Исследовательская деятельность учащихся на пришкольном УОУ.
статья по биологии по теме

Что такое исследовательская деятельность, её виды. Опытническая работа на пришкольном участке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачётная работа на курсах повышения квалификации «Исследовательская деятельность учащихся на пришкольном УОУ».

                         Учителя биологии МБОУ «СОШ с. Б.Чечуйка» Клевцовой Г.В.

Желание познать мир появляется у человека с рождением. И цель взрослого человека – не погасить это желание, поддержать это желание, развивать это желание. Успех познавательной деятельности зависит от мотивации. Познание на принуждении – малоэффективная деятельность. Поэтому важно, чтобы ученик был заинтересован. А познание картины окружающего мира через собственное исследование оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания.

 Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя-биолога является умение грамотно организовать исследовательскую работу со школьниками, привлечь их к изучению родного края с целью развития биологического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения ко всему живому.

        Познавательная учебно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время.  Во внеурочное время это – кружковая работа, экскурсии, работа на учебно-опытном участке. Именно научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

В результате исследовательской деятельности должно появиться новое знание. 

Научно – исследовательская работа учащихся во внеурочное время ведется на учебно-опытном участке, во время кружковой работы,  во время экскурсий на природу.

Нельзя умалять значение опытнической работы на учебно-опытном участке. Цели и задачи учебно-опытной работы на пришкольном участке:

  1. В процессе выполнения несложных опытов с растениями углубить и расширить знания учащихся по биологии.
  2. Закрепить знания, полученные на уроках биологии, формировать трудовые навыки и умения по выращиванию растений.
  3. Воспитывать бережные отношения к природе.
  4. Своевременно и тщательно, точно по разработанному плану и графику, выполнить все с/х работы на участке.

Велась работа над опытами по следующим темам:

1.Посадка картофеля проращёнными и не проращёнными клубнями.

2.Влияние длины светового дня на рост и развитие растений.

          3. . « Выявление степени загрязненности воздуха в районе школы путем     взятия  проб растений» - практическая работа.

          4.. « Определение вида почвы на пришкольном участке»- практическая работа.

          5. « Разнообразие растений на пришкольном участке» - практическая работа.

В процессе возделывания овощных культур учащиеся знакомятся с ростом и развитием растений, заготавливают коллекции и раздаточные материалы для кабинета биологии.

На территории УОУ была проведена проектная работа «УОУ как искусственное сообщество». Завершающим этапом данного проекта было оформление результатов и участие в областном смотре-конкурсе УОУ.

        Следующим этапом в исследовательской деятельности было направление исследования экологического состояния пришкольного участка, а затем местности. Ребята проводили анализы почвы, воды, снега.        По результатам исследовательских работ оформлялись отчеты. Эти исследовательские работы выполнялись по плану работы кружка «Юннат». Работа кружка предполагает изучение почвы, проведение исследований воды, снега, изучение загрязненности воздуха, проведение экологических мероприятий, участие в озеленении территории. За время работы кружка формируется костяк из учащихся, которые становятся постоянными членами и привлекают к работе других учащихся.

         Анализы проводятся доступными методами и химикатами из школьной лаборатории. Методика проведения таких работ бралась из различных источников: периодические издания «1 сентября», «Биология в школе»,  «Химия в школе»,   а также использовались материалы из Интернета.

 Существенным фактором воспитания сельских школьников является непосредственное воздействие на них социальной природной среды. Сельские ребята близки к природе, многие из них уже в школе ориентированы на сельскохозяйственный труд. Их представления о сельскохозяйственном производстве разнообразны и конкретны, они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными и т.д.  Именно поэтому в сельской школе могут быть эффективно реализованы возможности в развитии творческой деятельности школьников, их самостоятельности, активности, познавательного интереса как факторов, обеспечивающих личностно-общественное становление каждого растущего организма.

Исследовательская работа позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихся, их интересы, жизненный опыт, склонности. Особенно важно, что, выполняя различные опыты, проводя наблюдения и эксперименты, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребенка, сохраняет ее чистоту и чуткость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся.

В статье опысана методика постановки учебного опыта в полевых условиях, приведён образец заполнения дневника опыта....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....