Доклад учителя информатики на педагогическом совете «"Адаптация педагогического коллектива ОУ к инновациям в ходе внедрения ФГОС"»
материал по информатике и икт по теме

Титова Ирина Юрьевна

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

...так нельзя. Мы работаем, как дилетанты. Как авторы любительских писем: «Дорогие ученые, у меня который год в подполе проис­ходит подземный стук. Объясните, пожалуй­ста, как он происходит». Система нужна... Сейчас мы все распишем...

Б. Стругацкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад учителя информатики40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад заместителя директора по УВР Титовой И.Ю.

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

...так нельзя. Мы работаем, как дилетанты. Как авторы любительских писем: «Дорогие ученые, у меня который год в подполе происходит подземный стук. Объясните, пожалуйста, как он происходит». Система нужна... Сейчас мы все распишем...

Б. Стругацкий

В стандарте образования последнего поколения, впервые в отечественной практике, сделана попытка описать планируемый результат и оценить необходимые для его достижения условия. 

Можно выделить и ряд конкретных противоречий.

К ним следует отнести такие противоречия, как:

  • между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
  • между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
  • между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
  • между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

Инновации в образовании с одной стороны стали необходимостью, а с другой крайне рискованной   зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки. Они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта. Инновации предполагают формирование новых педагогических реалий и возникновение новой культурной традиции. Это получается не всегда. Такое положение характерно для всей инновационной деятельности и по данным крупных компаний, имеющих развитый инновационный сектор, до 70 процентов новшеств не осуществляется в задуманном автором объеме.

Еще одна сложность связана с технологией введения инноваций. Полноценный инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом может быть определена как инновационная деятельность.

Эта деятельность может быть более детализирована и тогда в ней выделяются следующие действия:

  • определение потребности в изменениях;
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Очевидно, что сложности возникают на этапе внедрения, так как автор или авторская группа должны доказать эффективность своего новшества и найти мотивы для того, чтобы внешнее окружение присоединилось к группе сторонников новшества и включилось в его апробацию. Трудно определить, где мотивирование перерастает в административное давление и происходит формализация, потеря смысла инновации. Так в своей колонке в «Вестнике образования» министр образования и науки Андрей Фурсенко выразил эту позицию так: «Работникам образования хорошо известно, что любая инновация – это риск… Если же инновация исходит от управленцев, то это риск вдвойне. В нашей стране принято считать, что даже если такая идея разумна, на практике ее реализуют плохо. Я сам противник административного подхода в реализации инноваций и готов признать, что любая идея в сфере образования, которая жестко «продавливается» начальством, обречена на неудачу».

Инновациями в образовании  предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

- создание профильных классов;

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

- тьютерство.

2. Представление и передача содержания образования 

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

- создание компьютеризированных курсов;

- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Понятие «адаптация»: содержательный, функциональный и диагностический аспекты

В справочной, энциклопедической, научно-популярной литературе термин «адаптация» трактуется как приспособление к чему- либо.

Приспособление организма к условиям среды обитания - физиологическая адаптация.

Адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям его жизнедеятельности. Способность взрослого человека быстро и безболезненно адаптироваться к динамично изменяющейся социальной среде, определяется уровнем его личностного развития, в том числе содержанием его знаний, уровнем понимания жизни, умением действовать сообразно ситуации.

Адаптация (от позднелатинского adaptation - приспособление) - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающие также тенденции развития среды и субъекта. Анализируя данное определение, необходимо отметить важный компонент адаптации - согласование требований и ожидание его участников.

Адаптация - процесс активного вхождения индивида в новые условия среды. Эффективность ее в значительной степени зависит от того, насколько адекватно сам человек воспринимает себя и свои связи с конкретной средой. Цель адаптации: облегчить переход субъекта из одних условий жизнедеятельности в другие; созидательное напряжение с целью успешного преодоления объективных и субъективных трудностей, когда самопостижение и мобилизация скрытых интеллектуальных, психологических возможностей и резервов человека позволяют ему по-новому понять самого себя, поверить в свои способности, добиться радостных и вдохновляющих результатов. Рассматривая определение адаптации, данное С.М. Годником, необходимо обратить внимание на то, что адаптация представлена не как приспособление, а как вхождение в новые условия среды.

Адаптация - процесс и результат, благодаря которому происходит перестройка всей системы поведения личности под влиянием требований, предъявляемых к ней со стороны социума. Компонентами, конкретизирующими данное понятие, являются: мотивационно-целевой, социально-психологический, когнитивно-деятельностный, интегративно-личностный.

Обобщая содержательно-процессуальную сторону трактовок понятия «адаптация», мы сделали вывод, что адаптация - это аналитико-рефлексивная деятельность человека, направленная на первичное освоение им среды обитания (социальной, профессиональной, культурной, интеллектуальной и т.д.).

Результатом интеллектуальной адаптации является сформированность таких качеств (умений), с помощью которых личность может реализовать свои стремления и потребности, самоопределиться, т. е. речь идет о сформированное таких умений, которые позволяют на базе имеющегося опыта решения задач в одной среде провести взаимосвязь с другой незнакомой средой; найти в ней знакомые черты, выявить недостающие для решения задачи части, превращая тем самым незнакомую образовательную среду в знакомую.

Немаловажное значение имеет применение педагогической поддержки в усвоении знаний.

Это:

  • адаптация содержания, т.е. снижение сложности учебного материала, посредством сокращения подробностей и многообразия; разделения сложного задания (примера) на составляющие;
  • применение ориентировочной основы действий (опорные сигналы). Их множество: пример на использование конкретного правила, опорный конспект, обобщающая схема или таблица и т.д.;
  • использование алгоритмов решения учебных задач: аналогия - опорная логическая схема;

-применение подсказок (но не прямой ответ на вопрос, а намек, ассоциация, выдвижение идеи, направление мысли или пути поиска);

  • предупреждение о возможных ошибках как при решении, так и при поиске пути решения;

-выбор темпа действия (он должен базироваться на позиции полного усвоения).

Еще один из приемов, применяемых для облегчения адаптации учащихся к новому учебному материалу, - адаптированные тексты.

Адаптированные тексты - учебные материалы, содержащие упрощенное, приспособленное к уровню понимания обучаемых изложение основ какой-либо отрасли знания. Обычноэто тексты с намеренно упрощенной лексикой, используемые на начальных стадиях обучения второму или иностранному языку.

Знание приемов того, как адаптировать человека к деятельности в незнакомых условиях - важный шаг вперед в организации процесса адаптации. Но процесс не может основываться лишь на знании и использовании приемов. Не менее важно знание того, из чего состоит процесс адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)

Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...

Педагогический совет "Деятельность педагогического коллектива по работе с неблагополучными семьями"

Цель: привлечь внимание педагогического коллектива к работе с неблагополучными семьями, поиск оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции оздоровления детско-роди...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...