Урок по информатики "Рисуем! Рисуем!"
план-конспект занятия по информатике и икт (6 класс) по теме

Батура Полина Николаевна

Данный урок рассчитан для учащихся 6 класса. Урок является методической разработкой по информатике по теме "Растровое кодирование графической информации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon batura_otkrytyy_urok.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение

«Тарская средняя общеобразовательная школа №3»

Урок информатики

«Растровое кодирование графической информации»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Учитель: Батура Полина Николаевна

Класс: 6

Цель:

Образовательные:

  1. актуализировать основной материал по двоичному кодированию числовой информации;
  2. познакомить учащихся с растровым кодированием графической информации;

Воспитательные:

  1. воспитание познавательной потребности, интереса к предмету; дисциплинированности;
  2. контроль за соблюдением техники безопасности, правильностью посадки за компьютеры.

Развивающие:

  1. развивать внимание, наблюдательность, самостоятельность

Основные понятия: графический объект; пиксель; растровое кодирование, двоичная система счисления

Дополнительные материалы и оборудование: компьютеры, проектор, карточки с проверочной работой «Системы счисления» (Приложение 1), карточки «Отгадай слово» (Приложение 2), практическая работа «Кодирование графической информации» (Приложение 3), смайлы

Ход урока:

  1. Организационный момент — 1 минута
  2. Актуализация знаний — 6 минут
  3. Объяснение нового материала — 15 минут
  4. Физкультминутка – 1 минута
  5. Практическая работа — 15 минут
  6. Подведение итогов — 2 минуты
  1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.
  2. Актуализация знаний. Учитель предлагает ученикам просмотр видеоролика из детского фильма «Фантазии Веснухина».

Итак, ребята, мы просмотрели фрагмент из детского фильма «Фантазии Веснухина». Скажите, о чём данный ролик? Связан ли он с информатикой? Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 

На прошлых уроках мы рассмотрели кодирование числовой и текстовой информации.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с растровым кодированием графической информации, которая поможет нам понять, как представляется графическая информации в компьютере. Запишите в тетради тему урока: «Растровое кодирование графической информации». Но вначале повторим, если заглянуть внутрь компьютера, как кодируется вся информация в памяти компьютера?

Скажите, что такое двоичная система счисления? В обыденной жизни, на уроках информатики, в магазине, какую систему счисления используем мы? Мы рассмотрели алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую, проговорите их. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Мы повторили материал прошлого урока, поэтому вы все справитесь с проверочной работой по данной теме. Я предлагаю вам карточки с тремя заданиями: 1 — теоретический вопрос, 2 — перевод из двоичной системы счисления в десятичную, 3 — перевод из десятичной системы счисления в двоичную. Время выполнения 5 минут. Учащиеся выполняют практическую работу «Системы счисления»

Итак, время вышло, пожалуйста, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверим, как вы справились с заданиями. На экране вы видите правильные ответы и систему оценивания. Обратите внимание!

3 верно выполненных задания – «5»

Выполнены верно 2 и 3 задание – «4»

Выполнены верно 1 и 2, 1 и 3 – «3»

 Учащиеся оценивают работы и ставят оценки.

3. Объяснение нового материала. Работа с презентацией. (Приложение 4) С давних времен люди стремились передать свое восприятие мира в виде рисунка, картины. Ребята, обратите внимание на доску (на доске появляются изображения наскальной живописи, картины художников). Первое умение, приобретенное человеком в своей жизни – это умение рисовать. Люди с раннего детства рисуют на бумаге, на асфальте во дворе, на доске в школе, на холсте.

Компьютеры уже достаточно давно вошли в нашу жизнь. Они изменили мир и возможности человека, и в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Изображения, созданные на компьютере, показываются в динамике или в статике. Преимущество компьютерной графики – возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.

Можно ли в современном мире используя компьютер, знания и умения работы с компьютером стать художником, дизайнером не обладая особым талантом? (Ответы учащихся).

Компьютер в руках обычного человека может превратиться в послушный инструмент воплощения его художественной мысли — той самой, которую он не может воплотить на бумаге.

Какие же чудесные возможности предоставляет нам современный компьютер, но что было раньше.

Первые вычислительные машины работали с числовыми и символьными данными и не имели отдельных средств для работы с графикой, однако уже использовались для получения и обработки изображений.

Программируя память первых электронных машин, построенную на основе ламп, можно было получать узоры. Возникновение компьютерной техники поставило задачу передачи изображения. Просмотр мультфильма «Кошечка» (Приложение 5)

Более 40 лет назад, 1968 год… Группа под руководством Николая Николаевича Константинова создает математическую модель движения животного (кошки). Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения обыкновенных (в математическом смысле слова) дифференциальных уравнений, рисует мультфильм “Кошечка”, содержащий даже по современным меркам удивительную анимацию движений кошки, созданную компьютером.

4. Физкультминутка. Просмотр анимации (Приложение 6).

Современные компьютеры оснащены различными программами для работы с графикой.  Сегодня мы рассматриваем первый вид графических изображений – растровые. Основным понятием, связанным с растровыми изображениями, является слово, закодированное двоичным кодом. Ваша задача – раскодировать данное слово. Учащиеся получают листы с заданием и таблицей кодировки.

Итак, совершенно верно ответ – пиксель. Последовательностью нулей и единиц можно закодировать и графическую информацию. Вам наверняка знакомо увеличительное стекло. Его ещё называют лупа. Пиксели на изображении можно рассмотреть с помощью лупы. Это приспособление позволяет рассматривать мелкие детали, которые не видны, как говорится, «невооруженным глазом».

Чтобы детально рассмотреть компьютерный рисунок, можно воспользоваться инструментом Масштаб.

На увеличенном рисунке видно, что он состоит из маленьких точек. Эти точки называются пикселями. Слово пиксель в переводе с английского «picture element» - элемент рисунка. Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на мельчайшие фрагменты – пиксели. Учащиеся записывают в тетради.

Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом. Такой способ называется растровым кодированием. Совокупность точечных строк образует графическую сетку, или растр. Учащиеся записывают в тетради. Отсюда и название растровое кодирование.

Редактор, который позволяет создавать растровые изображения, называется растровым редактором. Знакомый вам Paint.  Учащиеся записывают в тетради.

Итак, растровое изображение представляет собой мозаику из очень мелких элементов – пикселей. Как вы видите, принцип растровой графики чрезвычайно прост. Он был изобретен и использовался людьми за много веков до появления компьютеров. Изображение строится из отдельных элементов в таких направлениях искусства, как мозаика, витражи, вышивка.

Рассмотрим простую черно-белую картинку:

Учитель: Данное изображение состоит из пикселей. Совокупность пикселей образует графическую сетку, растр. Давайте закодируем данное изображение в виде последовательности 0 и 1. Каждую пустую (белую) клеточку рисунка мы закодируем нулем, а закрашенную (черную) – единицей. Каждый из вас получит фрагмент изображения, который необходимо закодировать. В результате мы должны получить двоичный код этой картинки:

0000000000011100
1000000100000110
1100001100000011
1111111100000011
1101101100000011
1111111100000011
1111111111111110
0111111011111110
0001100011000110
0000000011000110
0000000111001110
0000000111001110

5. Практическая работа «Кодирование графической информации»

  1. Откройте графический редактор Paint
  2. Выполните команду Вид - Линии сетки - Масштаб
  3. Используя двоичный код картинки, восстановите рисунок. Для этого клетку с 1 — закрасьте черным цветом, клетку с 0 — закрасьте белым цветом.
  4. Позовите учителя, для оценивания практической работы. Сохраните рисунок: имя файла: Кодирование 5 класс.
  5. Выключите программу Paint, выключите компьютер.

6. Подведение итогов. Учитель выставляет оценки. Д/з - Придумайте и нарисуйте простые черно-белые картинки (закрасьте клетки) и запишите их двоичные коды.

Двоичный код

Рисунок

Рефлексия. Учащиеся расставляют на красках разноцветные смайлики.

вам понравился урок, было интересно работать, все понятно

 

вам понравился урок, но вам было скучно и вы не все поняли

вам не понравился урок, вы ничего не поняли

Приложение  1

Проверочная работа «Системы счисления»

1 вариант

1. Двоичная система счисления – это …

2. Переведите число 15 из десятичной системы счисления в двоичную систему.

3. Переведите число 0011 из двоичной системы счисления в десятичную систему.

Проверочная работа «Системы счисления»

2 вариант

1. Двоичная система счисления – это …

2. Переведите число 18 из десятичной системы счисления в двоичную систему.

3. Переведите число 0101 из двоичной системы счисления в десятичную систему.

Ответы:

Проверочная работа «Системы счисления»

1 вариант

1. Двоичная система счисления – это система счисления, которая имеет алфавит, состоящий из двух символов 0 и 1.

2. 1510 = 11112

3. 00112 = 310

Проверочная работа «Системы счисления»

2 вариант

1. Двоичная система счисления – это система счисления, которая имеет алфавит, состоящий из двух символов 0 и 1.

2. 1810 = 100102

3. 01012 = 510

Приложение 2

Карточка «Отгадай слово»

Задание: закодировать информацию с использованием таблицы кодов. Код:

11001111

11001000

11001010  

11010001

11000101

11001011

11011100

Таблица кодов:

Символ 

Двоичный код 

Символ 

Двоичный код 

Символ 

Двоичный код 

А

11000000

Л

11001011

Ц

11010110

Б

11000001

М

11001100

Ч

11010111

В

11000010

Н

11001101

Ш

11011000

Г

11000011

О

11001110

Щ

11011001

Д

11000100

П

11001111

Ъ

11011010

Е

11000101

Р

11010000

Ы

11011011

Ж

11000110

С

11010001

Ь

11011100

3

11000111

Т

11010010

Э

11011101

И

11001000

У

11010011

Ю

11011110

Й

11001001

Ф

11010100

Я

11011111

К

11001010

X

11010101

Ответ: пиксель

Приложение 3

        Практическая работа «Кодирование графической информации»

  1. Откройте графический редактор Paint
  2. Выполните команду Вид - Линии сетки – Масштаб

  1. Используя двоичный код картинки, восстановите рисунок. Для этого клетку с «1» — закрасьте черным цветом, клетку с «0» — закрасьте белым цветом.

00011000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10011001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10011001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00011000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Позовите учителя, для оценивания практической работы. Сохраните рисунок: имя файла: Кодирование 5 класс.
  2. Выключите программу Paint, выключите компьютер.

Ответ:

00011000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10011001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10011001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00011000

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по литературе "Рисуем словом"

Если Вы не знаете с чего начать учебный год - этот материал поможет  Вам!...

Урок по ИЗО "Рисуем подводный мир"

Урок по ИЗО, акварель...

Фрагмент урока по математике "Рисуем по координатам"

При изучениитемы "Координатная плоскость" в 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости использую рисунки. Предлагаю Вам один из фрагментов урока....

Презентация для урока изобразительного искусства "Рисуем античную архитектуру"

Презентация "Рисуем античную архитектуру" предназначена для уроков изобразительного искусства в 6-7 классах. а также для дополнительных и самостоятельных занятий рисованием....

Разработка урока по теме "Рисуем, строим, мастерим"

Урок немецкого языка в 5 классе завершает работу по теме "Рисуем, строим, мастерим". Он проходит в форме защиты проекта "Макет города", ребята описывают свои поделки - макеты зданий города, объясняют,...

Презентация для урока изобразительного искусства " Рисуем архитектуру средневековья"

Презентация для урока изобразительного искусства  " Рисуем архитектуру средневековья"Материал может быть использован на уроках ИЗО и внеклассных занятиях творчеством.ВНИМАНИЕ!!!Познаком...

Конспект урока "Я буду рисовать Джамилю и Данияра (Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Образы главных героев.)", 9 класс

Открытый урок "Я буду рисовать Джамилю и Данияра (Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Образы главных героев.)", 9 класс"(Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Обр...