 1 |
2. | Файлы и папки. Практическая работа №1. (урок-практикум) | 1 |
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание1) (урок-практикум) | 1 |
4. | Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления) Практическая работа №2 (задание 2). (урок-практикум, ИД) | 1 |
5. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. (урок-практикум) | 1 |
6. | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1). (урок-практикум) | 1 |
7. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2) (урок-практикум) | 1 |
8. | Создание документов в текстовом процессоре Word. (урок-защита проекта) | 1 |
II четверть | ||
9. | Растровое кодирование графической информации. (мини-лекция) | 1 |
10. | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. (урок-практикум) | 1 |
11. | Единицы измерения информации. Практическая работа №5. (урок-практикум) | 1 |
12. | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2). (урок-практикум) | 1 |
13. | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4). (урок-практикум, ИД) | 1 |
14. | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7. (урок-практикум) | 1 |
15. | Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2). (урок-практикум) | 1 |
16. | Структурирование и визуализация информации. (урок-защита проекта) | 1 |
III четверть | ||
17. | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задание 3) (урок-практикум) | 1 |
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №8 (задания 4-5) (урок-практикум) | 1 |
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 1-2) (урок-практикум) | 1 |
20. | Определение понятия. Практическая работа №9 (задания 3-6) (урок-практикум) | 1 |
21. | Классификация. Практическая работа №8 (задания 7-8) (урок-практикум) | 1 |
22. | Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 1-2) (урок-практикум) | 1 |
23. | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 3-4) (урок-практикум) | 1 |
24. | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №11. (урок-контроль) | 1 |
25. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. (урок-игра, ИД) | 1 |
26. | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. (урок-исследования) | 1 |
IV четверть | ||
27-28. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №12. (урок-практикум) | 2 |
29-30. | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 13. (урок-практикум, ИД) | 2 |
31-32. | Циклические алгоритмы. Практическая работа №14. (урок-практикум) | 2 |
33. | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15. (урок-практикум) | 1 |
34-35. | Резерв учебного времени. | 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Корректировка | Основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||||
Знакомство с компьютером | ||||||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | 07.09.12. | информация, данные, информатика, компьютер | ||
2. | Файлы и папки. Практическая работа №1. | 1 | 14.09.12. | файл, имя файла, тип файла | ||
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание1) | 1 | 21.09.12. | бит, двоичное кодирование, система счисления | ||
4. | Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления) Практическая работа №2 (задание 2). | 1 | 28.09.12. | двоичное кодирование, двоичная система счисления | ||
5. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | 1 | 05.10.12. | двоичное кодирование, двоичная система счисления | ||
6. | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1). | 1 | 12.10.12. | кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации | ||
7. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2) | 1 | 19.10.12. | кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации | ||
8. | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | 1 | 26.10.12. | двоичное кодирование, текстовый документ | ||
9. | Растровое кодирование графической информации. | 1 | 15.11.12. | графический объект, пиксель, растровое кодирование | ||
10. | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. | 1 | 22.11.12. | векторное кодирование | ||
11. | Единицы измерения информации. Практическая работа №5. | 1 | 29.11.12. | бит, байт, Кб, Мб, Гб | ||
12. | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2). | 1 | 06.12.12. | информация, знание, факт, правило | ||
13. | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4). | 1 | 13.12.12. | ощущение, восприятие, представление | ||
14. | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7. | 1 | 20.12.12. | логика, объект, признак, понятие | ||
15. | Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2). | 1 | 27.12.12. | анализ, синтез, сравнение, обобщение | ||
16. | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа. | 1 | 10.01.13. | |||
17. | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задание 3) | 1 | 17.01.13. | Содержание и объем понятия | ||
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №8 (задания 4-5) | 1 | 24.01.13. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. | ||
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 1-2) | 1 | 31.01.13. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности | ||
20. | Определение понятия. Практическая работа №9 (задания 3-6) | 1 | 07.02.13. | понятие | ||
21. | Классификация. Практическая работа №8 (задания 7-8) | 1 | 14.02.13. | классификация | ||
22. | Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 1-2) | 1 | 21.02.13. | суждение, виды суждений, условия | ||
23. | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 3-4) | 1 | 28.02.13. | умозаключение | ||
24. | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №11. | 1 | 14.03.13. | постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм | ||
25. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | 1 | 21.03.13. | исполнитель, система команд исполнителя | ||
26. | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | 1 | 04.04.13. | список и таблица, блок - схема | ||
27-28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №12. | 1 | 11.04.13. 18.04.13. | тип алгоритма, линейный алгоритм | ||
29-30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 13. | 1 | 25.05.13. 02.05..13. | тип алгоритма, условие, ветвление | ||
31-32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №14. | 1 | 16.05.13. 23.05.13. | тип алгоритма, циклический алгоритм | ||
33 | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15. | 1 | 30.05.13. | алгоритм, исполнитель, блок-схема, виды алгоритмов, файл, папка | ||
34 | Резерв учебного времени. | 1 |
Информационно-методическое обеспечение
УМК
- Босова Л.Л., учебник «Информатика 6», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (основной);
- Макарова Н.В., учебник «Информатика 5-6», Питер 2006 год (дополнительно);
- Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса, 5-е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (дополнительно).
Список литература для учителя
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Список литературы для учащихся
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
Сайты
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
- metodist.lbz.ru›Авторские мастерские›Информатика и ИКТ›Босова Л
- alleng.ru
- smorodino5.ucoz.ru›load…dlja_6…po_umk…bosovoj…143
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы
материал содержит рабочую программу по нформатике и ИКТ для 10-11 классов...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой
Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...
Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019
Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...