Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Леснова Елена Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики и ИКТ для 8 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и ИКТ (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.

Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной  рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их  склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:  

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для      человека и окружающей его среды.

При отборе содержания учебника авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Учебник является основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме учебника включены авторская программа по курсу информатики и ИКТ в основной школе, методическое пособие для учителя, набор цифровых образовательных ресурсов на CD.

Методическое пособие содержит методические рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики и ИКТ в 8-9 классах. В методическом пособии даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Благодаря сетевой составляющей, ученики могут участвовать в дистанционных олимпиадах по изучаемому предмету и творческих конкурсах; родители учеников получают возможность принять участие в обсуждении УМК на форумах; учителя могут систематически получать консультации авторского коллектива и методистов, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии электронных образовательных ресурсов, дополнительные  методические и дидактические материалы, обмениваться собственными методическими разработками и т.д.

Определённый опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. Но именно в 8 классе начинается систематическое изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебнике изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок –контроля, урок-защита проекта, урок - исследования.

Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.

Ожидаемые образовательные результаты

знать / понимать:

  1. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  2. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  3. назначение и функции операционных систем;

уметь

  1. оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  2. распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  3. использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  4. оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  5. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  6. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  7. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  8. наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  9. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  2. ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  3. автоматизации коммуникационной деятельности;
  4. соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  5. эффективной организации индивидуального информационного пространства.

         Изучение информатики в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих компетенций:

ценностно-смысловая - осмысленная организация собственной деятельности;

информационная - учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее;

коммуникативная - совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог;

Учебно-познавательная компетенция- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Общекультурная компетенция- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

20%от34 часов

Использование проектной деятельности

30%от34 часов

Использование исследователь-

ской деятельности

20%от34 часов

1.

Информация и информационные процессы

.Понятие об информации.

9

3

1

3

2.

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

6

2

2

3.

Обработка графической информации

4

3

2

4.

Обработка текстовой информации

9

7

2

5.

Мультимедиа

4

2

2

2

Итого:

34

12

3

11

Основное содержание тематического плана


п/п

Тематический блок, тема учебного занятия

Кол-во

часов

Тема «Информация и информационные процессы»

1

Устройство компьютера: центральное устройство, устройства ввода и вывода. (урок-лекция)

1

2

Информация и её свойства. (урок-лекция, ИД)

1

3

Представление информации. (урок-лекция)

1

4

Дискретная форма представления информации. (урок-лекция)

1

5

Единицы измерения информации (урок-практикум)

1

6

Информационные процессы. Обработка информации.

 (урок-практикум, ИД)

1

7

Информационные процессы. Хранение и передача информации. (урок-практикум)

1

8

Всемирная паутина как информационное хранилище.

(урок - исследование)

1

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

(урок-защита проекта)

1

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

10

Основные компоненты компьютера (урок-лекция, ИД)

1

11

Персональный компьютер. (урок-лекция)

1

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение (урок-лекция)

1

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение (урок-лекция)

1

14

Файлы и файловые структуры (урок – практикум, ИД)

1

15

Пользовательский интерфейс (урок – практикум)

1

16

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа (урок-контроль)

1

Тема «Обработка графической информации»

17

Формирование изображения на экране компьютера

(урок – практикум, ИД)

1

18

Компьютерная графика (урок – практикум)

1

19

Создание графических изображений (урок – практикум, ИД)

1

20

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

(урок-контроль)

1

Тема «Обработка текстовой информации»

21

Текстовые документы и технологии их создания

(урок – практикум)

1

22

Создание текстовых документов на компьютере

(урок – практикум, ИД)

1

23

Прямое форматирование (урок – практикум)

1

24

Стилевое форматирование (урок – практикум)

1

25

Визуализация информации в текстовых документах

(урок – практикум)

1

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

(урок – практикум)

1

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

(урок – практикум)

1

28

Оформление реферата «История вычислительной техники»

(урок-исследование)

1

29

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.

(урок-контроль)

1

Тема «Мультимедиа»

30

Технология мультимедиа. (урок – лекция)

1

31

Компьютерные презентации (урок – практикум, ИД)

1

32

Создание мультимедийной презентации (урок – практикум, ИД)

1

33

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».  (урок-защита проекта)

1

Итоговое повторение

34

Основные понятия курса. (урок-защита проекта)

35

Итоговое тестирование. (урок-контроль)

 Резерв учебного времени.

Итого:

34

Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата проведения

Корректировка

Основные понятия

и термины

по плану

по факту

Информация и информационные процессы

1.

Устройство компьютера: центральное устройство, устройства ввода и вывода

1

03.09.12.

Компьютер

2.

Информация и её свойства

1

10.09.12.

Информация

3.

Представление информации

1

17.09.12.

Представление информации

4.

Дискретная форма представления информации

1

24.09.12.

Дискретная информация

5.

Единицы измерения информации

1

01.10.12.

Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

6.

Информационные процессы. Обработка информации.

1

08.10.12.

сигнал, дискретный сигнал, непрерывный сигнал, виды информации, свойства информации

7.

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

1

15.10.12.

8.

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

05.11.12.

9.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа

1

12.11.12.

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

10.

Основные компоненты компьютера

19.11.12.

Устройства компьютера

11.

Персональный компьютер.

26.11.12.

ПК, ЭВМ, процессор, материнская плата, сервер, клиент, ПО,ОС, файл, интерфейс

12.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

03.12.12.

Программное обеспечение

13.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

10.12.12.

Системы программирования

14.

Файлы и файловые структуры

1

17.12.12.

Файлы

15.

Пользовательский интерфейс

1

24.12.12.

16.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

1

14.01.13.

Обработка графической информации

17.

Формирование изображения на экране компьютера

1

21.01.13.

Пиксель, растр, глубина цвета, разрешение экрана, видеокарта, частота обновления экрана

18.

Компьютерная графика

1

28.01.13.

19.

Создание графических изображений

1

04.02.13.

20.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

1

11.02.13.

Обработка текстовой информации

21.

Текстовые документы и технологии их создания

1

18.02.13.

Текстовые документы

22.

Создание текстовых документов на компьютере

1

25.02.13.

Форматирование, стиль, начертание, межстрочный интервал, параметры страницы, кодовая таблица

23.

Прямое форматирование

1

04.03.13.

Прямое форматирование

24.

Стилевое форматирование

1

11.03.13.

Стилевое форматирование

25.

Визуализация информации в текстовых документах

1

18.03.13.

Визуализация информации

26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

25.04.13.

Распознавание текста

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

08.04.13.

28

Оформление реферата «История вычислительной техники»

1

15.04.13.

29

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.

1

    22.04.13.



Мультимедиа

30-31

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации

1

29.05.13.


Мультимедиа, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения, презентация, слайд, анимация, гиперссылка

32

Создание мультимедийной презентации

1

    06.05.13

33

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа

1

13.05.13.

Итоговое повторение

34-35

Основные понятия курса.

Итоговое тестирование.

1

20.05.13.

27.05.13.

Итого:

34

Информационно-методическое обеспечение

УМК

  1.  Л.Л. Босова, А.Ю. Босова  «Информатика и ИКТ» 8 класс «Бином» Лаборатория знаний 2011 г.

Список литературы для учителя

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова  «Информатика и ИКТ» 8 класс «Бином» Лаборатория знаний 2011 г.
  2. Босова Л.Л. Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным и коммуникационным технологиям для V-IV классов — М.: Образование и информатика,  2004. — №10.
  3. Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
  4. Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
  5. Поурочные разработки по информатике. А.Х. Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.
  6. Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
  7. Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
  8. Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог  М, 2006

Список литературы для учащихся

       1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова  «Информатика и ИКТ» 8 класс «Бином» Лаборатория

           знаний 2011 г.

       2.  Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.-

           АСТПресс- 2001, 480 с.

Сайты

  1. reader-mania.ru
  2. my-shop.rushop/set/2486/sort/a/page/1.html
  3. https://sites.google.com
  4. reader-mania.rubook/628463
  5. pedsovet.su
  6. Schoolcollekzion.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы

материал содержит рабочую программу по  нформатике и ИКТ для 10-11 классов...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 9 класса на 68 часов по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой

Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...