Рабочая программа по информатике для 9 класса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Горелов Дмитрий Михайлович

Рабочая программа для 9 класса по предмету Информатика и ИКТ. УМК Угринович Н.Д. 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_9_klass.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьминская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

_________ Горелов Д.М.

 «31» августа 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

Козьминской СОШ

___________ Акатова Н.М.

«31» августа 2011 г.

«Утверждаю»

Директор

Козьминской СОШ

__________ Неклюдова Н.А.

«31» августа 2011 г.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 9 класса

Составитель: учитель информатики и ИКТ

МОУ «Козьминская средняя общеобразовательная школа»

Горелов Дмитрий Михайлович

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;  
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, в 1 полугодие - 34 часов; во 2 полугодие - 34 часов, всего за год – 68 часов.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 4.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор WеЬ-страниц.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

  1. Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика-9.  Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2009.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2006.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.

Программное обеспечение:

  1. Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.


Календарно-тематическое планирование

Тема урока, практическое занятие

Глава, параграф, страницы

Тип урока

Пов-торение

Конт-роль

Подготовка к итого-вой аттес-тации

Пример-ные сроки проведе-ния уроков

Приме-чание

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 13 ч.

Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

§1.1.1

Стр. 10

Решение задач

Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации».

§1.1.2, 1.1.3

Стр. 14-15

Стр. 175-177

Компьютерный практикум

Растровая и векторная графика.

§1.2

Стр. 21-24

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

§1.3.1,1.3.2

Стр.28-31

Работа с объектами в векторных графических редакторах. 

Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

§1.3.3

Стр. 32-35

Стр. 179-183

Компьютерный практикум

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. 

Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

§1.3.4

Стр. 35-37

Стр.177-179

Компьютерный практикум

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации».

§1.4

стр. 37-40

стр. 183-188

Компьютерный практикум

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание flash-анимации».

§1.4

стр. 37-40

стр. 183-188

Компьютерный практикум

Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

§1.5

Стр. 40-45

Стр. 188-191

Компьютерный практикум

Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». 

Практическая работа № 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

§1.6

Стр. 45-49

Стр. 191-196

Компьютерный практикум

Решение задач по теме «Кодирование графической и мультимедийной информации»

Глава 1

Контрольная работа № 1. «Кодирование графической и мультимедийной информации».

Глава 1

Тестирование

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации».

§2.1

Стр. 49-52

Стр.196-199

Решение задач

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

§2.2, 2.4

Стр. 52-54, 59-61

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул».

§2.3

Стр.54-59

Стр. 199-201

Компьютерный практикум

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».

§2.5.1, 2.5.2

Стр. 61-66

Стр. 201-203

Компьютерный практикум

Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков».

§2.5.3

Стр. 66-67

Стр. 204-207

Компьютерный практикум

Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

§ 2.6

стр. 67-70

стр. 207-211

Компьютерный практикум

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

§2.7

Стр. 70-71

Стр. 211-212

Компьютерный практикум

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

§2.8

Стр. 71-74

Стр. 212-213

Компьютерный практикум

Контрольная работа № 2  «Кодирование обработки текстовой информации»

Глава 2

Тестирование

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

§3.1.1

Стр. 75-80

Стр. 214-215

Решение задач

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

§3.1.2

Стр. 80-82

Решение задач

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

§3.1.3

Стр. 82-84

Решение задач

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

§3.2.1

Стр. 84-87

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

§3.2.2, 3.2.3

Стр. 87-91

Стр. 216-218

Компьютерный практикум

Встроенные функции.

Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

§3.2.4

Стр. 91-93

Стр. 218-220

Компьютерный практикум

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов».

§3.3

Стр. 93-97

Стр. 220-228

Компьютерный практикум

Базы данных в электронных таблицах.

§3.4.1

Стр. 97-100

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

§3.4.2

Стр. 100-105

Стр. 228-232

Компьютерный практикум

Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»

Глава 3

Тестирование

Повторение по теме «Кодирование и обработка информации»

Глава 1-3

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч.

Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

§4.1.1

Стр.105-108

Блок-схемы алгоритмов.

§4.1.2

Стр. 108

Выполнение алгоритмов компьютером.

§4.1.3

Стр. 109-113

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

§4.2.1, 4.2.2,

Стр. 113-117

Алгоритмическая структура «цикл».

§4.2.3

Стр. 117-119

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

§4.3, 4.4

Стр. 119-124

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

§4.5

Стр. 124-128

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

§4.6

Стр. 128-133

Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

Стр. 233-239

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные».

Стр. 239-242

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор». 

Стр. 242-246

Компьютерный практикум

Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».

Стр. 246-249

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время».

Стр. 249-252

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».

Стр. 252-255

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка».

Стр. 255-257

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов».

Стр. 258-260

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш».

Стр. 261-263

Компьютерный практикум

Графические возможности объектно-ориентированоого языка программирования Visual Basic 2005.

§4.7

Стр. 133-138

Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор».

Стр. 263-267

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат».

Стр. 267-269

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация».

Стр. 270-272

Компьютерный практикум

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Глава 4

тестирование

Глава 5. Моделирование и формализация – 10 ч.

Окружающий мир как иерархическая система.

§5.1

Стр. 138-142

Моделирование как метод познания.

§5.2.1

Стр. 142-145

Материальные и информационные модели.

§5.2.2

Стр. 145-148

Формализация и визуализация моделей.

§ 5.2.3

Стр. 148-152

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3

Стр. 152-154

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку»

§5.4

Стр. 154-157

Стр. 273-279

Компьютерный практикум

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений»

§5.5

Стр. 157

Стр. 279-283

Компьютерный практикум

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений»

§5.6

Стр. 157-161

Стр. 283-285

Компьютерный практикум

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №5.1 Проект «Модели систем управления»

§5.7

Стр. 161-164

Стр. 286-291

Компьютерный практикум

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

Глава 5

тестирование

Глава 6. Информатизация общества – 3 ч.

Информационное общество.

§6.1

Стр. 164-169

Информационная культура.

§6.2

Стр. 169-171

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

§6.3

Стр. 171-174

Повторение по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

§4.1-7.7

Стр.105-138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...