Урок информатики в 5 кл. Тема"Табличная и наглядная формы представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Емельянцева Наталья Александровна

Урок в 5 классе по программе Босовой "Табличная и наглядные формы представления информации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочный план

Класс 5

Предмет Информатика

Тема: «Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации».

Цели урока:

1. Дать представление о табличной форме записей, рассказать о достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации, подчеркнуть роль наглядных форм представления информации.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки самостоятельной работы.

3. Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету, усидчивость.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Приемы обучения: рассказ, беседа, объяснение, показ слайдов.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
  2. Проверка ранее усвоенных знаний.
  1. Что понимается под кодированием информации?
  2. Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
  3. Что такое метод координат? (Слайд 2)

    3. Усвоение новых знаний.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Сначала записывалась информация с помощью острого камня, костяной палочек, птичьего пера, перьевыми ручками, авторучками. Но чтобы внести изменения в текст, нужно было заново перечитывать и переписывать этот текст. А это очень длительный процесс.

Прочитайте задачу.

Задача №1.

У Мухина оценка по литературе за год – 3. У Алексеевой по математике  оценка за год – 4. У Дроздова по природоведению оценка за год – 5. У Галкина по природоведению за год оценка – 5. У Радугиной по математике оценка за год – 4. У Алексеевой по русскому языку оценка за год – 5. У Мухина по математике оценка за год -3. У Мухина по русскому языку оценка за год – 3. У Прозоровой по математике за год оценка -5. У Галкина по русскому языку за год оценка – 5. У Радугиной по русскому языку оценка за год – 4. У Дроздова по литературе оценка за год – 4. У Галкина по математике оценка за год – 4. (Слайд 3).

Попытайтесь ответить на вопросы:

1. Об оценках скольких учеников говориться в этом тексте?

2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

3. Сколько учеников имеют только отличные оценки?

4. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придется перечитывать весь текст по несколько раз.

Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:

Фамилия

Предмет

Русский язык

Литература

Математика

Природоведение

Алексеева

5

5

5

5

Галкин

4

4

3

5

Дроздов

4

4

5

5

Мухин

3

3

3

4

Прозорова

5

5

5

5

Радугина

4

5

4

4

По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро. Любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. (Слайд 4).

Таблица – это простая и удобная форма представления однотипной информации. (Слайд 5).

Переход от текстовой формы к табличной формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим задачу.

Задача №2.

Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.

— О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

   Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.

   Назовите имя и фамилию каждого мальчика. (Слайд 6).

Составляем таблицу:

Балашов

Петров

Лунин

Симонов

Алик

Володя

Миша

Юра

Решение:

  1. — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя. (Балашов не Володя).
  2. — О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. (Балашов не Алик).
  3. — Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.(Миша и Петров одно лицо).
  4. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. (Лунин не Алик).

Балашов

Петров

Лунин

Симонов

Алик

-

+

Володя

+

-

Миша

+

Юра

+

Ответ: Балашов Юра

            Петров Миша

                 Лунин Володя

                 Симонов Алик  (Слайд 7)

 

4.Обобщение и систематизация.

Задача №3.

Беседуют трое: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но цвет волос не соответствуют фамилии». Какой из беседующих имеет какой цвет волос?  (Слайд 8).

Составляем таблицу:

Фамилия

             Цвет волос

Русый

Рыжий

Брюнет

Белокуров

Чернов

Рыжов

Решение:

  1. «Брюнет сказал Белокурову…» (Белокуров не брюнет).
  2. Белокуров не русый, т.к. цвет волос не соответствует фамилии, следовательно, Белокуров рыжий.
  3. Чернов не рыжий и не брюнет, следовательно, Чернов русый.
  4. Рыжов не русый и не рыжий, следовательно, Рыжов брюнет.

Фамилия

             Цвет волос

Русый

Рыжий

Брюнет

Белокуров

-

+

-

Чернов

+

-

-

Рыжов

-

-

+

(Слайд 9)

Составление таблицы помогает наглядно нам представить информацию и легче отвечать на поставленные вопросы.

Наглядные формы представления информации.

Человек лучше понимает и запоминает информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм. Чтобы понять, о чем написано в выделенном тексте, вам потребуется приблизительно полминуты, чтобы воспринять смысл рисунка достаточно несколько секунд.

В современных супермаркетах каждый товар имеет штрих – код – метку, состоящую из черных линий. Для чтения штрих - кодов применяют специальные штрих - сканеры. С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки. (Слайд 10)

Каждый ученик знает схематичное изображение приставки, суффикса, корня и окончания слова. Поэтому вы сразу поймете, о чем идет речь, если вам предложат составить слово к соответствующей схеме:

 (например, слово «приставка»). (Слайд 11).

Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы. 

Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме.

С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 миллиметрам соответственно. (Слайд 12)

Шимпанзе

Лошадь

        Верблюд

Крокодил

Слон

(Слайд 13)

Итак, для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты и как они связаны друг с другом, используют схемы.

Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.

5. Итог урока.

1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблице?

2. Из чего состоит таблица?

3. Какие существуют наглядные формы представления информации?

(Слайд 14)

5. Домашнее задание. §1.10, §1.11, задача №4, стр.41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board  в приложении Smart...

Сценарий урока информатики в 5 классе по теме «Наглядные формы представления информации».

Данный урок представлен в  естественно-научном направлении.  Данный урок составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 класс...

Интерактивная лента к уроку информатики по теме "Наглядные формы представления информации"

Презентация в виде "интерактивной ленты". Урок информатики в 5 классе по теме: "Наглядные формы представления информации"...

Презентация по информатике наглядные формы представления информации

Презентация по информатике наглядные формы представления информации...

План - конспект урока информатики Тема урока: Наглядные формы представления информации

Представлены материалы, участвовавшие в районном конкурсе учителей информатики...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ» (ИНФОРМАТИКА 5 КЛАСС)».

Урок на тему «Наглядные формы представления информации» в 5 классе. Этот материал вызывает интерес и живое участие обучающихся, знания и умение построения различных видов диаграмм использу...

Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.

В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....