Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Постановка опыта на пришкольном участке

как один из видов исследовательской деятельности учащихся.

Новиков Николай Павлович,

учитель биологии МОУ Ниноровской ООШ

Угличского района

  Опытная работа учащихся – понятие широкое. Опытную работу учащихся в школе можно рассматривать как учебное задание, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется связь труда с изучением предметов естественного цикла. Имеется в виду не единичное учебное задание, а продуманная система организации творческой работы учащихся в области сельскохозяйственного труда, охватывающая учебное, внеклассное и внеплановое время и имеющая как учебную, так и производственную значимость.

  В самой общей форме опытную работу учащихся можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов соединения обучения с трудом через самостоятельное практическое изучение и творческое применение школьниками основ технологии в практике сельского хозяйства.

  При постановке опытов с растениями ученики должны учитывать их биологические особенности, а значит, уметь правильно применять на практике знания по ботанике, физиологии растений, основам растениеводства.

  Растения поглощают из почвы элементы минерального питания, следовательно, учащиеся должны уметь определять обеспеченность почвы элементами питания, потребность растений в удобрениях и т.д., а значит, применять в процессе трудовой деятельности знания по химии, математике, агрохимии.

  В зависимости от механического состава почвы различаются по теплоемкости, воздухо - и водопроницаемости, твердости, влагоемкости и т.д. – здесь уже не обойтись без знаний по физике.

  Продолжив перечень, можно проследить взаимосвязь знаний, полученных учащимися на уроках, с их практическим применением в опытной работе по большинству учебных дисциплин.

  Полевой опыт – основной метод исследования в полеводстве, овощеводстве и плодоводстве. Он широко используется для разработки и научного обоснования различных агротехнических приемов и их комплексов. Все практические рекомендации по возделыванию сельскохозяйственных культур строятся главным образом на результатах полевых опытов.

  Полевой сельскохозяйственный опыт – исследование, осуществляемое в полевой обстановке на специально выделенном участке. Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай растений и его качество.

  В школьных условиях полевой опыт используют  в исследовательских, производственных и в учебно-воспитательных целях. Поэтому содержание и сложность постановки опыта силами учащихся диктуются, прежде всего, их возрастом и теоретической подготовкой.

   Основная единица полевого опыта – делянка, т. е. часть площади опыта, имеющая определенный размер и форму, предназначенная для размещения на ней отдельного варианта опыта. В связи с этим, когда речь идет о конкретной делянке, всегда имеют в виду заложенный на ней вариант опыта. Ученики часто не улавливают различия между понятиями «делянка» и «вариант». Но они легко справляются с этим, если подчеркнуть, что в основе первого понятия лежит земельный участок, а в основе второго – тема научного поиска.

  Любой полевой опыт включает опытные и контрольные варианты. Под опытным вариантом понимают изучаемое растение, сорт, условие возделывания, агротехнический прием или их сочетание. Вариант, с которым сравнивают опытные варианты, называют контролем или стандартом. Совокупность опытных и контрольных вариантов, объединенных общей идеей, составляют схему опыта.

  Ценность результатов полевого опыта зависит от соблюдения определенных методических требований, важнейшие из которых следующие: типичность опыта, соблюдение принципа единственного различия, проведение опыта на специально выделенном и выровненном по плодородию участке.

 Под типичностью полевого опыта понимают соответствие условий его проведения почвенно-климатическим (природным) и агротехническим условиям данного района или зоны. Любой полевой опыт должен отвечать требованию почвенно-климатической типичности.

  При постановке опытов необходимо соблюдать единство всех условий, кроме одного – изучаемого. Это очень важное и обязательное требование методики называют принципом единственного различия. Он должен строго соблюдаться в опытной работе. Например, в полевом опыте по изучению доз азотных удобрений единственным различием по вариантам будут дозы. Все остальные условия опыта (почвенные условия, предшественник, способы обработки почвы, сорт, посев, уход и т. д.) во всех вариантах должны быть тождественными, одинаковыми. Без соблюдения этого требования методики нельзя правильно установить эффективность изучаемых доз удобрений.

  Подготовка к проведению полевых опытов начинается с составления общего плана работы на учебно-опытном участке. Он должен включать схематический план земельной площади участков, размещение культур, тематику, схемы полевых опытов, перечень основных наблюдений и исследований, примерные сроки и порядок выполнения работ, потребность в технике, инвентаре, семенах, удобрениях. Очень важно продумать распределение тематики опытов между классами и закрепление опытов за звеньями учащихся.

  Выбор темы полевого опыта зависит от того, с учащимися какого класса он будет проводиться и каковы их интересы, какие вопросы программы требуют практической проработки, какое хозяйственное значение имеет тот или иной вопрос, какова учебно-производственная база школы и т. д.

  Ориентировочно можно выделить три основных требования, которым должна отвечать тема опыта:

  1. актуальность для местного сельскохозяйственного использования (в личном подсобном и фермерском хозяйстве);
  2. новизна темы, ее учебно-воспитательное значение и интерес к ней учащихся;
  3. доступность методики и посильность техники постановки опыта.

Нельзя забывать и о возрасте юных опытников, так как тема опыта может оказаться непонятной ученикам младшего, а иногда и среднего возраста из-за отсутствия у них необходимых знаний и жизненного опыта. Поэтому в ученических опытах особенно важно, чтобы тема опыта была простой, а в ее названии выражалась сама суть опыта.

 Подводя учеников к осознанному проведению опыта, надо добиваться, чтобы дети сами сформулировали название опыта, чтобы они четко представили и выделили варианты опыта и пришли к убеждению, что эксперимент от начала и до конца продуман и составлен ими самими.

  Тема исследования должна быть четко ограниченной, характерной (типичной) для сущности исследования и строго соответствовать материальной базе.

  Для каждого полевого опыта или группы однородных опытов разрабатывают программу исследования, в которой указывают схемы, методику и основные элементы техники закладки и проведения опытов, дают перечень наблюдений и исследований.

  Предвидеть все детали будущего исследования не так просто, поэтому в процессе работы программа будет дополняться и изменяться, но это нисколько не умаляет ее значения.

  Планирование эксперимента завершается составлением рабочего плана исследования, в котором кратко излагают все этапы опытной работы, количество опытов, затраты времени и средств.

  В условиях школы программа исследования – не самостоятельный документ, а основа дневника юного опытника. Дополнительно в дневник включают сведения о школе, классе и звене учащихся, ведущих опыт, а также сведения о биологических особенностях выращиваемой культуры.

   Полевые опыты, проводимые учениками, обязательно должны сопровождаться самыми различными наблюдениями, которые служат дополнительным источником фактических данных для объяснения величины изучаемого эффекта.

 В общей форме эти наблюдения делятся на два вида:

  1. наблюдения за средой обитания (метеорологические наблюдения, агрохимические анализы почвы и т. д.);
  2. наблюдения за растением (фенологические наблюдения, физиологические пробы).

Самые общие и необходимые, а главное, доступные школе – систематические наблюдения за температурой и относительной влажностью воздуха, а также количеством осадков. Эти данные группируются по декадам, месяцам и используют для установления средних многолетних показателей, характеризующих климатические условия микрорайона. такие наблюдения не только посильны, но и очень интересны учащимся.

Приложение 1. Дневники опытов.

Дневник опыта

учащихся 7  класса

Ниноровской основной общеобразовательной школы

Угличского района

Ярославской области

1.Список учащихся звена с указанием звеньевого.

  1. Ивлиева Анастасия - звеньевая
  2. Лапина Мария
  3. Гасанов Тимур
  4. Григорьева Виктория

2. Тема опыта:

        «Влияние способов резки клубней картофеля на урожай»

        Культура:     Картофель salanum fuberasum.

        Сорт:        Скарп (Белоруссия)

        Репродукция IV Среднеспелый

3. Размер участка под опытом:    70 м2

Площадь делянок:   опытной, контрольной

Площадь контрольной делянки            11,5 м2

Площадь опытной делянки                   11,5 м2

4. Задача опыта:

        Выявить эффективность посадки частями клубней картофеля в целях экономии посадочного материала.

  1. Схема опыта:

    Опытная делянка, контрольная делянка, число повторений.

    Делянки расположены в двух ярусах  в двух повторностях.

                                 

Опыт            Опыт         Контроль

                                      №1                  №2                              

                   12 м


                                                     6 м

                                  Контроль    Опыт           Опыт

                                                            №1               №2

Расположения растений в междурядьях  65  см, в рядах  30 см.

В ряду  19 растений.

В делянке  57 растений.

Опыт №1:   посадка половинками клубня.

Опыт №2:   посадка глазками.

Контроль:   посадка целыми клубнями.

6. Характеристика почвы делянок:

     Участок имеет выровненную поверхность.

  Грунтовые воды залегают на глубине 1,5 метра. Почвы дерновоподзолистые, среднего механического состава, легкий суглинок. Почва слабо кислая  ph 5,5. Участок находится в севообороте 14 лет.

     Предшественник:  тыквенные.

7. Биологические особенности культуры:

    Картофель – важнейшая продовольственная и техническая культура. В клубнях картофеля в среднем содержится 14-22% крахмала и 2-3% белка. У растений картофеля стебель травянистый, корни мочковатые, листья непарноперистые, цветки пятерные, плод – ягода: клубень – утолщенный подземный стебель. Клубни картофеля образуются на концах сталлонов – подземных побегов. Из вредителей небольшую опасность представляет колорадский жук, а из болезней – фитофтора. По срокам созревания различают сорта: раннее – вегетативный период 50-60 дней; среднеспелые – 60-80 дней; среднеспелые – 80-100; среднепозднее – 100-120; позднеспелые – свыше 120 дней.

     Наиболее благоприятная температура почвы для клубнеобразования – 16-19 ОС. Картофель – растение влаголюбивое. Хорошо растет на кислых почвах (ph – 4,5-5).

     Лучшими предшественниками для картофеля являются озимые культуры, зернобобовые, однолетние.

     Повторные посадки допустимы в течение 3 лет.

8.                       План проведения опыта.

Виды работы

Срок выполнения

Основная обработка почвы

Внесение органических удобрений 30 т/га

210 кг на 70 м2

сентябрь 2007 г.

Предпосевная обработка

Фрезерование

15.05.2008

Посадка

20.05

Послепосевная обработка

Боронование

27.05

Прополка

24.06

Окучивание

28.06

Уборка урожая

08.09

9.                           Дневник наблюдений:

Дата

Опытная делянка

Контрольная делянка

31.05

Начало всходов

30.05

Начало всходов

04.06

Полные всходы

05.06

Полные всходы

02.07

Начало бутонизации

29.06

Начало бутонизации

10.07

Начало цветения

06.07

Начало цветения

26.07

Полное цветение

19.07

Полное цветение

15.08

Полное отмирание ботвы

24.08

Полное отмирание ботвы

10. Уборка и учет урожая:

Дата

Повтор-

ность

Урожай с делянок, кг.

Урожай в пересчете на 1 га

Опытный

Контроль-ный

Опыт

Контроль

1

2

1

2

08.09

1

43 кг

34 кг

62 кг

36 ц

24 ц

52 ц.

2

42 кг

37 кг

59 кг

34 ц

28 ц

49 ц.

Итого

2

85 кг

71 кг

125 кг

70 ц

52 ц

101 ц.

 

  Уборка урожая велась отдельно с каждой делянки. Клубни картофеля после очистки взвешивались.

    Общий урожай с опытного участка составил 281 кг.

Урожай в перерасчете на 1 га = 40 ц/га

11. Выводы:

    Опыт, поставленный учащимися 7го класса Ниноровской основной общеобразовательной школы доказал, что посадка частями клубней картофеля малоэффективна и не дает высоких урожаев.

    Данный метод может быть использован при недостатке посадочного материала или разведении элитного материала и новых сортов.

   Звеньевой:                          Ивлиева  Анастасия

   Учитель:                             Новиков Н. П.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоговый тест по биологии в 5 классе

Составитель Новиков Николай Павлович,

учитель биологии  МОУ Ниноровская ООШ

Угличского района Ярославской области

Задания уровня А              

                               

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1.  Биология-это наука

  1. О звёздах
  2. О веществах
  3. О живой природе
  4. О земле, её форме и строении

А2.  Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

  1. Н.Коперник                3)  Р.Гук
  2. К.Птолемей                4)  А.Левенгук

А3.  Клеточное строение имеют:

  1. Все природные тела
  2. Только растения
  3. Только животные
  4. Все живые существа

А4.  Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

  1. Разглядывание
  2. Измерение
  3. Наблюдение
  4. Экспериментирование

А5. Ч.Дарвин

  1. Открыл кровообращение
  2. Создал учение о строении Вселенной
  3. Объяснил происхождение видов растений и животных
  4. Начал изучать наследственность

А6. Учение о биосфере создал

  1. К.Линней
  2. В.Вернадский
  3. Ч.Дарвин
  4. Ж.А.Фабр

А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений?

  1. Жук
  2. Гриб – боровик
  3. Дуб
  4. Окунь

А 8. Какие организмы самостоятельно создают питательные вещества из неорганических?

  1. Животные
  2. Растения
  3. Бактерии
  4. Грибы

А 9. К обитателям почвы относится:

  1. Заяц
  2. Белка
  3. Крот
  4. Лиса

А 10. К естественным природным сообществам относится:

  1. Парк
  2. Луг
  3. Поле
  4. Сад

Задания уровня В

В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.

 ОРГАНИЗМЫ                НАУКИ

А) берёза                       1) ботаника

Б) зяблик                        2) зоология

В) яблоня

Г) бабочка

Д) корова

Е) дуб

А

Б

В

Г

Д

Е

В 2. Установите соответствие между организмом  и средой обитания.

ОРГАНИЗМЫ                                   СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Карась                        1) Водная

Б) Белка                        2) Почвенная

В) Дождевой червь                3) Наземно- воздушная

Г) Эвглена зеленая

Д) Ласточка

Е) Береза

А

Б

В

Г

Д

Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегчен­ные, доступные...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Исследовательская деятельность учащихся на пришкольном УОУ.

Что такое исследовательская деятельность, её виды. Опытническая работа на пришкольном участке....

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна ВалентиновнаУчитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск...

Дневник опытов на пришкольном участке

Данная методическая разработка привела меня к призовому месту на конкурсе муниципального уровня Тулунского района "Лучшая методическая разработка". в связи с этим мне хотелось бы поделиться ...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...