Из опыта работы. Творческая работа как один из видов домашнего задания.
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Королева Марина Михайловна

Как объяснить цикл? Как понять, что учащиеся умеют решать задачи на цикл? Вот этим проблемам посвящена статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

Творческая работа как один из видов домашнего задания.

Любой учитель желает видеть в глазах школьников интерес к своему предмету. Повысить интерес к предмету достигается только тогда, когда учащийся понимает, что он делает. Учеба из покон веков является тяжелейшим трудом. Учителя применяют различные методики для выполнения учащимися домашнего задания. Метод «кнута и пряника» еще никто не отменял. Огромный вклад в развитие индивидуальности ребёнка вносят творческие работы, которые даются мной после теории и одного урока решения задач (кол-во часов по моему предмету по базовому учебному плану довольно мало 8, 10, 11 кл-1 час, 9 кл – 2 часа), поэтому пришлось долго искать способы работы учащегося дома.  И это способ был найден – «творческая работа». Это задание является самым сложным заданием, т.к. заставляет обучающегося не только решить задачу, а самое главное ее придумать. Вот здесь то и проявляется «мозговой штурм», как я его называю. Ребенок пропускает через себя всю информацию, полученную на уроке(приходится открывать тетрадку, внимательно читать, что в ней написано, думать как можно применить эту теорию к своим идеям. Кто-то придумывает, похожую на классную, а кто-то свою задачу.

Например, в классе разбиралась одна из наитруднейших тем в программировании  -циклический алгоритм. Была разобрана следующая задача : « Необходимо 250 раз напечатать свое имя». Работу начинает ученик у доски ( я не подсказываю), при этом работает вся группа (помогают, дают советы, выходят к доске исправляют). Но на каждом важном моменте вступаю я и работаю как машина, т.е. исполняю блок-схему  по шагам. Идет проверка работоспособности алгоритма. Мне не жалко времени, которое я отвожу на эту работу, т.к.дети учатся анализировать и мыслить, учатся правильно решать задачи. И вот, наконец, задача решена, т.е. алгоритм, составленный учащимися работает. А дальше  идет объяснение  двух циклов одновременно с «предусловием» и с «постусловием». Дается блок-схема циклов и описание на PASCAL. А после этого учащимся предлагается эту же задачу решить с этими циклами, но с предварительной блок-схемой, т. е «подогнать» свою блок-схему к одному из циклов. Дальше разбираем еще одну задачу. (затрачивается около 2-х уроков) и только после такой работы можно задать творческую работу.

По такой методике и идет разбор разных тем в программировании. И вот он результат работы моих детей:

1.Для подготовки к экзамену Васе необходимо решить несколько задач за Х дней. Сколько он решит задач, если в первый день он решит 1 задачу, а каждый последующий день будет решать на 1 задачу больше чем в предыдущий?

2. Тетя Василия устроилась на древнюю профессию и в ночь получает Х рублей. Сколько ей надо работать ночей, чтобы накопить на квартиру в центре Москвы, которая стоит Y рублей?

3. Рабочий получает зарплату А рублей. Он попал в больницу. Но на работе ему решили выплачивать 6% от зарплаты ежедневно. Он пробыл в больнице как раз до того, как сумма достигла целой зарплаты рабочего. Сколько дней он был в больнице?

4. Книги складываются в коробки. В первую положили 10книг. В каждую следующую коробку клали на 6 книг больше чем в предыдущую. сколько потребуется книг, чтобы разметить их в 20 коробках?

 Все задачи проверяются на компьютере с обязательным решением в виде блок-схемы.

Никогда не ставлю 2 за творческую работу, если она сделана, а если не сделана -следует другая методика работы. Объясняю ошибки и предлагаю сделать другую, чтобы получить «4». Это замечательно, ребенок увидел «окружающий мир», понял что все поддается математическому анализу, любой процесс в жизни можно представить в виде математической формулы. ( я напоминаю, что мы решаем задачи на компьютере, а компьютер знает только математику).

А теперь теория - Творческие домашние задания вызывают у кого то живой интерес, у кого – то чувство досады, неприязнь, которую необходимо преодолевать. По мнению Б.И. Коротяева, слово «творчество» от слова «творить» и в общественном смысле означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Соответственно творческая познавательная деятельность учащихся – есть самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта. Следовательно, основными критериями творческой познавательной деятельности ученика и  являются самостоятельность и поиск.

Чем интересен предмет информатика, тем что каждый раз приходится работать с различными видами информации. А программирование заставляет мозг работать планомерно и целеустремленно. Учащийся проходит весь путь от создания задачи и ее реализации, что явно не хватает в нашем обществе. Во многом творческие индивидуальные способности ребёнка определяются способностями его учителя. Если же человеку постоянно работать над укреплением своих чувств, памяти, мышления внимания то он получит реальную возможность стать яркой реальной личностью.

Самый любимый раздел  информатики – алгоритмика (программирование). Здесь анализу и творчеству нет предела. Сколько задач придумано мной за все годы работы. Предела нет фантазии.

Практика показала, что нет не умеющих мыслить детей, а есть дети с мозговой ленью, нежеланием думать, анализировать.  Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью её самостоятельности. Через самостоятельную деятельность подростков постепенно раскрывается смысл учебной деятельности по самообразованию, направленную на удовлетворение познавательных потребностей.

Домашнее задание, по мнению психологов, является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.

Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.

Окончание. Проработав более 30 лет в школе и пройдя путь от учителя физики , к учителю информатики и к зам,директору, не устою говорить детям: «Только труд заставит Вас достичь жизненных целей, осуществить Ваши мечты. Да, не все будут миллионерами, но сделать что-то своими руками- это счастье.» И прихожу к выводу, что можно работать имея только кусок мела и доску! Со мной могут не согласиться, но это мнение мое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Уровни и виды домашних заданий по биологии"

В презентации отражены функции домашних заданий, типы домашних заданий, а также исследования среди шестиклассников (какие дети выполняют д.з)...

Разнообразные виды домашних заданий

      Предлагаемые виды домашних заданий могут помочь ученикам повысить их грамотность. Задания творческого характера стимулируют активность и самостоя...

ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И АЛГОРИТМ РАБОТЫ....

Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся.

В статье опысана методика постановки учебного опыта в полевых условиях, приведён образец заполнения дневника опыта....

Виды домашних заданий по английскому языку и алгоритм работы с ними

В памятке дан алгоритм работы с различными видами  домашних заданий по английскому языку...

Виды домашнего задания при обучении английскому языку. Из опыта работы

Доклад на тему "Виды домашнего задания  при обучении английскому языку. Из опыта работы"...

ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

Рекомендации по выполнению домашних заданий по английскому языку....


 

Комментарии

Спасибо большое,Марина Михайловна. на самом деле растормошить "спящего" ребёнка не просто. Вы нашли свою изюминку,думаю, она нам многим поможет Удачи