Главные вкладки

    Урок Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

    Хорошунова Любовь Корнеевна

    Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися и в случае необходимости помогать справиться с трудным заданием. Реализовать данную задачу позволяют представленные мультимедийные продукты (компьютерное тестирование и презентация).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.

    Цели урока :

    Образовательные: 

    создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмических конструкциях следование, ветвление, повторение

    Развивающие: 

    развитие логического мышления, умения анализировать информацию.

    Воспитательные: 

    воспитание самостоятельности, внимательности;

    воспитание положительного отношения к  труду;

    формирование интереса к процессу обучения.

    Тип урока : комбинированный.

    • Задачи урока : обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма;
    • закрепить у учащихся умение выполнять простейшие алгоритмы, записанные на естественном языке;
    • познакомить учащихся с базовыми алгоритмическими конструкциями (следование, ветвление, повторение);
    • научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы :

    В ходе урока используются следующие формы организации учебной деятельности:

    • индивидуальная;
    • коллективная

    Данные формы организации учебной деятельности учащихся реализуются посредством применения таких методов, как самостоятельная работа учащихся (компьютерное тестирование); лекция, сопровождающаяся наглядным материалом (изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации); упражнения на закрепления изученного материала.

    Необходимое оборудование и материалы :

    • компьютер и проектор для демонстрации мультимедийной презентации;
    • компьютеры для проведения тестирования учащихся.

    Ход и содержание урока

    1. Организационный момент .

    I. Организационный момент

    Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

    II. Постановка цели занятия перед учащимися.

    - На предыдущем уроке мы познакомились с понятием алгоритма, а также его свойствами, узнали кто может являться исполнителем алгоритма, рассмотрели примеры алгоритмов.

    Сегодня мы с помощью компьютерного тестирования проверим, насколько вы хорошо усвоили данный материал, а затем приступим к изучению новой темы.

    III. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

    Учащиеся выполняют компьютерное тестирование на знание и понимание материала, усвоенного на предыдущем уроке. Учитель выставляет в журнал отметки, полученные учащимися, и вместе с ними анализирует ошибки, допущенные при выполнении данного задания.

    IV. Изучение нового материала.

    Учащиеся записывают тему урока, оформляют конспект в тетрадях.

    Каждый человек в повседневной жизни решает огромное количество задач. Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов и может быть представлено в виде алгоритма.

    В настоящее время существует всего три базовых алгоритмических конструкции:

    • следование (линейный алгоритм);
    • ветвление (разветвляющийся алгоритм);
    • повторение (циклический алгоритм).

    Алгоритмическая конструкция следование

    Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным (рис. 1).

    Пример линейного алгоритма:

    Приготовление салата

    Алгоритмическая конструкция ветвление

    В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки: если идет дождь, мы берем зонт; если жарко, надеваем легкую одежду.

    Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).

    Различают полные (рис. 3) и неполные (рис. 5) ветвления.

    В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.

    Пример неполного ветвления:

    Сборы на прогулку

    В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие1, в противном случае будет выполнено действие2.

    Пример полного ветвления:

    Является ли четным число?

    Алгоритмическая конструкция повторение

    Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз.

    Например, если надо подсчитать, сколько раз буква "о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой задачи исполнить ее человеку трудно (особенно если текст довольно большой), а для компьютера это работа на несколько секунд.

    Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока выполняется заданное условие.

    Группу повторяющихся действий называют телом цикла. Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать 2 круга на стадионе.

    Циклы позволяют записать длинные последовательности действий с помощью небольшого числа повторяющихся команд.

    Ситуацию, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.

    Различают три вида циклических алгоритмов:

    • цикл с предусловием;
    • цикл с постусловием;
    • цикл с параметром.

    1. Цикл с предусловием

    Работа цикла с предусловием начинается с проверки условия. Переход к выполнению тела цикла осуществляется только в том случае, если условие истинно, в противном случае происходит выход из цикла.

    Пример цикла с предусловием:

    Ремонт

    1. Цикл с постусловием

    Работа цикла с постусловием начинается с выполнения тела цикла. Таким образом, оно будет реализовано хотя бы один раз. После этого происходит проверка условия. Если условие не выполняется, то происходит возврат к выполнению действий. Если условие истинно, то осуществляется выход из цикла.

    Пример цикла с постусловием:

    Стирка

    1. Цикл с параметром

    Цикл с параметром (или цикл со счетчиком) - это цикл с заранее известным числом повторов.

    Тело цикла выполняется заданное количество раз.

    Пример цикла с параметром:

    Пришиваем пуговицы

    V. Закрепление изученного материала.

    Задание

    Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:

    1)

    Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь.

    2)

    Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    3)

    Ответ: Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

    4)

    Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.

    VI. Подведение итогов урока.

    –  Сегодня на уроке мы познакомились с тремя основными алгоритмическими конструкциями. Назовите их.

    Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение).

    – Какие существуют виды ветвлений? (полные и неполные)

    – Какие существуют виды циклических алгоритмов? (циклы с предусловием, с постусловием и с параметром)

    Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

    – На столах у вас лежат карточки.

    Заполните их, продолжив фразы:

    1. На уроке я узнал…
    2. Мне было трудно…
    3. Было интересно…
    4. Я хотел бы…

    Домашнее задание

    § 34, § 36,

    выучить конспект в тетради,

    выполнить задание по карточке

    В помощь учителю

    Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

    Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися и в случае необходимости помогать справиться с трудным заданием. Реализовать данную задачу позволяют представленные мультимедийные продукты (компьютерное тестирование и презентация).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока Алгоритмические конструкции: ветвление, следование, цикл.2014-2015 год

    В конспекте урока ставятся цели: дать определение алгоритмической конструкции следование, ветвление, цикл, показать графическое исполнения каждой из алгоритмических конструкций;  учить составлять...

    Конструкция "ветвление"

    Конструкция "ветвление"...

    урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"

    Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...

    8 кл Проверочная работа Алгоритмические конструкции следование и ветвление

    8 кл Проверочная работа "Алгоритмические конструкции следование и ветвление"Критерии оценивания:задание 1 (2 балла)задание 2 (2 балла)задание 3 (3 балла)"2" - (0-2 балла)"3" - (3 балла)"4" - (4-5 балл...

    Алгоритмическая конструкция "следование"

    Материалы урока по информатике в 8 классе по учебнику Босовой Л.Л. В архиве содержится план-конспект урока, презентация, задания для работы в группах, лист самооценки....

    Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.

    Разработка урока по теме Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.Содержит описание хода урока и рас...