Групповые технологии обучения
статья по информатике и икт по теме

Гришина Елена Алексеевна

Описание технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_tekhnologii.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии

По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно – урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- бригадно-лабораторный метод;

- метод проектов и др.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую  к активизации учебно - познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию;
  • взаимопонимание;
  • рефлексию.

Особенности организации групповой работы являются:

Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;

Задания в группе выполняются таким способом, который  позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, вместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

 Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

  • - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • - инструктаж о последовательности работы;
  • - раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

  • - знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • - распределение заданий внутри группы;
  • - индивидуальное выполнение задания;
  • - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • - подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

  • - сообщение о результатах работы в группах;
  • - анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.

Примеры применения групповых технологий на уроках информатики

Конспект урока

«Оператор цикла с предусловием»

Цели:

  • Научиться составлять программы на Паскале для реализации алгоритма цикла с предусловием
  • Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК
  • Способствовать развитию логического мышления

Используемые технологии: проблемные, групповые, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, ИКТ.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 3 минуты.
  2. Проверка домашнего задания и вопросы на повторение (репродуктивный метод обучения)  - 6 минут.
  1. В каких случаях используется оператор цикла с параметром? Как он работает?
  2. Что такое тело цикла?
  3. Может ли тело оператора цикла с параметром не выполняться ни разу?
  4. Можно ли в теле цикла с параметром не использовать величину – параметр цикла?
  1. Теоретический материал урока. Объяснительно-иллюстративный метод с применением компьютерных технологий. Структура оператора цикла с предусловием. Цикл с предусловием используется тогда, когда число повторений оператора цикла заранее неизвестно, а задаётся некоторое условие продолжения цикла. Типовая задача: подсчитать количество цифр заданного натурального числа. Обсуждение с классом алгоритма подсчёта цифр. Ученики выдвигают предположения. (проблемный метод обучения). 10 минут.
  2. Физкультминутка – 3 минуты
  3. Выполнение практических заданий по группам. (групповая технология и технология дифференцированного обучения) -20 минут
  4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 3 минуты.

Конспект открытого урока

«Решение задач с использованием циклов»

Цели:

  • Научиться решать задачи с циклами
  • Научиться анализировать исходные данные задачи
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК

Используемые образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, игровые, здоровьесберегающие, групповые, ИКТ.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Повторение пройденного (репродуктивный метод обучения). 3 минуты.
    Вопросы:
  1. Что такое ветвление?
  2. Как ветвление изображается на блок-схеме?
  3. Какого типа вопрос должен стоять в ромбике?
  4. Что такое цикл?
  5. Приведите примеры циклических алгоритмов.
  1. Решение задач. 20 минут.
  1. Задача «Налови рыбы». Чтение диалога Незнайки с роботом Янтом в лицах (игровая технология). Обсуждение темы «Почему не вернулся Янт?». Какое условие надо поставить, чтобы Янт вернулся с рыбалки? Предложения детей (проблемный метод обучения).
  2. Задача «Собери пирамидку». Задание: проанализировать условие, стоящее в ромбике и обвести цветным карандашом команды, которые выполняются несколько раз.
  3. Задача «Помоги Золушке разобрать фасоль». Решаем самостоятельно в парах (групповая и игровая технологии).
  1. Физкультминутка – 3 минуты.
  2. Выполнение практического задания. Используя заданный циклический алгоритм, сделать рисунок в графическом редакторе. Информационно-компьютерная технология. 10 минут.
  3. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые технологии обучения

Презентация по организации групповой работы....

Групповые технологии обучения иностранным языкам

Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам....

План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения "Поэтические течения Серебряного века"

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача -  в одинаковом для всех групп комплекте печатной информ...

Активизация образовательного процесса с использованием групповых технологий обучения.

Аннотация: Статья посвящена проблеме повышения качества подготовки бакалавров-энергетиков через использование активных форм и методов обучения. Данная статья демонстрирует использование групповых твор...

Групповые технологии обучения

рекомендую ознакомиться с одной из важных технологий на уроках английского языка...

Урок географии в 8 классе с применением групповых технологий обучения по теме «Климат России»

Урок географии в 8 классе с применением групповых технологий обученияпо теме «Климат России»Цели и задачи урока: Выявление уровня овладения знаниями, умениями и навыками обучающихся по тем...