Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".
статья по теме

Кузовова Ольга Ивановна

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_kuzovovoy_oi.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тумская средняя общеобразовательная школа №3»

Из опыта работы учителя информатики Кузововой  Ольги Ивановны по технологии

«Проектные методы обучения на уроках информатики»

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Однако происходящие в современном обществе изменения  требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творчеством, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем  — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

  Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта для решения значимых практико-ориентированных проблем. На мой взгляд, метод проектов как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Проектное обучение активизирует истинное учение обучающихся, поскольку оно:

  • личностно ориентировано;
  • реализует деятельностный подход в обучении;
  • построено на принципах проблемного обучения;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда.

В проектной деятельности использую совокупность следующих методов

Проектная деятельность

Дискуссии, эвристические беседы

Мозговые атаки

Ролевые игры

Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой и другими источниками информации. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволяет:

  • индивидуализировать обучение;
  • актуализировать знания и умения;
  • изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;
  • выполнять работу каждому ребенку в собственном ритме;
  • организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов

Поиск информа-ции

Осмысле-ние

Анализ

Применение

Оценка

Синтез

 Предлагаемая мной технология направлена на формирование целостной личности, характеризующейся определенным уровнем компетентности.

Целью педагогической технологии является повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов к информатике через применение проектных методов работы. 

 В рамках поставленной цели решаю следующие задачи:

  1. усиление практической направленности обучения;
  2. дифференцирование процесса обучения;

3.  формирование:

  • навыков решения проблемных заданий;
  • навыков поведения в нестандартных ситуациях;
  • надпредметных навыков, позволяющих ученикам совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни;
  • « информационного  мышления»;
  1. использование таких форм работы, которые позволяют обеспечить каждому ученику максимальные условия для раскрытия его умственного потенциала;
  2. способствование развитию познавательной активности ученика с любым уровнем интеллектуального развития;
  3. использование учащимися теоретических знаний по информатике в практике.

Главная идея предлагаемой  мною технологии: формирование и развитие ключевых компетенций учеников через  применение проектных методов работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Основные принципы технологии

  1. Принцип психологического обеспечения.
  2. Принцип проблемного обучения.
  3. Принцип самоорганизации.
  4. Принцип самопознания.
  5. Принцип соучения.
  6. Принцип личной ответственности.
  7. Принцип самореализации.
  8. Принцип саморазвития.

Совместное развитие с другими людьми,  развитие себя через развитие другого.

 У меня сложилась следующая система работы. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по курсу информатики. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

  Для работы на начальном этапе ознакомления с методом проектов стараюсь применять темы для наиболее полного ознакомления учащихся с возможностями этого метода и для того, чтобы показать применение различных информационных сред в работе. Со старшими школьниками при работе над проектами стараюсь учитывать профориентационные наклонности учеников и, в особенности, выпускников.

Использую следующие информационные среды для разработки проектов.

 Перед началом работы над проектами необходимо научить учащихся самой технологии метода проектов. Так как времени на это не отводится, то решаю эту проблему частично за счет экономии урочного времени, частично за счет факультативных и кружковых занятий.

Работа по данной технологии дает положительные результаты.    

Успеваемость за последние 3 года в 7-11 классах составляет 100%.

 Мои ученики успешно выступают на районных олимпиадах по информатике.

Ежегодно выпускники 9-х, 11-х классов выбирают информатику в качестве экзамена и показывают 100% качество обученности.

Выпускники поступают в ВУЗы  и не испытывают затруднений в изучении информатики.

 В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлена очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика сохраняет свою актуальность и соответствует требованиям ФГОС.
  3. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше, а также способствует формированию метапредметных компетенций.
  4. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения МОУ ГООШ отделения коррекционного обучения

из опыта работы по теме"Формирование  общетрудовых навыков и умений", коррекционное обучение(8 вид)...

Из опыта работы учителя информатики по развитию способностей школьников и поддержки одаренных детей

›Информатика является, именно таким предметом, который как никакой другой предоставляет ребенку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально. Разнообразие информационных тех...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Описание опыта работы учителя информатики

Описание опыта работы учителя информатики «Формирование и развитие ИКТ- компетентности  учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»...

Обобщение опыта работы учителя математики Братчиковой Елены Ивановны

Данная работа показывает опыт работы по теме"Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики". Работа по этой теме начата в 2013 году. учитель показывает применение общеобразовател...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Алгоритмы решения задания 22 контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по информатике и ИКТ (ознакомление с опытом работы учителя информатики С.С. Полякова МАОУ "Гимназия № 3" Фрунзенского района г. Саратов)

Цель сообщения: Ознакомление коллег с разработанной Поляковым Сергеем Сергеевичем методикой решения заданий повышенной сложности при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации в форм...