СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ по предмету ИНФОРМАТИКА ДЛЯ 9 КЛАССА
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Мосолова Надежда Ивановна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ" ,по предмету ИНФОРМАТИКА ,ДЛЯ 9  КЛАССА на 2013-2014 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_informatika.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ-ООШ с. Чкалово

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от ____ _____________ 2013 г.  № ____

Руководитель МО

_____________ Дунина Н.П.

подпись

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора

_______________ Круковская Т.Б. подпись

_____________ 2013г.  № ____

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы МОУ-ООШ

_________________ Абдулина Г.Е.

подпись

Введено приказом № _______

от _____   _____________ 2013г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

по предмету ИНФОРМАТИКА

ДЛЯ 9  КЛАССА

                                                                                                       Учитель : Мосолова Н.И.

2013-2014 уч.год

Пояснительная записка

Информатику можно рассматривать как науку об информации, ее роли в жизни человека; как ремесло, освоение которого в наше время просто необходимо и как искусство, заключающееся в процессе создания полезных компьютерных программ.

На уроках информационных технологий в основной школе учащиеся осваивают приемы работы с офисными приложениями и, перейдя в 10 класс, впервые знакомятся с принципами объектно-ориентированного программирования в рамках базового курса информатики (по программе Н.Д. Угриновича). К сожалению, описываемые в учебнике [1] примеры задач скорее иллюстрируют особенности реализации языка программирования, чем значение умения программировать. В условиях ограниченности приобретенных знаний, учащиеся не пытаются искать им практическое применение и интерес к предмету падает.  

Элективный курс для предпрофильной подготовки «Секреты создания полезных компьютерных программ» посвящен знакомству с искусством создания полезных Windows-приложений (тестов, обучающих программ, программ моделирующих различные физические явления). Он позволит учащимся 9-х классов гимназии или лицея, ориентирующимся на выбор информационно-технологического профиля, познакомиться со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими.

Цели и задачи предлагаемого курса

  • создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;
  • расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью компьютера;
  • дать представление о принципах устройства и технологии разработки «настоящих» Windows-приложений;
  • познакомить со спецификой профессии программиста.

В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. Если одному учащемуся достаточно создать программу аналогичную разобранной, другому предлагаются дополнительные задания, вносящие усовершенствования в итоговый программный продукт.

При организации занятий предпочтительней использовать групповые формы работы. В этом случае, школьники, имеющие затруднения в реализации программного кода, смогут проявить себя как сценаристы или как дизайнеры-оформители на этапе создания интерфейса будущего приложения.

Курс построен по модульному принципу. Каждый модуль содержит теоретический блок и практические задания с указаниями учителя. Модули представляют собой цепочку постепенно усложняющихся задач для решения, которых учащимся требуется освоить все новые и новые приемы программирования. Все этапы изготовления программного приложения тщательно разбираются учителем совместно с детьми. Изучение каждого модуля завершается разработкой полностью законченной программы. В большинстве случаев при решении очередной практической задачи используется программный код предыдущего упражнения, таким образом, экономится время урока.

На изучение курса отводится 12 часов.

Учебно-тематический план

Модуль / № урока

Наименование

модулей и тем

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

лаб.

раб.

сам.

раб.

1

Машинная графика и анимация

4

1

Основные понятия объектно-ориентированного программирования: объект, класс, экземпляр класса, свойство, метод, событие, инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Знакомство с интерфейсом Visual Basic.

1

1

тестирование

2

Графические методы Visual Basic.

1

1

 

3

Ветвления в программе. Анимация внедренных объектов.

1

1

4

Циклы в программе. Анимация движения.

1

1

контрольная работа

2

Формы представления данных

2

5

Использование свойств объектов Кнопка опций и Флажок для организации выбора в программе. Создание простейшего теста. Знакомство с файловым вводом/выводом.

1

1

6

Переменные величины и их типы. Массивы данных, массивы объектов.

1

0,5

0,25

0,25

Собеседование с учащимися

3

Дополнительные средства проектирования приложений

2

7

Разработка приложения «Графический редактор». Организация диалога с пользователем. Работа с таймером. Приложение «Мишень».

1

1

8

Разработка меню программы. Использование подключаемых компонент для  вызова стандартных диалоговых окон Палитра, Открыть/Сохранить.

1

1

Зачет по результатам самостоятельной работы

4

Разработка проекта

1

9

Самостоятельная разработка учащимися тестирующей или обучающей программы.

1

1

Защита проектов

Содержание программы

Модуль 1. Машинная графика и анимация

Первый модуль является в большей степени вводным. Он посвящен машинной графике и анимации. Здесь отрабатываются необходимые приемы программирования линейных разветвляющихся и циклических конструкций в алгоритмах. Учащиеся знакомятся с практической стороной понятий класс, объект, экземпляр класса, событие, свойство и метод. Учителю следует с особым вниманием отнестись к процессу формирования у обучающихся нового понятийного аппарата. С этой целью проводится первое занятие – лекционное. А затем на каждом следующем уроке отводится время на актуализацию новых понятий – блиц-опросы, кроссворды, ребусы и т.д.

Модуль 2. Формы представления данных

Во втором модуле вводятся понятия общая процедура, переменная, тип переменной, массив переменных, массив объектов; на примере создания тестирующей программы рассматриваются возможности использования файлов для хранения массивов данных, изучаются особенности работы объектов различных классов, методы организации диалога с пользователем.

Модуль 3. Дополнительные средства проектирования приложений

Третий модуль знакомит учащихся с дополнительными средствами проектирования приложений: созданием меню, использованием подключаемых компонент для организации стандартных диалогов Открыть/Сохранить, внедрением в создаваемое приложение средств мультимедиа.

Модуль 4. Разработка проекта

В четвертом модуле – самостоятельная работа учащихся над созданием собственных тестирующих или обучающих программ. В качестве итога по завершению работы над проектами рекомендуется провести зачет в форме защиты проектов.

Литература для учащихся

  1. Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
  2. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001-2005
  3. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2001-2004.

Методическая литература

  1. Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
  2. Глушаков С.В., и др. Программирование в среде Windows: Учебный курс. – Харьков: Фолио; М.:ООО «Издательство АСТ», 2000
  3. Маргулев А.И. Программирование на языке Visual Basic 5 //Информатика. Вып. 1-3 – 1999. – №23, 28, 31
  4. Паньгина Н.Н. и др. Первое знакомство с Visual Basic //Компьютерные инструменты в образовании, 2001.–№1, 3
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001-2005
  6. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2001-2004
  7. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2001-2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

полезные компьютерные программы

полезные компьютерные программы для начинающего музыканта:MagicScore,Cakewalk Sonar, Музыкальный конструктор,Band-in-box...

Секреты создания школьной газеты

Как создавать школьную газету. На что обращать внимание, Миссия издания....

Информация для родителей. Полезные компьютерные программы.

Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребе­нок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлека­ется, что не замечает стремительно уходящего времени. А резуль­тат - переутомлени...

АОП по предмету Чтение 9класс

АОП по предмету Чтение для 9 класса для детей с умеренной умственной отсталостью составлена по программе Баряевой....

Видео мастер класс по созданию интерактивной компьютерной игры "Найди по силуэту" PowerPoint

Здравствуйте коллеги и гости моей страницы!.В этом видеоуроке я покажу как создать интерактивную игру "Угадай по силуэту" для детей в программе PowerPoint с использованием функции триггер. И...

Информационно-техническая профилизация учащихся путем создания лаборатории компьютерных технологий

На сегодняшний день актуальна задача подготовки специалистов, способных работать в условиях быстрого роста информационных технологий и массовых коммуникаций, дать качественные знания учащимся об инфор...