Домашнее задание:помощь или наказание?
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Жукова Татьяна Геннадьевна

Методисты требуют давать как можно меньше домашней работы. Ученики не всегда горят желаниями выполнять то, что задают. А учителя, планируя свою деятельность на уроке, стараются задать на дом не так уж и мало, объясняя это тем, что так учащиеся лучше смогут усвоить материал урока. Как же тут быть?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание: помощь или наказание?

Методисты требуют давать как можно меньше домашней работы. Ученики не всегда горят желаниями выполнять то, что задают. А учителя, планируя свою деятельность на уроке, стараются задать на дом не так уж и мало, объясняя это тем, что так учащиеся лучше смогут усвоить материал урока. Как же тут быть?

По моему мнению, домашние задания задавать нужно. Но они должны нести в себе разнообразие. При подготовке к итоговым работам конечно же это должны быть закрепляющие, обучающие, индивидуальные, а также возможны практические задания. Изучая несколько уроков одну тему, желательно добавлять к домашним заданиям развивающие (необычные) задания. Итогом завершения изучения конкретной темы может быть творческое задание, которое задается заранее (за 4–10 уроков вперед), чтобы ученики могли поэкспериментировать и прийти к лучшему результату.

Важно предлагать детям задания на выбор: не у каждого есть компьютер, не каждый способен глубоко и далеко мыслить. Так же важно поощрять выполнение домашнего задания и не наказывать в результате его невыполнения. Очень редко ученик, не выполнивший домашнее задание, показывает высокие результаты на уроке, то есть оценка за урок у него и так не высока. Достаточно снизить оценку на балл за невыполнение или повысить на 1–2 балла за выполнение домашней работы. Творческое задание может оцениваться вместе с учениками, с учетом их мнения. Конечно же необходимо указывать ребятам на недочеты, чтобы они понимали, как можно в дальнейшем улучшить свою работу.

Итак, все домашние задания я делю на несколько групп:

Закрепляющие. Задания, идентичные заданиям, выполняемым на уроке.

Обучающие. Задания которые учащиеся уже могут выполнить в силу изученного материала, но которые еще не разбирались на уроке.

Развивающие. Задания, которые своим условием или решением связаны с другими предметными областями, а также в результате выполнения которых ученики получают жизненно важные выводы. Необычные задания.

Индивидуальные. Задания разного уровня сложности, разрабатываемые по конкретной теме для разных учащихся.

Творческие. Задания, которые учащиеся получают на некоторый срок, а также на уроке контроля (самостоятельная или контрольная работа), когда старая тема изучена, а новая еще не взята: составление кроссвордов, ребусов, презентаций.

Практические. Задания, требующие для выполнения наличия компьютера.

Вот несколько примеров заданий, которые я даю моим ученикам.

Обучающие.

Тема “Алгоритмы с разветвлением”.

1. Даны 2 числа. Найти наименьшее из них.

2. Даны 3 числа. Найти минимальное.

3. Задано натуральное число а. Является ли оно четным?

Индивидуальные.

Тема “Составление линейных алгоритмов с использованием команд DIV и МOD”.

 Вычисли: 41 div 4, 56 mod 7.

Сравни: 16 div 5 и 16 mod 5, 45 div 6 и 36 div 5, 12 mod 7 и 7 div 3.

Даны два положительных целых числа: а — трехзначное, b — пятизначное. Составьте алгоритм нахождения суммы средних цифр этих чисел. Например, если а = 123, b = 56 789, то s = 2 + 7 = 9.

Развивающие.

Тема “Цифровые основы вычислительной техники”.

1. Выполни перевод координат из двоичной системы в десятеричную систему счисления и отметь точки на координатной плоскости (работа выполняется на обычном листе бумаги в клеточку). Соедини точки в заданной последовательности.

2. Составь задание, подобное выполненному.

Творческие.

Урок выполнения контрольной или подытоживающей тему самостоятельной работы: составить кроссворд или ребус по пройденной теме. 

Тема “Основы работы с графической информацией”.

Проект “Мой рисунок”: учащиеся выполняют рисунок на бумаге и в графическом редакторе. Оба рисунка оцениваются: идея, выполнение, использование изученных приемов рисования.

Тема “Основы работы с текстовой информацией”.

Проект “Мой рисунок-2”: учащиеся создают рисунок в графическом редакторе. Затем переносят его в текстовый редактор и сочиняют историю о нем.

Практические задания.

Тема “Основы работы с системами управления базами данных”.

Создать файл базы данных. Подготовить в нем таблицу “Ученики” с помощью мастера. Таблица должна содержать следующие сведения: Имя, Фамилия, Адрес, Домашний Телефон,Увлечения, Портрет. Полученную таблицу сохранить на электронном носителе.

В настоящее время особое значение приобретают умения собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения. Поэтому  существенная часть домашних заданий должна быть направлена на формирование навыков поиска информации, развитие познавательной активности учащихся, их творческого потенциала, умений самостоятельно конструировать свои знания. Мои основные принципы домашних работ — задание должно быть посильным, интересным, нестандартным, разнообразным. Домашнюю работу ребенок должен хотеть выполнить, а это возможно только при соблюдении вышеперечисленных принципов.

Учитель информатики Жукова Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Родительское собрание в 5 классе "Домашние задания: помощь или контроль?"

Данный материал содержит методтическую разработку родительского собрания, буклет-памятку для родителей  "Домашние задания: помощь или контроль?"  и буклет "Информационно-образовательный порт...

Буклет-памятка для родителей "Домашние задания: помощь или контроль?"

Данный материал включает в себя памятку для родителей "Домашние задания: помощь или контроль?"...

Беседа - диалог "Домашние задания: помощь или контроль"

Родительское собрание в 5 классе по проблеме качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности....

Родительское собрание по теме "Домашние задания: помощь или контроль".

Цель: актуализировать проблему качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности.Задачи-- проанализировать качество выполнения учащимися домашних заданий; определить роль род...

Беседа - диалог "Домашние задания: помощь или контроль"

Родительское собрание в 5 классе по проблеме качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности....