Доклад Учитель информатики Гафаров Р.Р. МБОУ «СОШ с.Скатовка» Дистанционное обучение
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Гафаров Рейнат Рашитович

 

Доклад на педагогическом совете

Учитель информатики Гафаров Р.Р.

МБОУ «СОШ с.Скатовка»

Дистанционное обучение

 

 Процессы информатизации современного общества, являясь необратимыми, проникают во все сферы деятельности человека, к числу которых в полной мере относится и образование. Информатизацию образования принято считать третьей революцией в сфере образования, которая может оказать более радикальное воздействие на способы мышления и обучения, чем две предыдущих, порожденные изобретением алфавита и печатного станка.
Постоянный прогресс в области создания и внедрения в систему образования новых технологий  является основным толчком для развития образования. Одной из форм организации образовательного процесса является дистанционное обучение, которое появилось благодаря внедрению в учреждения образования современных средств электронных коммуникаций. 
В результате внедрения новых информационных и коммуникационных технологий расширяется доступ к образованию, а это облегчает взаимодействие между различными типами образовательных учреждений, различными источниками образовательных материалов, а также обеспечивает высокоэффективную поддержку удаленного расположения преподавателя и обучающихся.
Модель обучения:
Дистанционное обучение осуществляется непосредственно Центром, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. 
Обучение осуществляется  учителями, состоящими в штате Центра.
(Приказ Минобрнауки России  от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»)
Основные направления деятельности Центра и образовательного учреждения:
- Осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения. 
- Обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей, к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
- Организация образовательного процесса.
- Организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям обучающихся.
- Ведение учета детей (обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистанционного обучения). 
- Осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей на всех этапах реализации проекта.
Форма обучения: 
Проведение занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.
 и почтовые конференции, чаты, форумы, доски объявлений, электронная почта, электронных заполнение активных  форм для работы над групповыми проектами, публикации в интернете.-Формы обратной связи между учащимися и преподавателями и учащимися между собой изменяются. Средствами телекоммуникационного общения  становятся: теле-видео  
«Дистанционное обучение рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах. При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета». 
(Приказ Минобрнауки России  от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий)
Штатное расписание Центра:
        руководитель Центра (координатор);
        лаборант по обслуживанию ЭВМ;
        учителя-предметники (педагогические работники, которые будут внесены в тарификационные списки с момента начала обучения).
Целевая группа данного проекта  – обучающиеся по общеобразовательным программам, создан банк данных нуждающихся в обучении с использованием дистанционных образовательных технологий.
Обучение в Центре будет проводиться по отдельным предметам базисного учебного плана и по индивидуальным образовательным программам. (Разработка индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана каждого ученика должна осуществляться на основе уровневой дифференциации,  индивидуальных особенностей и интересов обучающихся).
Потенциальные потребители: родители обучающихся, образовательные учреждения, органы управлении образования разного уровня.
Организация контроля на каждом этапе реализации проекта:
- Центр и образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения ведет учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание  законодательства РФ, 2002, N 2, ст. 127). Сохранение сведений о текущей, промежуточной, итоговой аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным. 
- Осуществление контроля за расходованием бюджетных средств.
(Приказ Минобрнауки России  от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
В результате реализации проекта мы сможем обеспечить обучающимся отдаленных сельских школах равные возможности для получения качественного образования, выполнения стандарта ФГОС.
Доступность: оснащение школ современными компьютерами, стандартным пакетом сис-темного и прикладного программного обеспечения, дополнительными устройствами работы с компьютерами. Подключение поставленных компьютеров  к сети Интернет с обеспечением широкополосного доступа.
Техническая поддержка пользователей.
Контент: разработка электронных образовательных ресурсов для использования в обучении.
Новую среду взаимодействия: создание единой обучающей интернет – среды детей, как между собой, так и с учителями в рамках дистанционного образования.
Новые возможности учителей: обновление компьютерного парка и подключение к сети Интернет учителей, участвующих в дистанционном образовании.
Создание методических центров подготовки и поддержки учителей, обучение всех учителей.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из характеристик школы XXI века названа ориентация ее деятельности на использование технологий будущего. Перед школой ставится задача освоения нестандартных форм и методов взаимодействия обучающих и обучающихся, которые позволят реализовать принципы доступности, качества и непрерывности образования. К таким формам обучения относится, прежде всего, дистанционное обучение.

 

В России датой официального признания дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел Приказ № 1050 Минобра¬зования России «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». С этого момента повсеместно открываются новые учебные заведения, использующие дистанционное обучение, появляются центры дистанционного повышения квалификации, совершенствуется нормативно-правовая база. Действует Приказ Минобрнауки России № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». В статье 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 года утверждается право образовательного учреждения использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. В 7 главе проекта нового Закона РФ «Об образовании» предлагается статья 67, регламентирующая порядок применения дистанционных и электронных образовательных технологий.

 

Обозначая круг проблем организации дистанционного обучения и возможных путей их решения, будем помнить, что дистанционное обучение имеет ограничения в применении. В системе общего образования такая форма обучения оправдана как нивелирующая недостатки очного обучения, поэтому основными потребителями услуг дистанционного обучения в системе общего образования Саратовской области будут:

- учащиеся малокомплектных школ;

- педагогические работники;

- учащиеся профильных классов.

 

Ключевой проблемой дистанционного обучения этой группы потребителей остается дефицит качественно разработанных курсов дистанционного обучения по общеобразовательным программам и программам повышения квалификации педагогических работников, а также дефицит квалифицированных специалистов, заинтересованных в разработке курсов.

 

Другая немаловажная проблема заключается в том, что отечественная педагогика пока находится на стадии осознания психолого-педагогических основ организации обучения школьников посредством Интернет-технологий. Вопрос целесообразности дистанционного обучения детей школьного возраста все еще остается дискуссионным. Вследствие отсутствия твердых теоретических установок практического опыта, педагоги общеобразовательных учреждений демонстрируют слабую готовность к реализации учебного процесса, опосредованного компьютерными каналами связи.

 

Ещё одна проблема связана с отсутствием финансово-экономических механизмов организации дистанционного обучения обучающихся общеобразовательных учреждений.

Нельзя не затронуть и проблему технической готовности школ к реализации дистанционного обучения. Вопрос подключения общеобразовательных учреждений к сети Интернет практически снят с повестки дня. Между тем, соблюдение провайдерами договоренности о скорости Интернет-соединений все еще остается проблематичным.

 

Наиболее эффективно использование дистанционных образовательных технологий при решении следующих задач:

 

Организация обучения детей-инвалидов.

 

При обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна реализация основных образовательных программ в основном посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий, за исключением промежуточной и итоговой аттестации. Организация обучения на основе использования дистанционных технологий позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию.

 

Работа учеников в виртуальных классах происходит при удалённости друг от друга практически всех субъектов образования. Меняется роль и место всех основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения. Чтобы реализовать эти возможности, требуется высокопрофессиональная координация обучения со стороны всех участников образовательного процесса, работающих в определённой и отлаженной педагогической системе.

 

Организация профильного обучения учеников общеобразовательных школ.

 

Здесь возможны варианты организации образовательного процесса с разным соотношением дистанционной и очной частей образовательных программ:

- ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удалённой от них информацией, различными образовательными объектами, с учениками из других школ, со специалистами в изучаемых областях. Для этого используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Центр учебного процесса сохраняется в очной школе. Дистанционное обучение является в этом случае дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач.

- ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удалённый от них учитель профильного курса. Занятия проводятся дистанционно и имеют целью углублённое изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п.

- ученики обучаются не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная программа составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведения, родители ученика.

 

Организация обучения обучающихся малокомплектных сельских школ.

 

В случаях когда, например, в очной школе нет необходимого педагога (педагогов), дистанционный учитель ведёт у учеников учебный предмет (предметы), который(е) входит(ят) в базовый компонент школьного образования. Расширяется круг педагогов и специалистов малокомплектной школы, доступные массивы информации, количество и качество коммуникаций. Педагог может вести занятия как с учениками своей школы (очно), так и с удаленными от него учащимися из других школ, городов, сел (дистанционно).

 

Для реализации дополнительных образовательных программ, дистанционные образовательные технологии могут использоваться по усмотрению образовательной организации частично или в полном объеме. 

 

Обязательным условием является наличие у образовательной организации имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимым для качественного освоения соответствующей образовательной программы.

 

Порядок и формы доступа обучающихся к электронным образовательным и информационным ресурсам при освоении образовательной программы определяется локальным актом образовательной организации.

 

Эффективность дистанционного обучения достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей обучающегося. Учитываются все временные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются учитель и ученик.

 

При том, что дистанционное образование может предполагать расположение участников на разных территориях, многие подтверждают, что получают намного больше индивидуального внимания и возможностей взаимодействовать с учителем и соучениками, чем это было возможно в обычных условиях. Качественная дистанционная программа вовлекает обучающихся с помощью групповых проектов и онлайновых дискуссий. При этом учителя своевременно отвечают на вопросы и регулярно оценивают работу учеников, а ученики имеют множество возможностей для взаимодействия друг с другом.

 

На этапе передачи сведений и учебного материала практически отсутствует разница между очной и дистанционной формами обучения. При переходе к активным методам обучения, где требуется живой контакт, живая дискуссия, столкновение точек зрения, ведущую роль в обеспечении качества образования играет степень владения передовыми информационно-коммуникативными технологиями, которые помогают осуществить такое взаимодействие в режиме онлайн. При правильной организации учебного процесса дистанционные технологии эффективны даже в изучении практикоориентированных курсов.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии дают возможность организовать обучение обучающихся в удобное время и в удобном месте, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося, по индивидуальному расписанию (особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья). Использование средств электронного контроля знаний повышает объективность и независимость оценок. Наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера и средств коммуникаций.

 

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования определяет профильное обучение как средство индивидуализации и дифференциации обучения. Реализация индивидуальных образовательных потребностей обучающихся становится одной из приоритетных задач образовательных организаций (учреждений). Организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности обучающихся, стимулирует развитие самостоятельности в организации деятельности. Учащиеся приобретают не только новые информационные компетенции, необходимые каждому профессионалу для успешного функционирования в любой деятельности, но и пополняют перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности.

 

При организации дистанционного обучения важно соблюдать принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности обучающихся с учетом его индивидуальных возможностей, образовательных потребностей. Дистанционные формы занятий, какими бы массовыми они ни были, должны быть направлены на выявление индивидуальных способностей обучающихся, развитие их личностного мировоззрения.

 

Для администраторов, организаторов, координаторов дистанционного обучения эта система позволяет привлекать к обучению учеников лучших преподавателей вне зависимости от места их проживания, что особенно важно для учебных заведений, расположенных не в самых густонаселенных регионах. Дистанционное обучение дает возможность силами того же педагогического состава обучать больше учеников.

 

Преподавателям дистанционного обучения не надо покидать дом, как для посещения занятий, так и для подготовки учебно-методических материалов, а это дает возможность преподавать всем тем, кто умеет и хочет это делать - вне зависимости от занятости дома (например, женщинам, воспитывающих маленьких детей) и состояния здоровья (например, опытным немолодым преподавателям). Кроме того, свободный график открывает всем преподавателям дистанционного обучения широкие возможности для совместительства, поскольку обязательные присутственные часы могут быть сокращены до минимума.

 

Однако дистанционное обучение требует от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий.

 

Данные методические рекомендации помогут участникам образовательного процесса эффективно организовать в образовательном учреждении систему дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для самостоятельной работы

Арстангалиевой Н.М.

  1. Каковы главные отличия современных контрольно-измерительных материалов (КИМ) от экзаменационных материалов прошлых  лет?

В 2012 году общая структура контрольных измерительных материалов сохраняется.

 При этом увеличивается доля заданий, предполагающих обработку и представление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), и качественных вопросов по физике на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла физических законов. Анализ   всех изученных мной вариантов  КИМов  показывает, что они становятся  более связанны с теоретическим и практическим материалом,  изучаемых  на уроках. Также задания, имеют ярко выраженное направление, на проверку основных, «ключевых» знаний  учащихся.

Как мы видим из сравнения КИМа 2008 и КИМа 2012 увеличилось время на 30 минут, уменьшилось количество заданий.

КИМ 2008

На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 26 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий (1 – 18. Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (19 – 22). Часть 3 содержит 4 задания (23 – 26), на которые следует дать развернутый ответ.  Задание 23 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

КИМ 2012

           На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа

           (180 минут). Работа состоит из 3-х частей и включает 25 заданий.

           Часть 1 содержит 18 заданий (1–18).

           Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (19–21

           Часть 3 содержит 4 задания (22–25), на которые следует дать

            развёрнутый ответ. Задание 22 экспериментальное, и для его выполнения необходимо

воспользоваться лабораторным оборудованием.

  1. Проанализируйте собственный педагогический опыт и на его основе попробуйте дополнить или развить соображения о том, почему ученикам трудно решать задачи по физике.

Решение задач составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на  любом уровне образования- от первоначального школьного до специального физического. Судить о степени понимания  физических законов можно по умению сознательно их применять для анализа конкретных физических  явлений, то есть для решения задач. Мой опыт работы в школе показывает, что наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос « с чего начать», то есть не  само использование физических законов, а  именно выбор - какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного явления. Это умение выбрать путь решения задачи, то есть умение определить, какие именно физические законы описывают рассматриваемое явление, как раз и свидетельствуют о глубоком и всестороннем понимании физики.

Основными мне видятся следующие причины:
1. Ученики не понимают смысла физических законов.
Понимание смысла физических законов – главная цель школьного курса, но понимание этих законов может родиться только в осознанной деятельности  по применению этих законов.
2. Ученики не умеют идеализировать ситуации, описанную в задаче, выделяя главное и отбрасывая второстепенное.
3. Учащиеся не запоминают физических формул и обозначений физических величин.
4. Ученики не распознают в физических формулах уравнений.
5. Ученики часто не знают, с чего начать решение задачи.
Для многих учеников наиболее трудным является первый шаг в решении задачи: они не видят, как искомая величина связана с данными в условии.
6.Ученики теряются при решении экспериментальных задач.
Экспериментальные и расчётные задачи  разделены между собой. Поэтому учащиеся теряются и пытаются вспомнить, как они   выполняли соответствующую  лабораторную работу.
7. Ученикам не интересно решать задачи.

  1. Найдите в доступных Вам открытых материалах ГИА и ЕГЭ три задания, в которых проверяется понимание основных физических законов на качественном уровне.

1)

В катушку, соединённую с гальванометром, вносят магнит. Сила

индукционного тока зависит

А) от скорости перемещения магнита

Б) от того, каким полюсом вносят магнит в

катушку

Правильный ответ –

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

2)

 Чему равен угол падения луча на границе вода – воздух, если известно, что

угол преломления равен углу падения?

1) 90°

2) 60°

3) 45°

4) 0°

3) Можно ли набрать жидкость в шприц, находясь в космическом корабле в

состоянии невесомости? Ответ поясните.

4. Приведите 2–3 примера ключевых ситуаций из различных разделов  школьного курса физики (кроме механики).

Ключевых учебных ситуаций во всём школьном курсе физики немного (несколько десятков) и на их основе  составлены тысячи задач. Результатом  использования ключевых ситуаций может служить следующее:
1.ключевые ситуации позволяют наглядно показать проявление и применение физических законов;
2.ключевые ситуации можно  проанализировать с помощью школьного курса математики;
3.ключевые ситуации позволяют установить взаимосвязь между физическими законами и физической интуицией.
К  ключевой ситуации в разделе  электричество,  является решения задач на основе практической работы « Закон Ома». В разделе, тепловые явления,  к ключевой ситуации относится задача по плавлению, нагреванию и дальнейшему испарению льда.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 
«Носители информации. Рабочий стол»

5 класс



Тип урока - изучение нового материала
Метод обучения - параллельный подход к изложению учебного материала (часть урока – изучение теоретического материала, часть урока - технологический материал - изучение устройства компьютера и его комплектующих, часть урока - практическая работа на компьютерах.)

Цели урока: - закрепить и систематизировать знаний учащихся о хранении информации;
- сформировать понятие о носители информации как материальном объекте;
- познакомить уч-ся с различными видами носителей информации;
- сформировать представление о рабочем столе, познакомиться с элементами
рабочего стола;
- развитие практических навыков работы с компьютером, клавиатурой.
Оборудование: презентация «Носители информации», дискеты, винчестер,CD-диски, 
флэш-память, учебник «Информатика 5 класс» (Л. Л. Босова)
Программное обеспечение: компьютерный тренажер «Мир информатики»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Фронтальный опрос теории 

Вопросы:

  • Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)
  • Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)
  • Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т.д.)
  • Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться)
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти - быстротавоспроизведения информации, а недостаток- со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти- большие объемы информации хранится долго, а недостаток- для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал))

IV. Сообщение темы и цели урока

Для того, чтобы сохранить без изменения большой объем информации человеку необходима внешняя память. Какие материальные объекты способны выполнить роль хранителей информации? На этот вопрос мы ответим, изучив новую тему «Носители информации»

V. Теоретическая часть урока

1. Носители информации
Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на 
песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне
Песок, земля, камень – это первые носители информации.
Вопрос: 
- Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.
Определение:
Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

Человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затеем в виде знаков или символов какого-то алфавита (рис.1). Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.
Чтобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки. 
Камень сменил более легкий носитель - 
глиняная дощечка (рис.2). 
На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:

  1. легким;
  2. долговечным;
  3. компактным;
  4. удобным для нанесения записей.

  2. Древние носители информации
Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.
Примерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху 
укладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном 
направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также 
папирусом, (рис.3)
Многие века письменные документы составлялись на 
пергаментных свитках ( рис.4). Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.
Когда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали использовать для письма.
Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления 
бумаги. Правда данную технологиюхранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке, а до Руси- в XVI веке. 
Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;
  • во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
  • в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.

3. Современные носители информации.
В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:
1) бумажный;
2) магнитный;
3) оптический.

Бумажные носители информации
Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т. д) (рис.5), которые в свою 
очередь являются 
бумажными носителями информации 
Первые вычислительные машины работали на 
перфокартах. (рис.6, рис.7) Перфокарты делали из плотной бумаги- картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде
небольших дырочек.
2) Магнитные носители информации 
В 1928 году была изготовлена первая 
магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой (рис.10), которую называли «Бабина». 
Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.
В первых ЭВМ (электронно- вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках (слайд 17- первая ЭВМ)

(Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков. 
На каждую парту раздается одна дискета для « исследовании»я ее учащимися) 
В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :
1) 
дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт). 
(рис.11). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.
2) 
жесткий магнитный диск или винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).
3) 
стриммеры (стрим-картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (рис.13). Внутри данного носителя находится магнитная лента.

 3) Оптические носители информации 
Самым распространенными носителями информации являются 
оптические или лазерные диски (рис.20). 
Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании -лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.
Различают CD и DVD диски. 
Вопросы: - 
Какую информацию можно записать наCD и DVD- диски?(DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).
По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

  • CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д
  • CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.
  • CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз.

4. Закрепление изученного материала
1). Фронтальный опрос теории
Вопросы:
- Что такое носитель информации?
- Какой носитель информации чаще всего использует человек?
- Приведите примеры искусственных носителей информации.
- Приведите примеры естественных носителей информации.
2). Практическое задание
Задание 1.Определите вид носителя информации.
 На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски,винчестер, флэш-память и др. (рис.21)
Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

VI. Технологический материал урока 
1. Рабочий стол
Дома у каждого из вас есть рабочий стол, на котором находятся учебники, тетради, линейки, ручки и т.д. В информатике понятие «Рабочий стол» обозначает совсем другое
Определение: Рабочий стол – это изображение на экране монитора.
 Изображение на экране может содержать рисунок или фотографию, может быть цветным, черно-белым, однотонным.
2. Объекты Рабочего стола 
На Рабочем столе размещаются небольшие картинки - это значки, ярлыки. 
Значки , как правило, располагаются в левой части экрана. Например,
Значки обеспечивают доступ к различным устройствам компьютера или программам.
Значок 
Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера. Значок Мои документы поможет быстро найти сохраненные документы или рисунки. Значок Корзина содержит «мусор» - все то, что не нужно хранить в памяти компьютера. 
Значок 
Доклад по физике - ранее сохраненный текстовый документ, Домик - рисунок или графический файл.

На Рабочем столе находятся ярлыки - это картинка с небольшой черной стрелочкой в левом нижнем углу. 
Ярлыки указывают на файл, находящийся в другом месте. Они обеспечивают быстрый вызов данной программы.

На Рабочем столе находится Панель задач, которая содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикатор клавиатуры и другое.

3. Закрепление материала.
1). Фронтальный опрос
Вопросы: 1) Что такое рабочий стол?
2). Что находится на рабочем столе компьютера?
3). Чем значки отличаются от ярлыков?
2). Практическое задание
Задание 2.Найдите значки и ярлыки на Рабочем столе
На слайде размещена фотография Рабочего стола и надписи «значки» и «ярлыки». Учащимся предлагается соединить стрелками значки и ярлыки с надписями.

VII. Практическая часть урока
(работа учащихся за компьютером)

Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.
Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.

Задание 2. Работа с компьютерным тренажером.
Программа «Мир информатики» 3 год обучения - клавиатура, работа на клавиатуре.
Цель: 
отработка практических навыков работы с клавиатурой 10 пальцами, позиция пальцев на клавиатуре.

VIII. Домашнее задание: §1.4, 2.5

IX. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы узнали, что такое носитель информации и познакомились с видами современных носителей, а также изучили «состав» Рабочего стола: ярлыки и значки.
Вопросы:

  1. Дайте определение носителя информации.
  2. Назовите основные виды современных носителей информации.
  3. Что называют Рабочим столом?
  4. Какие объекты расположены на Рабочем столе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное портфолио учителя истории МБОУ СОШ с.Скатовка Байнуреновой Елены Ивановны

Электронное портфолио  учителя истории МБОУ СОШ с.Скатовка Байнуреновой Елены Ивановны  для аттестации на 1 категорию...

Доклад учителя информатики на педагогическом совете «"Адаптация педагогического коллектива ОУ к инновациям в ходе внедрения ФГОС"»

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...так нельзя. Мы работаем, как дилетанты. Как авторы любительских писем: «Дорогие ученые, у ме...

Презентация к РМО учителей математики Шацкого района 27 августа 2020 года "Технология дистанционного обучения в математике"

Презентация к РМО учителей  математики  Шацкого района  27 августа 2020 года "Технология дистанционного обучения в математике"...

Методическое пособие для учителей по работе на платформе Урок.ио в условиях дистанционного обучения.

Пособие предназначено для учителей, преподавателей и студентов при подготовке уроков для учащихся средней школы....

Муниципальный проект «Цифровое наставничество» Авторы: муниципальная команда Большеберезниковского района учитель биологии Кудашева Светлана Николаевна МБОУ «Марьяновская СОШ», учитель информатики Смоланова Елена Николаевна МБОУ «Большеберезниковская СО

Для чего? Что мы хотим получить в итоге муниципальной практики?Обеспечить взаимодействие субъектов наставничества в вопросах использования возможностей цифровой образовательной среды в урочной и внеур...