из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения МОУ ГООШ отделения коррекционного обучения
статья по технологии по теме

из опыта работы по теме"Формирование  общетрудовых навыков и умений", коррекционное обучение(8 вид)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках профессионально-трудового обучения».

                                        «Труд – это единственный титул истинного                                                         благородства! Это – мощь и радость                                                         человека-творца…»

                                                                                Р. Роллан

        В условиях рыночной экономики в стране предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной умелости работников производственного и обслуживающего труда.

ПРОБЛЕМА: (слайд 2)

         Это значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекционных) школ. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и общественно полезному труду. Однако опыт последних лет показывает, что выпускники школ VIII вида испытывают большие трудности в трудоустройстве, вливаясь в общий поток безработных, повышается уровень социальной незащищённости учащихся, нарушаются процессы их адаптации в обществе.

АКТУАЛЬНОСТЬ: (слайд 3).

 Отсюда вытекает необходимость не простого совершенствования учебно-воспитательного процесса, а создание качественно новой системы формирования личности выпускника специальной (коррекционной) школы, переход от углубленного трудового обучения к начальному профессиональному.

Основная цель специального (коррекционного) образования - подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе.

Вся моя педагогическая деятельность направлена на достижение цели: (слайд 4).

 Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Данную цель на своих уроках реализую через следующие задачи (слайд 5):

Формирование прочных навыков у обучающихся хозяйственно-бытового самообслуживания;

Формирование умений, которые возможно использовать в индивидуально-трудовой деятельности;

Развитие коммуникативных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации
трудового взаимодействия;

Воспитание культуры труда,  духовного и эмоционального мира ребёнка.

Главным в своей работе считаю (слайд 6):

практическое усвоение социальных норм трудовой готовности и поведения.

отслеживание развития общетрудовых и коммуникативных возможностей обучающихся с учётом их индивидуальных способностей.

Т. Е. на уроках профессионально-трудового обучения я большое внимание уделяю развитию общетрудовых умений и навыков каждого обучающегося в отдельности, применяя индивидуальный подход.

На протяжении всех лет обучения вся деятельность обучающихся диагностируется по следующим критериям:

формирование общетрудовых умений и навыков;

усвоение и соблюдение правил ТБ;

соблюдение дисциплинарных требований;

формирование навыков культуры труда;

формирование самоконтроля и самоанализа при выполнении самостоятельной работы;

организация рабочего места;

развитие коммуникативных навыков.

Эту диагностику предлагаю посмотреть на данных слайдах:

(СЛАЙДЫ 7-8).

Диагностика проводится на начало, середину и конец каждого учебного года. Так, например, обучающиеся 6 класса Егорова Анастасия и Козьяков Артём были продиагностированы мною в 5 классе и на начало текущего учебного года. Так у Егоровой Анастасии к концу 5-го класса в основном преобладали средние показатели по всем критериям. Это говорит о том, что у неё достаточно хорошо формируются умения и навыки по предмету. Настя является успешной ученицей. Козьяков А. – ребёнок достаточно сложный, обучение ему даётся с трудом. У него на начало прошлого учебного года на 1-м уровне были следующие показатели критерий: формирование общетрудовых умений и навыков, формирование самоконтроля и самоанализа при выполнении самостоятельной работы и развитие коммуникативных возможностей. На начало текущего учебного года у него прослеживается положительная динамика по овладению всех  общетрудовых умений.

Формы работы с обучающимися (слайд 9):

Инструкционно-технологические  карты;

Опорные схемы, образцы элементов изделий;

Модели готовых изделий;

Индивидуальные рабочие альбомы с опорными схемами, таблицами и образцами.

Мною разработана адаптивная программа факультативного курса для обучающихся 6-7 классов «Моделирование швейных изделий» (слайд 10). В содержании программы нашли отражение те составляющие национальной культуры, которые коррекционная школа может передать новому поколению. Программа включает в себя уникальные разделы, посвящённые истории, свойствам и технологии обработки русской вышивки, аппликации, лоскутной техники, мягких игрушек, сувениров, цветов и отделок из различных текстильных материалов.

Свой опыт работы представляю: слайд 11.

В школьных выставках.

На окружном конкурсе «Марья-искусница» подготовила и провела мастер-класс по направлению «Декоративно-прикладное искусство» с обучающимися школ города и района;

На районной выставке детских работ декоративно-прикладного искусства «Край родной, навек любимый»;

В выставке поделок на межрайонном «Антинаркотическом форуме»

 В выставке детских поделок «Подарок маме своими руками»

Рассказ о технике работ. Слайды 12 – 14.

Вывод: слайд 15.

Решая данную проблему на уроках профессионально-трудового обучения мы, тем самым, помогаем детям успешно пройти социализацию и найти своё место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявлени...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

АНАЛИЗ РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА 2014-2015УЧ.ГОД

АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА 2014-2015 УЧ.ГОД....

Доклад на ШМО учителей профессионально - трудового обучения

Доклад " Воспитание ответственности и самоконтроля на уроках профессионально - трудового обучения" подготовлен для ШМО трудового обучения коррекционной школы....

Отчет о работе методического объединения учителей профессионально-трудового обучения за I полугодие 2016-2017 учебного года

Отчет о работе методического объединения        учителей профессионально-трудового обучения за I полугодие 2016-2017 учебного года...

Отчет о работе руководителя методического объединения учителей профессионально-трудового обучения, февраль 2016

Отчет о работеруководителя методического объединения учителей профессионально-трудового обучения...

Анализ деятельности методического объединения учителей профессионально-трудового обучения за 2016– 2017 учебный год

Анализ деятельности методического объединения учителей профессионально-трудового обученияза   2016– 2017 учебный год...