Статья "Здоровьесбережение на уроках информатики"
статья по информатике и икт по теме

Коренчук Елизавета Владимировна

Здоровьесбережение на уроках информатики . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_korenchuk_e.v._mbou_sosh_33.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на уроках информатики  

Коренчук Е.В. учитель

информатики  МБОУ «СОШ №33».

«Забота о здоровье ребёнка –это

не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил…

и не свод требований к режиму,

питанию, труду, отдыху. Это прежде

всего забота о гармоничной полноте

всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является радость творчества»

 В.А.Сухомлинский

Проблемы здоровья у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова одного классика о том, что «здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто». О плохом здоровье населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до президента страны. Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель нередко может сделать для здоровья школьника больше, чем врач (В.В. Поваляева, 2006)

По данным Минздрава и Госкомэпидемнадзора России, лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % хронические заболевания. Особенно тревожит постоянное увеличение заболеваний детей туберкулезом, что может пагубно отразится на здоровье последующих поколений (Е.П. Стрелецкая, 2004).

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.( http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/doklad-po-teme-primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologi)

В старших классах значительно увеличивается фактическая учебная нагрузка: в школе она составляет от 6 до 8 ч., а подготовка домашних заданий занимает еще 2-4 ч. Не устраненные ранее отклонения в состоянии здоровья детей, недостаток знаний по вопросам его сохранения у школьников и взрослых ведут к тому, что здоровых учащихся, относящихся к первой группе, почти нет, две трети школьников имеют серьезные отклонения – хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Понижение зрения наблюдается более чем у 30 % старшеклассников,  снижение слуха – у 5-7 %, нарушения осанки у 15-25 %. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. К сожалению, и учителя и родители часто привыкают к жалобам детей на вялость, ослабление памяти, головокружения, головные боли, боли в животе, которые не редко являются постоянными спутниками современных школьников (А. Киселев, Е. Сергина, 2008).

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. (http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/metodicheskaya-razrabotka-«zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-ur).  В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90% работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезотечение, жжение или боли в области глаз. (http://festival.1september.ru/articles/564124/)

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере это направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.    
(
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-informatiki-i-ikt)

Основными целями  здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках  информатики, являются следующие:

Создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни. (http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-informatiki-i-ikt)

Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей, и особенно на здоровье детей. Поэтому в целях сбережения здоровья детей в  учебных заведениях жёстко регламентируется  режим использования компьютеров. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.

Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором  определенное время. Например, для учащихся 1-х классов – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут и т.д. ( http://s_gorn_nosh.tog.edu54.ru/p125aa1.html)

Всем школьникам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК.

 Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения  стоят обстановка и гигиенические условия. (http://infoteacher.olg.ucoz.ru/publ/sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii_na_urokakh_informatiki_i_ikt/1-1-0-4)

Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
  2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
  4. Создание комфортного психологического климата.
  5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
  7. Использование аудиовизуальных средств обучения.( http://festival.1september.ru/articles/564124/)

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке не возможна без физкультминуток. При рациональной организации урока физкультминутки должны быть на 20-й и 35-й минутах. В кабинетах информатики есть своя специфика их проведения: не обязательно прыгать и махать руками, можно просто посмотреть в окно, вдаль и на более близкие предметы. (http://pedsovet.su/load/38-1-0-25708).

Для предупреждения зрительного утомления у учащихся использую следующие упражнения:

  1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
  2. Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
  3. Исходное положение - сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 5-раз.
  4. Исходное положение - сидя. Смотреть на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  5. Исходное положение сидя, закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.

Работа на уроках позволяет:

  • развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения;
  • нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;
  • дает возможность свободно использовать соответствующие источники информации.

После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него.

Библиография

  1. Аветисов Э.С. Охрана зрения у детей. – М.: «Медицина», 1975.
  2. Вострокнутов И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере.// ИНФО. – 2002, №1.
  3.  Стрелецкая Е.П. Нарушение здоровья детей и компенсирующие возможности дополнительного образования /  Стрелецкая Е.П. // Физическая культура в школе. - 2004 г. - № 8. - С.65-67.
  4. Поваляева В.В. Беречь здоровье детей / Поваляева В.В. //Физическая культура в школе. -2006 г. -  № 7 – С. 28-29.
  5. Киселев А. Чем старше, тем слабее? / Киселев А., Е. Сергина // Спорт в школе .- 2008 г. -  № 12 (438) июнь - С. 6-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".

Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

Как организовать урок информатики, чтобы учесть профиль и вызвать интерес к предмету (приемы и методы работы учителя на уроках информатики)

С переходом на профильное обучение перед  учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики. Д...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Урок информатики в 5 классе по теме "Информация - Компьютер - Информатика"

Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики....